Игры на уроках обучения грамоте 
ЗВУКИ И БУКВЫ
Игра «Кто больше ?»
Напишите как можно больше слов с одинаковыми гласными. Пишите слова с гласным о. Можно пользоваться словарем. Игра на время. Участники игры пишут, например, такие слова: водоросль, долото, молотокЧерез определенное время каждый из участников читает записанные им слова. За неповторяющееся слово- очко. Победитель тот, кто наберет больше очков.
Игра « Какое слово задумано?»
На доске записывается слово с одной пропущенной буквой , например: бк. Нужно угадать, какое слово задумано. Участники игры называют слова: бак, бок, бык. Ведущий каждый раз отрицает. Если никто больше не может назвать задуманное слово, ведущий сообщает его сам: бук.
Слова для игры: дм, лк, ск, сн, ср.
Игра « Волшебная палочка»
Превратите одно слово в другое, изменив гласный звук.
Лото, село, река, мел, леса, ехать, сыр, сок, сук.
Загадки
Что за зверь со мной играет:
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки ?
(Кот)
Он и стучит,
Он и гремит,-
Все что-то где-то
                                          Мастерит.
                                          А что он сделал,
                                          Что сковал-
                                          Никто ни разу
                                           не видал.
                                                                  (Гром)                       
                                         Он и хрупок, он и тонок,
                                         Он и крепок, он и звонок,
                                         И в мороз в него всегда
                                         Превращается вода.
                                                                    (Лед)                                 
                                        Ну и кошка,
                                        Вот так кошка,
                                       Даже страх берет немножко.
                                       И у этой кисочки
                                       На ушах по кисточке.
                                                                    (Рысь)
Произнесите по порядку звуки в словах – отгадках, затем, наоборот, от последнего звука к первому. Запишите отгадки.
Подчеркните гласные одной чертой, согласные – двумя.                                                                                      
Сказка о «хитром» звуке (й)
  Живет в русском языке звук (й). Одни называют его Неслоговым : ведь он не может образовать слог. Другие называют его Кратким, в отличие от И полного.
Как только Й (йот) оказывается после согласных, то начинает хитрить и обращаться за помощью к Мягкому и Твердым знакам. Они слушаются его, так как сами они не имеют голоса, и занимают место Й. Выполняют они здесь разъединительную функцию, так как образуют преграду и не дают возможности рядом стоящим звукам слиться. Например, Коля, но колья, сели, но съели.
Договорились они твердо: Твердый знак согласился стоять после приставок, оканчивающихся на согласный, а Мягкий знак – после согласных в др. частях слова. А потом уже идет хитрый Й , но опять не в одиночку: его сопровождают важные особы – Гласные и, о, у, э. Они так подчиняются Й, что теряют свое лицо и, сливаясь с ним, превращаются  в е, е, ю, я.
Так и живет Й , выполняя служебную роль. Его деятельность не всегда заметна, но трудится он немало.                                                                      
15