Проектная деятельность, как одно из условий обеспечения преемственности начального и основного общего образования


Проектная деятельность, как одно из условий обеспечения преемственности начального и основного общего образования.
Артамонова Е.М., учитель МОУ гимназии № 6.
Прежде, чем говорить о преемственности в реализации проектной деятельности на уровне начального общего и основного общего образования, нужно понять почему это направление в образовании стало наиболее «употребляемым». Почему именно эту деятельность признали на федеральном уровне и в пилотном режиме ввели проектную деятельность, как отдельный предмет в г. Москве.
Причин достаточно много, но, на мой взгляд, существенные из них в области качества образования:
несмотря на огромный багаж знаний, заложенных в нас школой, а затем системой высшего профессионального образования, мы знали, что с эти багажом делать, как его применить в реальной жизни, а при применении не потерять свою индивидуальность;
классно – урочная система удобна учителю своей стабильностью, воспроизводимостью. Но ученик не всегда может видеть себя в выигрышном для него направлении работы. Определить свое место, где он мог себя показать. Закладывается стереотип мышления, принятия решений, ожидается руководство над собой старшими (учителем) в выполнении работы. Это не позволяет двигаться вперед и развивать нестандартное мышление, генерировать новые идеи;
увеличивается разрыв между среднестатистическим и одаренным учащимися. Учащиеся, не нашедшие себе места попадают в категорию слабых, пропадает интерес к учебе, что зачастую выражается в попытке выделиться в других сферах, например, за счет агрессивного поведения и т.д.
Проектирование во многом позволит решить выявленные проблемы.
Учить учащихся выполнять проекты очень сложно. Различный возраст учащихся накладывает свои ограничения в проектной деятельности. Так учащиеся начальной школы гимназии № 6, знакомятся с понятием, этапами выполнения проекта. Но учащиеся выполняют не сами проекты, а отрабатывают определенные этапы проектирования. Например, составляют план, осуществляют подготовку доклада по теме, реализовывают формы подачи информации (создание иллюстративного ряда, доклад в стендовом оформлении). Именно в начальной школе ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.
На уровне основного общего образования обязательным становится итоговый индивидуальный проект. В 5-7 классах проектная деятельность используется для формирования универсального умения ставить и решать задачидля разрешения возникающих в жизни проблем – первоначального профессионального самоопределения, повседневной жизни. Цель в данном случае – выработка у учащихся проектного мышления. Главным смыслом проектирования становится его учебная направленность. Это означает, что главное на данном этапе – развитие личности, а не получение объективно нового результата. В 5- 7 классах мы допускаем на защиту и доклады, рефераты. Хотя понимаем, что проект может включать элементы докладов, рефератов и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способ достижения результата.
В 8 – 9 классах проектирование строго опирается на требования научного подхода. В современной литературе выделены следующие требования:
не принимать решения без анализа;
не считать метод проб и ошибок рациональным;
расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
стремиться устанавливать закономерности даже там, где нет очевидной связи и последовательности не наблюдается;
составлять мысленные макеты, модели, образы, схемы будущего проектирования, максимально используя свои знания и воображение и только затем переходить к изучению литературы и баз данных;
подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
учитывать, что принципиально новые решения часто воспринимаются как нереальные, фантастические или просто плохие.
В данном случае перед нами, учителями гимназии ставятся принципиально новые задачи, которые связаны с необходимостью развивать учащихся мышление присущее технологическим, техническим, научно – исследовательским разработкам, научить их отслеживать и реализовывать путь проекта от замысла до практического осуществления и внедрения. Именно к моменту получения основного общего образования при защите итогового индивидуального проекта можно будет отследить все обязательные признаки проектной деятельности:
наличие исходной проблемы;
постановка цели проектирования;
конкретность (достижение однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели.При этом цель – жизнеспособна, интересна, перспективна в науке или практике);
измеримость (если показатель количественный – выявить единицы измерения, если качественный – выявить эталон);
достижимость (цель – реалистична, наличие необходимого ресурса – время, бюджет, квалификация);
ориентация на результат (достижение цели исходя из результата, а не проделанной работы);
конкретный срок выполнения;
четко разработанный план работы;
проектный продукт;
публичная защита проекта.
Таким образом, обучение проектной деятельности – сложный, разбитый на этапы вид деятельности, который начинается в начальной, продолжается в основной и заканчивается в средней школе. Правильно сформированная проектная деятельность позволит сформировать среду для выявления и становления будущих деятелей науки и инженерии, помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями для постановки целей, планирования и продвижения работы, публичного представления результатов. В итоге мы получим грамотных, заинтересованных специалистов.
ЛитератураСелевко Г.К. Технология саморазвития личности.//Школьные технологии. – 1999. – 6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения.//Завуч. – 2003. - № 6.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы. – 1998. - № 3.