Консультация для родителейРазвитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности
МДОУ «Детский сад №5 г.Пугачёва»
Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности
(консультация для родителей)
Выполнила: воспитатель 1категории
Приходько Е.В.
2015г.
Все мы, родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы видеть личность. А личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и своих способностях, психически здоровый человек. И здесь немалую роль играет влияние изобразительной деятельности на человека. Не все станут художниками-профессионалами. А если каждому ребенку сказать, что он талант, гений, помочь, то рисовать будут многие. Впечатления детства во многом определяют будущее каждого человека.
Помочь ребенку любить и понимать искусство, пробудить в нем талант, вселить веру в свои силы можем мы, взрослые. Именно в детские годы происходит формирование характера, определяются черты будущей личности. И нам бы очень хотелось, чтобы личность была яркая, творческая. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. Дошкольники имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у них чувство радости, удивление.
Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что результат ее (рисунок, аппликация, коллаж) не исчезает в момент прекращения ребенком действий. Созданное детьми остается, его можно рассматривать, оценивать, а главное – совершенствовать. На протяжении нескольких дней у детей появляется возможность дорисовывать, дополнять работу природным и бросовым материалом и т.д.
Для работы с детьми я наметила следующие задачи:
Развивать познавательные процессы, образное мышление, любознательность, наблюдательность, творчество, фантазии, воображение.
Формировать эстетический вкус в изобразительной деятельности.
Совершенствовать технические умения и навыки.
Учить детей разной технике изображения предметов и явлений, дав волю воображению.
На занятиях использую следующие принципы:
От простого к сложному.
Оптимальное соотношение известного к неизвестному.
Определенный дефицит информации.
Вызвать интерес.
На занятиях по изобразительной деятельности создаю атмосферу доброжелательности, регулирую дозировку психической и физической нагрузки, использую физминутки, речь и движения, зрительную гимнастику, пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев рук и ушных раковин. Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет облегчить общение друг с другом и развивает коммуникативные и творческие способности. Очень люблю коллективные работы. Это сложная, но очень интересная в плане организации форма, когда работа выполняется всеми детьми одновременно. Она дает много возможности для общения. Использую природный и бросовый материал (желуди, шишки, нитки, бусины, ракушки и т.д.).
Планируя работу с детьми, темы старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников – то, что детям близко и дорого: «Осенний ковер», «Моя мама самая лучшая», «Кем я хочу быть», «Украшаем ёлку», «Новогодние подарки», «Зимушка-зима», «Подарок папе», «Праздничная открытка маме», «Весна пришла», «Летим с друзьями в космос», «9 мая - День Победы», «Строим волшебный город» и другие.
Совместная деятельность детей и взрослых положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата. В совместной с ребенком деятельности взрослый должен быть самым творческим участником, каждый раз по-новому выполняя знакомые детям задания. При формировании у ребенка воображения взрослому очень может помочь перевоплощение в игровой персонаж, который побуждает малыша воображать ту или иную ситуацию.
В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми; радостные чувства объединяют детей, а родители учатся восхищаться детским творчеством. Многие родители вместе со своим ребенком участвуют в выставках рисунков и поделок. Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам, подарками близким, родным людям. На выставку вывешиваем все работы, действуя по принципу: «Некрасивых работ не бывает».
Для себя я определила позицию в общении с детьми: педагог-партнер. Отношения строю на основе сотрудничества, уважая личность каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности. Я рассматриваю изобразительную деятельность не только как важное средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как условие его эмоционального благополучия. Занятия изобразительным искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии, через них ребенок может выразить свою индивидуальность.
Коллективная работа-аппликация «Летим с друзьями в космос» (цветная бумага).
Аппликация «Мы космонавты» (цветной картон, цветная бумага).
«Я буду строителем» (цветные карандаши, фломастеры).
«Я – пожарный» (цветные карандаши)
«Я буду танцовщицей» (цветные карандаши фломастеры, цветной лак для волос).
Аппликация «С днем рождения, подружка» (цветной картон, цветная бумага)
Аппликация-праздничная открытка для мамы (цветной картон, цветная бумага)
Аппликация-праздничная открытка для мамы (цветной картон, цветная бумага)
Коллективная работа – аппликация «Строим волшебный город» (цветной картон, цветная бумага).
«Моя мама самая лучшая» (акварель)
Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что систематическая комплексная работа по изобразительной деятельности является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.
15