Профориентационный классный час Компромисс трех Я
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Лицей №8»
КЛАССНЫЙ ЧАС
(для учащихся 8-9 классов)
«Компромисс трех «Я»
Составила: Самбурская ТатьянаЮрьевна, учитель I квалификационной категории
Пермь, 2013
Цели: расширить представления детей о различных профессиях; формировать у детей позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору.
Беседа
«Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
(Конституция РФ, стр. 37)
I.Упражнение-разминка.
Какие ассоциации у вас возникают при слове «профессия» (Ребята отвечают)
Обращаемся к толковому словарю Ожегова: «Профессия – »
Определение слова, распечатанное на листе, помещаем на доску.
II. Представьте себе: «Вы выбираете род занятий. Чем вы будете руководствоваться при выборе?
(Ребята разбиваются на группы, каждая группа работает индивидуально, после чего озвучивают и помещают на доску свои варианты ответа).
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение. Мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.
III. Информация о профессиях не является неизменной. В мире существует около 40 тыс. профессий. И каждый год происходит обновление около 500 видов труда.
Что же влияет на выбор профессий? (Ответы детей)
- склонности, интересы;
- знания и умения, способности;
- потребности рынка.
(Выходим на три направления при выборе профессии)
I.Я – хочу.
Труд по обязанности – это работа, а работа по склонности – это досуг.
Б. Шоу
II. Я – могу.
Как важно в жизни, помня о желаниях,
Возможностей своих не забывать!
Э. Асадов
III. Я – надо.
Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит.
Поговорка
I.Я – хочу.
Что мне по-настоящему интересно.
Ключевые слова.
Интерес – направленность личности на определенный предмет.
Склонность – направленность на определенную деятельность.
Наличие интересов – «хочу знать».
Склонность – «хочу делать».
Упражнение (домашнее задание) «Карта интересов»
Для определения области ваших ведущих интересов предлагается перечень вопросов. Если вы отвечаете, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (++), если просто нравится – один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь – ноль (0), если не нравится – один (-),а если очень не нравится – два минуса (--). Отвечайте на все вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.
Работа в группах.
Ситуация – проба «Джин».
Представьте себе, что перед вами вдруг появился волшебник – джин и сказал: «Здравствуйте, загадайте три желания без всяких раздумий».
Задание. Быстро запишите то, что пришло вам в голову. После этого сядьте и подумайте, наприкидывайте, сделайте новые три «хочу». Сравните их с первыми.
Социально-приемлемые позиции:
- не торопиться с выбором, согласовывать свои решения с окружающими;
- «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
II. Я – могу.
Известно, что профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны его здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Поэтому один из первых вопросов при выборе профессии – «Могу ли я, способен ли я?»
Знания и умения
Для каждого вида деятельности необходимы знания, непосредственно с нею связанные, и умения их применять. Знания и умения составляют основу ваших способностей к выполнению той или иной деятельности.
Напомним, что способности – это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Способности человека в каждый данный момент – это и есть его Я – могу, это – предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности и полученного воспитания. Профессиональные способности развиваются в процессе профессиональной деятельности.
Различают общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.) и специальные, применяемые в конкретной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.).
Ситуация – проба. «Полоса препятствий».
Вас просят сообщить свою дальнюю перспективную цель в профессиональной области. После этого другие участники по очереди предполагают возможные трудности – препятствия на пути к выбранной вами цели. Вы должны незамедлительно ответить, как вы преодолеете эти препятствия.
Задавший вопрос (поставивший препятствие) сообщает свой способ преодоления.
Социально-приемлемые позиции:
- компетентность, эрудированность;
- направленность на достижение поставленной цели;
- умение взвешивать свое решение и учитывать мнение окружающих;
- адекватная оценка собственных возможностей.
Ш. Я – надо.
Упражнение – дискуссия. «Кто нужен нашему городу?»
Представьте, что наш класс – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются, и наверняка окажется, что выбор не оптимален для нормальной жизни города.
Дискуссия под руководством «мэра» города, вероятно, покажет, что с таким набором профессий город жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе непрестижных, но нужных обществу, без которых нельзя жить. Поэтому некоторым из вас найти работу «по желанию» не удастся. Таким образом, «жители города» придут к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии.
Ситуация – проба. «Возьмите меня на работу».
Вам необходимо устроиться на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли устраиваться на работу.
Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли.
Литература
Селевко Г.К. Найди себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 96с.
15