Методическое сообщение Музыкальные способности и их развитие
Методическая работа
Измайловой Лилии Габдулхановны
Музыкальные способности и их развитие
Обучение фортепианной игре требует целого комплекса различных способностей. Важна предрасположенность к занятию искусством – склонность мыслить художественными образами, наличие творческой фантазии в этой области. Надо обладать музыкальными способностями – так называемой музыкальностью, музыкальным слухом и ритмом, музыкальной памятью. И наконец, для успеха обучения именно игре на фортепиано важны специально исполнительские пианистические способности.
Определение музыкальных способностей. С этим мы сталкиваемся на приемных экзаменах или на первых уроках. Особенно трудно сделать это в отношении неиграющих детей, поэтому необходимо сделать испытания возможно более музыкальными. Нельзя ограничиваться тем, что предложить ребенку повторить голосом несколько взятых на инструменте звуков и прохлопать ряд ритмических фигур. Выполнение подобных заданий далеко не полно передает действительную картину дела, так как они оторваны от привычной жизненной практики ребенка и потому лишены для них смысла.
У педагога есть средство для более глубокого выявления музыкальных способностей: исполнение ребенком песенок, пение обнаруживает слух и ритмическое чувство, а главное – это исполнительский процесс.
Для уточнения представления о слухе и ритме, можно предложить дополнительное задание на воспроизведение голосом интервалов, разложенных аккордов и небольших мелодических отрывков ( можно использовать мелодические обороты из песен), главное , чтобы это было музыкально осмысленным , с динамическими оттенками, желательно чтобы ребенок при воспроизведении задания голосом делала те же оттенки, что и экзаменатор.
Особую трудность представляет выяснение музыкальных данных у детей, плохо владеющих голосом. В этих случаях при определении слуха имеет значение выбор удобного для ребенка регистра, в котором ему легче было чисто интонировать. Кроме того, при неправильном воспроизведении задания следует выяснить – слышит ли экзаменующийся, что он фальшивит, если да, то это является хорошим симптомом. Для того чтобы поступающий чувствовал себя непринужденно, желательно сделать возможно менее официальной всю обстановку испытаний. Это первое соприкосновение со школой должно остаться в памяти как один из светлых дней в жизни. Все же на основе первого знакомства нелегко вынести достаточно полное суждение о музыкальных способностях. Обычно это удается сделать лишь в процессе работы с учеником , когда постепенно складывается так же представление о возможности развития способностей.
Музыкальность. Музыкальным следует назвать человека, чувствующего красоту и выразительность музыки, способного воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание, а если он исполнитель, то и воспроизводить это содержание. Тщательная и умелая работа с учениками, казавшимися сначала немузыкальными, нередко дает весьма плодотворные результаты.
Каким образом следует развивать музыкальность ученика? Для этого необходимо возможно более «музыкально» проводить занятия. Надо на художественном материале, уметь ярко и всесторонне раскрывать содержание изучаемого произведения. Важно способствовать, чтобы ученик больше слушал музыки, и притом в хорошем исполнении.
Музыкальный слух и ритм. Музыкальный слух – сложное понятие, включающее в себя ряд компонентов, главные из которых – звуковысотный, ладовый ( мелодический и гармонический), тембровый и динамический слух. Каждый из них имеет большое значение для обучения фортепианной игре.
Существует абсолютный и относительный слух. Некоторые обладают способностью распознать высоту звука¸ но не в состоянии сами извлечь звуки требуемой высоты(пассивный абсолютный слух), другие же могут не только различать ,но и по желанию и воспроизводить звуки заданной высоты( активный абсолютный слух).
Наличие абсолютного слуха ( но отнюдь не обязательно) указывает на общую одаренность. Проявляется он обычно в начале музыкального обучения. Обладать абсолютным слухом для пианиста полезно, но не обязательно. Зато ему совершенно необходимо иметь хороший относительный слух, дающий возможность различать соотношения звуков по высоте< взятых одновременно и последовательно.
Человек способен «слышать» звуки воображаемые и записанные на бумаге, он способен произвольно оперировать своими звуковыми представлениями. Эта способность называется внутренним слухом. Необходимо чтобы вся работа за инструментом протекала при неустанном контроле слуха. Для развития тембрового слуха полезно слушать оркестр и играть в ансамбле.
Внутренний слух естественным путем развивается в процессе правильно протекающей работы над произведениями, их исполнения и слушания музыки. Его совершенствованию благоприятствуют транспозиция по памяти знакомых произведений, подбирание и игра по слуху, а так же сочинение музыки и импровизация. Важно приучать во время работы над сочинением представлять нужное звучание.
Наряду со слухом важно развивать ритм ученика, ритм один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Не говоря уже о многих произведениях моторного характера, где роль его становится особенно явной, он имеет громадное значение и при исполнении лирических и кантиленных пьес, в которых ритмические задачи на первый взгляд несколько заслоняются задачами звуковыми. Ведь ни одно произведение даже из репертуара 1 –го класса нельзя играть метрономически ровно, так кА это лишает его жизненности. При исполнении необходимо всегда проявлять известную ритмическую гибкость. Необходимо , чтобы с детства приучился хорошо ощущать размер пьесы, выразительное звучание сильных долей, являющихся во многих произведениях кульминационными звуками мотивов и других более крупных построений. С самого начала необходимо приучать ученика исполнять не «по тактам,» а «по фразам».
Музыкальная память. Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами. Он значительно скорее разучивает произведения и накапливает музыкальные впечатления, что дает ему возможность двигаться вперед. Музыкальная память включает в себя - слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти. Слуховая память служит основой для успешной работы в области музыкального искусства. Логическая – связана с пониманием содержания произведения, и двигательная- крайне важная для исполнителя-инструменталиста. Важную роль в процессе запоминания играет зрительная память.
Иногда один вид памяти сковывает развитие остальных. Наиболее часто, дети запоминают прежде всего и главным образом «пальцы», а «уши» и «голова» в этом процессе не участвуют. Если в области моторики на эстраде происходит осечка, ученик останавливается и оказывается в беспомощном состоянии, ему кажется это от волнения , так появляется боязнь эстрады, но на самом деле эта остановка связана с тем, что произведение не было выучено достаточно хорошо на память. Необходимо исполнять произведение с разных мест, проигрывать его мелодические контуры. Если оно было заучено на основе преимущественно двигательной памяти, эта задаче не может быть разрешена, и ученик убедится, что он произведение наизусть не знает.
Психологически очень важно фиксировать внимание не на возможности забыть, а на проблеме наиболее рационального запоминания. Надо воспитывать уверенность в том , что после того, как произведение тщательно выучено, когда оно не «на слуху», и «в голове», и « в пальцах» опасность забыть не угрожает. Музыканту, поскольку он воплощает свои замыслы в звуках, важно добиться и максимальной активности слуха, создающей необходимые условия для запоминания на основе слуховой памяти. Лучше услышать музыку – значит крепче ее запомнить.
Произвольное запоминание, как и непроизвольное, должно осуществляться на основе деятельности различных видов памяти. При выяснение того, как оно протекает, важно обратить внимание на многие факторы - в первую очередь на необходимую активность слуха, интеллекта и моторики. Надо добиваться, чтобы ученик, вслушиваясь, вдумываясь и выгрываясь в произведение, старался создать соответствующие отпечатки услышанного, продуманного и сыгранного. При понимании логики развития важно уяснить закономерности повторений, встречающиеся в них черты различий и ряд других моментов, облегчающих запоминаний.
Один из существенных моментов, на который важно систематически обращать внимание ученика - точное воспроизведение при игре на память текста и всех имеющихся в нотах указаний исполнительского характера. Необходимо бороться с распространенным явлением, особенно у детей – приблизительным выучиванием произведения, когда упускаются многие детали. В результате этого вкрадываются неточности, от которых впоследствии очень трудно избавиться. Поэтому пока ученик не разбереткак следует в произведении, не научится грамотно его исполнять по нотам, не следует требовать игры на память.
Исполнительские пианистические способности. Специально исполнительские данные проявляются в любви к публичным выступлениям, способности «зажигаться» на эстраде и раскрывать в эти минуты все лучшие черты своей художественной натуры, умение завладевать аудиторией и доносить до нее свои замыслы. Пианистическая способность - это способность музыканта наиболее ярко раскрывать свои художественные замыслы средствами именно фортепианно-исполнительского искусства.