Конспект урока по ОКМ 3 класс Живые участники круговорота веществ.
Авдюхина Татьяна Петровна
3 класс, Окружающий мир. Часть 1 . Обитатели Земли. А.А.Вахрушев,Д.Д.Данилов.
Глава IV. ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ
Урок 21.
Тема: Животные маленькие и большие.
Оборудование: учебник 1 часть, микропрепараты простейших, влажные препараты червей, коллекция раковин моллюсков, рабочие тетради, конверты с карточками с картинками, карточки с заданиями для групповой работы, презентация.
Цели урока:
По 1-й линии развития (объяснять мир):
Познакомиться с отличиями растений и животных, особенностями строения различных групп животных.
По 2-й линии развития (отношение к миру):
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с отличиями растений и животных, особенностями строения различных
групп животных.
2. Создавать условия для развития логического мышления, умения сравнивать, делать выводы.
3. Способствовать формированию взаимоконтроля, самоконтроля, самооценки.
4. Воспитывать бережное отношение к живым организмам.
Технологическая карта урока.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Средства обучения
1.
Оргмомент
Начинаем урок окружающего мира
На уроке вам потребуется внимание, терпение и желание учиться. Настраиваемся на работу и с рабочим настроением начинаем урок. Я вам желаю успеха.
2.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– В чём заключается роль различных животных в экосистемах?
– Прочитайте диалог наших героев на с. 86. О чём они рассуждают? Какой у вас возникает вопрос?
– Что мы знаем о строении растений?
– А как устроены животные?
-Животные выполняют роль потребителей и разрушителей.
-Какие бывают животные?
-Растения состоят из клеток, имеют органы: корень, стебель, лист, цветок.
(высказывают предположения,
затрудняются ответить)
Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
учебник
3.
Выяснение причины затруднения и постановка целей деятельности.
-Что мы не знаем, чтобы верно ответить на вопрос?
- Какая будет цель нашей работы?
– Давайте составим план урока.
– Что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали?
- Какие бывают животные? Разные виды животных. Выяснить чем в строении отличаются животные и растения?
Какое строение у разных животных.
- Составляется план.
План (примерный)
-Планировали нашу деятельность.
Регулятивные УУД
Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4.
Построение выхода из затруднения
Физкультминутка
– Работать будем по группам.
Задания для групп:
Прочитайте текст на с. 86, рассмотрите рисунок и микропрепараты простейших. В работе пользуйтесь карточками с заданиями для групповой работы. Почему их так назвали? Какие свойства живого можно отметить, наблюдая за простейшими? Чем представлено тело простейших? Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку? Где можно встретить простейших в природе?
Прочитайте текст на с. 87 и рассмотрите рисунок и микропрепараты. Как вы думаете, чем лучше быть многоклеточным? Почему их так странно назвали? Как устроено их тело?
Прочитайте текст и рассмотрите рис. на с.88.и влажные препараты червей. Как движутся черви? Почему они могут так передвигаться? Что им помогает в этом? Что вы можете сказать о форме тела червей? А она может помочь червям двигаться?
О ком пойдёт сейчас речь? Кто на себе свой дом носит? Это улитка. Её все знают. Давайте познакомимся с её родственниками. Это моллюски. Прочитайте текст и рассмотрите рисунки на с. 88–89 и коллекцию раковин моллюсков. Расскажите о них. Какую роль выполняет раковина у моллюсков? Как они движутся? Как человек их
использует?
(комплекс упражнений на снятие напряжения мышц)
– Как ответим на вопрос урока? Сделайте вывод.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
-Тело из одной клетки, питаются готовыми веществами, двигаются, размножаются, чувствуют, дышат. Части клетки: оболочка, ядро. Встречаются везде, где есть вода.
-Лучше защищаться от опасности, можно распределить работу между разными клетками. Кишечная полость, два слоя клеток, органы (щупальца, рот)
-Мышцы, различная форма тела (круглые, плоские, кольчатые)
-Мягкое тело покрыто раковиной, которая их защищает. Двигаются: ползают, реактивным способом. Человек использует их в пищу, получают жемчуг.
Есть одноклеточные и многоклеточные животные
( прикрепляются карточки с названиями на доске)
Многоклеточные: моллюски, черви,
кишечнополостные
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Умение работать в группах.
Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·
Познавательные УУД
На основе анализа объектов делать выводы. Представлять информацию в виде схемы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
микропрепараты простейших,
коллекцию раковин моллюсков,
влажные препараты червей, учебник, карточки с заданиями для групповой работы
( 4 группы)
карточки с названиями
5.
Первичное закрепление
Работа в паре:
Распределите изображенные на карточках животных в соответствующий конверт 1.С названием моллюски, черви,
кишечнополостные.
2. Многоклеточные и одноклеточные
Выборочная проверка работы 2-3 пар
.
Работа в паре
Обсуждение и распределение карточек в конверты.
Пара доказывает свой выбор
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Познавательные УУД
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Карточки с животными и конверты 1.С названием моллюски, черви,
кишечнополостные.
2. Многоклеточные и одноклеточные
учебник
6.
Самостоятельное применение знаний.
– Задания из рабочей тетради на выбор.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с (имя ученика) учились оценивать свою работу
Ученики самостоятельно выполняют на выбор задание тетради. Самостоятельно проверяют правильность выполнения заданий с таблицей презентации
Регулятивные УУД
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы. Личностные результаты
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Рабочая тетрадь,
ИКТ презентация
( слайд 1, 2, 3)
7.
Включение в систему знаний и повторение.
1. Работа в учебнике.
– Вопросы на с. 89.
-Почему у слизней нет раковины? Почему нет раковины у кальмаров и осьминогов?
(изображение этих животных)
- Что мы можем сказать на главный вопрос урока?
Как устроены животные?
- О всех ли животных мы сегодня узнали?
- Кто может предположить: о ком и о чем мы узнаем на следующих уроках?
Домашнее задание.
Чтение текста темы 20, задание на выбор из рабочей тетради.
Ответы на вопросы учебника
- Поскольку слизни живут в почве, то им раковина мешала бы передвигаться, поэтому в процессе эволюции она ее потеряла.
-Кальмару и осьминогу она мешала бы быстрому движению и хищному образу жизни.
- Есть одноклеточные, многоклеточные (приводят примеры)
-Нет.
Высказывают предположения.
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД
Прогнозировать
предстоящую работу
Учебник,
изображение слизней, кальмаров, осьминогов
8.
Итог урока.
Рефлексия деятельности
– Как приспособлены животные к условиям, в которых они обитают?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
Ответы детей на вопросы учителя.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Задания для групповой работы.
1 группа (про одноклеточных - простейших животных)
- Прочитайте текст на с. 86 , рассмотрите рисунок и микропрепараты.
- Почему этих животных так назвали?
- Какие свойства живого можно отметить, наблюдая за простейшими?
- Чем представлено тело простейших?
- Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку?
- Где можно встретить простейших в природе?
2 группа (про многоклеточных - кишечнополостных)
- Прочитайте текст на с. 87 , рассмотрите рисунок и микропрепараты.
- Как вы думаете, почему лучше быть многоклеточным, чем простейшим?
- Кишечнополостные. Почему их так странно назвали?
- Что значит «многоклеточное животное»?
- Как устроено их тело?
3 группа (про червей)
- Прочитайте текст, рассмотрите рисунок на с. 88 и влажные препараты червей.
- Как движутся черви?
- Почему они могут так передвигаться, что им помогает в этом?
- Что вы можете сказать о форме тела червей?
- А она может помочь червям двигаться?
4 группа (про моллюсков)
- Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на с. 8889 и коллекцию раковин моллюсков.
- Расскажите о моллюсках.
- Какую роль выполняет раковина у моллюсков?
- Как они движутся?
15