Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА

1.
09.10.2015 г.

Тема: Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.


Экзамен -это ответственный период в жизни любого человека и от их результатов во многом зависит будущее.
Экзамены – это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
В 11 классе на первый план – вновь и на новом уровне – выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам. Последняя проблема оказывается настолько аффективно значимой, что подчас, особенно в последние месяцы школьного обучения, затмевает все остальные. Так при изучении особенностей временной перспективы будущего у старшеклассников оказалось, что у многих к концу школьного обучения вся временная перспектива сужается до одного-двух месяцев,  и ее содержание составляют только 2 мотива: первый – хорошо окончить школу и второй – поступить в вуз. Поскольку в настоящее время процедура аттестации предполагается в форме ЕГЭ, который не только оценивает знания учащегося-выпускника, но является еще и своеобразной проверкой социальной и психологической готовности к постоянно меняющимся условиям современной реальности, имеет смысл при подготовке выпускников к ЕГЭ, обратить внимание на формирование их психологической устойчивости.
Психологическая устойчивость к экзамену не формируется за два дня до него, ее нужно тренировать за долго до момента сдачи ЕГЭ.
Не нужно внушать страх перед госэкзаменами, расписывать все ужасы будущего, в случае не сдачи ЕГЭ на высокий балл. Подобная мотивация не только не подбадривает школьника, но вредит подготовке к экзаменам, в худшем случае может привести к попыткам суицида.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника является ознакомление близких к выпускнику взрослых со способами правильного общения с ним, оказание ему психологической поддержки, создание в семье благоприятного психологического климата.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Психологическая поддержка – это процесс:
-в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
-который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности;
-который помогает ребенку избежать ошибок;
-который поддерживает ребенка при неудачах.
Для того, чтобы научится поддерживать ребенка родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков  и поощрении того, что он делает. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:
1.  Завышенные требования родителей.
2.   Соперничество братьев и сестер (сиблингов ).
3.  Чрезмерные амбиции ребенка.
Так все же, как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимально комфортные условия для подготовки ребенка и не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
-Не запугивайте ребенка, не напоминайте о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
-Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
-Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он – самый любимый, и что все у него получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.
-Учитывая особенности своего ребенка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к экзаменам.
-Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. В экзаменационную пору ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной активностью и полноценный сон.
-Чтобы снять тревожность ребенка перед экзаменом, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, успокаивающие, действующие на организм.
-Детям свойственно настраиваться на эмоциональную волну своих родителей, поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные всплески. Иногда разногласия в семье порождает стрессовое состояние ребенка.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно. Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.
Упражнения.
1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы «уставившись» в одну точку) . Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.
4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.
5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза.
Ритмичное четырехфазное дыхание.
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
Дышите таким образом не более 2-3 минут.
Аутогенная тренировка (3-5 минут)
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Известный отечественный социолог В.И. Шубкин назвал юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не «двойка», а порой бесполезно прожитые годы. Ответственность каждого шага здесь неизмеримо возрастает и каждая ошибка может обернуться существенными последствиями, иногда драматического характера.
В школьной жизни главное не 23 «пятерки» в школьном аттестате, а главное – найти себя за  эти годы; найти путь, по которому вы успешно можете идти по жизни дальше.