Доклад на педагогическом совете:Формирование креативности детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования


Севастопольское коммунальное дошкольное
учебное заведение №91
Тема: Формирование креативности
через нетрадиционные виды рисования
Выполнила: воспитатель Суворова Е.В.
Формирование креативности через нетрадиционные виды рисования
(консультация для педагогов)«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В.А. Сухомлинский)
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению трех взаимосвязанных задач.
Во-первых, пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.
Во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Известно, что обучение детей дошкольного возраста рисованию существенно отличается от обучения этому взрослых (Н.А. Ветлугина (1972), Л.С. Выготский (1930), Н.П. Сакулина (1959) и другие. Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании говорят, о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходить всегда в определенных условиях. Для того, чтоб дети занимались творчеством необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых. Вот почему в своей работе я сделала акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективный, на мой взгляд, поход – сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
На подготовительном этапе, следует учитывать, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить – сложность изображения предметов. И потому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, лучше использовать нетрадиционные техники изображения. Специалисты, занимающиеся этими вопросами утверждают: «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребенка (Р.Г. Казакова, И.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина (2004), К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин (2001). Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.
Конечно же, общение с детьми организуется на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, с использованием наглядных, словесных и игровых приемов работы.
Работа с детьми строится в 2 этапа:
На первом этапе решаются следующие задачи
1.Формирование интереса к изобразительной деятельности
2. Овладение простейшими техническими приемами работы с различными материалами
3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков задачи, соответственно меняются:
1. Продолжить формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.
3. Формировать относительную устойчивость замысла.
4. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов.
7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
8. Развивать у детей навыки самоанализа необходимые для оценки собственной работы.
Мною изучено и освоено более 20 различных изобразительных техник. Привлекают они новизной, доступностью, хорошим итоговым результатом, а главное удовлетворенностью и чувством радости со стороны детей.
(Перечисление видов и техник рисования по возрастам).
Свою работу в работе с нетрадиционными техниками я начала с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой. В старших группах эти техники становятся более сложными (монотипия, кляксография с трубочкой и т.д.).
Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они уже самой сутью предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.
Занятия в нетрадиционных изотехниках полезны закомплексованым детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительность цвета, научиться видеть мир в цвете.Занятия с использование нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик.
Такая последовательность применения техник позволяется сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности.
Так, в младшем дошкольном возрасте дети рисуют снежинки, используя карандаш, восковой мелок, а в старшем дошкольном возрасте дети изображают снежинки кистью, фломастерами. Применяя, например, нетрадиционную технику – рисование по трафарету, дети учатся не только изображать снежинку, но и готовить собственные трафареты. Последовательность состоит в следующем: детям необходимо придумать снежинку (здесь большую роль играет опыт ребенка и предварительная работа со взрослыми по рассматриванию снежинок), вырезать ее из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изобразить.
Интересные работы детей с использованием техники-работы с восковыми мелками, которую тоже, целесообразно, начинать с младшего возраста. На первом этапе работы дети просто создавали образ отдельного изображения (снежинка), на следующем – дети учились использовать сюжетное решение картины, с использованием нескольких материалов (восковой мелок и акварельные краски).
Особое направление по использованию нетрадиционных техник – рисование шерстяной ниткой. В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опором на контур, в старшем, самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка. Ведь самоценными является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
ЛитератураВетлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей. (Художественно творчество и ребенок. – М.: Педагогика, 1972 г.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М. – Л. Госиздат, 1930
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.. Рисование с детьми дошкольного возраста. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2004
Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965 г.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательно рисование методом тычка с детьми. – М. ГНОМ и Д, 2001 г.