урок по теме: Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва
Тема урока: "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"
Цель: познакомить школьников с крупнейшим социальным выступлением XVIII века.
Задачи:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: – участвовать в диалоге; слушать и понимать других; работать в группах,
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: привлечь учащихся к изучению восстания Пугачёва через использование средств педагогической технологии; усвоение причин, состава участников, итогов восстания;
-способствовать формированию приёмов умственной деятельности (сравнение, аналогии, обобщение, анализ).
Образовательная среда урока: Карта «Российская империя во 2-ой половине XVIII века»; Учебник История России(авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г.); раздаточный материал для работы в группах; Картины Авилова М.И. «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки»; Портрет Е.И. Пугачёва. Неизвестный художник XVIII века; Портреты: Екатерина II, Пётр III; «Наказание крестьянина богатыми в присутствии помещика». Гравюра. XIX в.
Основные понятия, изучаемые на уроке: крестьянская война, самозванец, самоуправление, «прелестные грамоты».
Вид используемых на уроке средств ИКТ: Проектор, презентация, компьютер
Тип урока: урок сообщения нового материала
Форма занятий: экскурсия
Методы работы: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Методы и формы
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Активизация внимания.
II. Актуализация знаний
Работа с картинами
Вводная беседа
III. Конструирование новых знаний.
самостоятельная познавательная деятельность
Проблемный вопрос темы
Работа с памяткой (Слайд 9)
Работа в группах
Самостоятельная работа учащихся
(Работа с учебником,работа с историческим документом стр. 183- 184.)
Целевая установка (для учителя)
Целевая установка (для учащихся)
Работа с картой Объяснение
Словарная работа
Емельян Пугачев. Сообщение учащегося. Образная характеристика
Сценка учащихся
(выходит из-за кулис ученик в костюме Пугачёва).
Фронтальная
Беседа
Работа с картиной
(слайд 14)
Задания группам
сообщения «Расправа с восставшими»
4.Первичная проверка понимания.
(Первичное закрепление).
Просмотр фрагмент фильма
5.Рефлексия, подведение итогов деятельности
Саморефлексия.
6.ДЗ
Завершение
деятельности Приветствие.
Эпиграфом к нашему уроку пусть будет народная поговорка « Мужик-то гол, да в руках у него кол; есть надежда, что будет и одежда»
Вопрос классу : 1. Как вы понимаете эту поговорки? 2. Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь на уроке?
Сегодня у нас необычный урок, а урок - экскурсия: посетим картинную галерею, где узнаем о событиях тех ужасных лет и встретимся с персонажами XVIII века. С нами будет экскурсовод.
1. Итак, мы находимся в зале «Жизнь населения страны XVIII века» (Слайд 1 зал). Экскурсовод в этом зале ...
Экскурсовод: Перед нами картины: «Наказание крестьянина богатыми в присутствии помещика». Гравюра начала XIX века; «Крестьянский обед». Художник И. А. Ерменев. В правлении Екатерины II крестьянское право в своём развитии достигло апогея. Личные взгляды монарха и социальных слоёв не совпадали. Политика Екатерины II была направлена на превращение барина в распорядителя крестьянской судьбы. Крестьянам запрещено было жаловаться на помещика. Интенсивно росли повинности крестьян. Барщина достигала до 4-5 дней в неделю. Барин применял карательные меры. Безнравственной практикой была продажа крестьян на рынке как товар. Газеты пестрели объявлениями о продаже крестьян семьями и в одиночку. Были ликвидированы вольности казакам. Екатерина II чувствовала социальную напряжённость и грозившую от неё беду. Она писала генерал-прокурору: «…итак прошу быть весьма осторожна в подобных случаях, дабы ускорить и без того грозящую беду».
–Как вы думаете, к каким последствиям могла привести такая политика?
-О какой беде идет речь?
-Как относились помещики, дворяне к крестьянам?
Какую указ подписала Екатерина 2?
Какие народные выступления в 17, начале 18 века происходили в России?
В 2013 году исполнился 240 лет с начала крестьянской войны под предводительством
Емельяна Пугачева. «Ужас XVIII столетия» — так нарекла императрица Екатерина II самый массовый и кровавый мятеж России.
Темой сегодняшнего урока является: Крестьянская война под
предводительством Е.И. Пугачёва. (слайд 4) Историки по-разному называют это событие. Одни называют «восстание», другие – «бунт», третьи – «крестьянская война».
И главный вопрос, на который необходимо ответить в конце урока: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???( Слайд5)
«Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева», которая происходила в (1773-1775г.). Запомните эту дату. (слайд 6)
Мы рассмотрим следующие вопросы: 1) Причины войны 2) Пугачев и его программа 3) Основные этапы войны 4) Расправа с восставшими 5) Значение крестьянской войны. (слайд 8)
- Для успешности в работе мы разделились на 3 группы. (за каждый правильный ответ вы получите жетон)
Прежде чем начать рассмотрения данного вопроса давайте вспомним памятку, которая помогает в изучении восстания.
-А теперь поработаем в группах. Начнем изучение крестьянской войны с рассмотрением причин.
Задания для первой группы . Охарактеризуйте причины крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. А в этом нам поможет учебник. Итак, задание откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 1. Прочитайте в течение 3 минут, и назовите причины крестьянской войны.
Задания для второй группы. Охарактеризуйте программу крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. А в этом нам поможет учебник. Итак, задание откройте, пожалуйста, 25 параграф, пункт 2.
Задания для третьей группы. Работа с историческим документом стр. 183- 184.
-Ребята посмотрите еще раз на причины крестьянской войны, и скажите, чьи права нарушены, кто является участниками этих событий?
Учитель: т.е. эти выступления происходили в период разложения феодально-крепостнических отношений. Возглавил это выступление Емельян Пугачёв.
Запись в словарь: самоуправление – страница в учебнике 184. «прелестные грамоты».
Итак, мы с вами переходим в зал «Личности XVIII века» (слайд 12 ,2 зал).
Мы видим портреты Екатерины II, Петра III, Емельяна Пугачёва. Теперь вопрос каждой группе
1-ая группа. Подумайте, какова связь между этими людьми?
2ая группа. Скажите, за кого выдавал себя этот человек? Почему Пугачев выдавал себя именно за императора Петра 3?
3-я группа. Кто такой Петр Федорович? Почему именно Петр 3 в народе оказался популярным?
Экскурсовод: (слайд 13) Перед вами картина «Емельян Пугачев» неизвестного автора. /Работа с картиной/. Пугачёв – донской казак, родился в 1742 г. в станице Зимовейская. Отец – Иван Михайлович. Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним ).
-Спасибо, итак прослушав выступление, стало ясно, что Емельян Пугачев был человеком смелым, энергичным, мужественным.
Учитель: хорошо бы этот портрет оживить!
Пугачёв: А вот и я, здорово хлопцы. Хор: Ой, Емеля, атаман, здорово! Откуда ты?
Пугачёв: Я только что вернулся с южных мест Яика, бунтуют там казаки.
Хор: 1. – Знамо, слышали. И у нас не лучше! 2.– Лишили наших вольностей. Сами охраняй границу, сами кормим себя!
Пугачёв: А пойдём на Яик добиваться своего всем вместе! У меня есть карта, по ней отправимся на Яик. Но прослушайте мой манифест от 17 сентября 1773 г.
Из манифеста: «Казаки будут награждаться рекой с вершин до устья, сенокосными угодьями, свинцом и порохом, денежным и хлебным жалованиям».
Хор: Значит, наша цель: добиться своих вольностей: земля, богатство, свобода и оружие!.Пугачёв: Идём на Оренбург. Да, трудно взять Оренбург. Пока мы осаждаем город, мы составим военную коллегию, у нас будет штаб, т.к. наше войско пополнилось людьми, нас около 30 тысяч, не только состоящее из казаков, но и из крестьян. К нам присоединился Салават Юлаев. Войско разделим на отряды, ими будут командовать генералы.
Учитель: И так мы с вами посмотрели фрагмент первого этапа войны. А теперь давайте попробуем ответить на вопросы: В какой город они собираются? Какую цель они ставили?
Физминутка.
И мы переходим в следующий зал «Экономические районы Урала XVIII в.» (слайд 14, 3 зал).
Экскурсовод: Перед нами картина Авилова М.И. «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки». По приходу на Урал, где были построены металлургические мануфактуры, работные люди стали переходить на сторону Пугачёва, т. к. положение работных людей и приписных крестьян было тяжёлым. В результате, совместными усилиями изыскали заводскую казну, грабили заводское население, убивали, сжигали дома. Создавались отряды самообороны, но всё же население 64 заводов поддержало Пугачёва. На картине изображено, что рабочие привезли Пугачёву оружие и пушки. Но не долго пришлось заниматься разбоем. Против армии Пугачёва выступила армия Михельсона.
Задания группам: Итак, ребята, мы переходим к следующему пункту плана нашего урока, т.е. рассмотрим основные этапы, события крестьянской войны.
А сейчас, необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов. Представителя каждого стола, я попрошу подойти ко мне и выбрать номер этапа, который ваша группа будет характеризовать, заполняя таблицу.
Давайте подведем итоги этапов крестьянской войны.
(После каждый этапа подводится вывод).
А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.
Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.
Учитель: Охарактеризовав все этапы. А теперь послушаем сообщения «Расправа с восставшими» и нам осталось подвести итоги этого события. Выяснить итоги и значение крестьянской войны.
Ребята, давайте с вами подведем итоги крестьянской войны.
А для этого ответим на поставленный в начале урока вопрос: Почему это событие называют не крестьянское восстание, а крестьянская война???
Значение крестьянской войны: - это самое крупное народное выступление в России за всю ее историю.
- впервые кроме идеи свободы были выдвинуты идеи борьбы с крепостничеством, с дворянством – от которого исходило главное зло (по мнению восставших)
- первое совместное выступление не только крестьян, но и работных людей, представителей национальных меньшинств.
Вывод: Не зря Екатерина II впоследствии назвала события 1773-1775 г. «Ужасом XVIII столетия». Чтобы закрепить наш сегодняшний материал, каждый из вас внимательно посмотрите фрагмент фильма Кого хотели повесить? И почему старик заступился за боярское дитя? Посмотрев фрагмент фильма вы, наверное, уяснили для себя, что война – это плохо. Это смерть. Ведь не просто так вспыхнуло крестьянское восстание, переросшее в войну. Я думаю, что мы с сочувствием отнесемся к трудовому люду, вынужденному поднимать восстание из-за усиления власти и произвола помещиков. Война не изменила положения крестьян, народов Поволжья и Приуралья, казачества. Но власти вынуждены были задуматься о путях решения крестьянского вопроса.
Продолжить предложение: На уроке я узнал, что… С урока я запомнил…
Выполнение теста. Выставления оценок
Оценивание работы своей группы и класса.
В заключении урока, отрывок из поэмы в исполнении одного из учащихся.
Параграф 25, вопросы. знать таблицу;
работа с картой.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК.
Приветствие учителя.
Ответы учащихся
( Ребята называют: восстание, крестьянская война, мятеж)
1765г. – предоставление дворянам права отправлять крестьян на каторгу без суда и следствия, 1767 г. Запрещение крестьянам жаловаться на помещика. Запрещали жаловаться, крестьян обменивали, продавали семьями и в одиночку, мучили, топтали, насиловали, душили ит.д.) Например дворянин Салтыкова Салтычиха замучила до смерти 100 крестьянских душ. Такое бесчеловечное отношения конечно, не могло не вызвать воины протеста.
Ответ детей: Соляной бунт – 1648г., Медный бунт – 1662г., восстание под предводительством С. Разина – 1666-1671г., Астраханское восстание – 1705-1706г., Восстание под предводительством К.А. Булавина – 1707-1709г., Башкирское восстание – 1705-1711г., выступление работных людей.
Ребята открывают тетради и записывают , число , и тему урока «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева»
Ответы класса: Участники: крепостные крестьяне, работные люди, нерусские народы, казачество
Выступление детей
Слушают сообщение
Л.: самоопределение
Р.: целеполаганиеК: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Л: самоопределение к деятельности,
П.определение проблемы, создание алгоритма деятельности
К.: сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение и взаимопонимание
П.: поиск и выделение информации, структурирование знаний,
Сознательное построение речевого высказывания
К.: взаимодействие в группе, управление поведением партнера
Р.:
прогнозирование результата и уровня усвоения знаний
П.: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей
Р.:
саморегуляция, коррекция работы в группе,
К.: управление поведением сверстников, выражение своего мнения, владение монологическими и диалогическими формами речи.
Л.: Самооценка деятельности
Р.:
оценка деятельности в группе
Л.: личностный моральный выбор
Р.:
Саморегуляция, волевое усилие к преодолению препятствий.
Анкета-заявка
на участие в финале Всероссийского конкурса профессионального
мастерства педагогов «Мой лучший урок»
по гуманитарному (история) направлению (на 2014/2015 учебный год)
Анкету-заявку надо отправить вместе с работой
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Чокубаева Бекжана Деренченовна2. Год, месяц день рождения 12.04.1982
3. Место работыМБОУ «Кош-Агачская СОШимени В.И.Чаптынова»
полный адрес: индекс649780 село Кош-Агач улица__________________________ федеральный телефонный код города______________ телефон/факс ________________________ e-mail для переписки ____________________________________________ (указать обязательно)
4. Должность учитель истории и обществознание
5. Педагогический стаж работы 8 лет
6. Преподаваемый предмет история
7. Класс проведения урока 7 «В» количество детей в классе 22
8. Домашний адрес автора (полностью) индекс 649780
село Кош –Агач область_____________________ федеральный телефонный код города_______________________ телефон______________ Сотовый телефон 89136931262
Е- mail Zhanna1282@mail.ru
(указать обязательно)
9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Пушпаков Серик Абзулевич телефон для связи ______________________ федеральный код города_______________________ телефон________________факс_________________e-mail:_________________________________
(указать обязательно)
УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ ______________________________________________ Подпись руководителя образовательного учреждения ____________________________________
М.П. Дата заполнения___________