Программа по элективному курсу «Психологический тренинг — Я и ЕГЭ» 10 класс


Ростовская область
г. Каменск-Шахтинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 14
Приказ от _________№ ____
________________Трофимук Г. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»
Уровень среднее общее образование 10 класс
Количество часов 35
Учитель Тришкина Людмила Леонидовна
Программа разработана на основе авторских программ:
программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н. - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября». - № 29. -2003; программа М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями». – М., 2009; программа занятий по подготовке учащихся 10-11 класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.
2014-2015 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» для учащихся 10-х классов разработана на основе программ занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н. и программы психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.Данный курс является комплексной программой занятий по подготовке учащихся 10-х классов к ЕГЭ с элементами психологического тренинга.
Разработанная программа позволяет адаптировать десятиклассников к новым условиям обучения, нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕГЭ. С помощью программы выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену, изучат приёмы релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
 Курс предназначен для учащихся 10 классов. Он может входить в школьный компонент учебного плана школы. Целесообразно проводить его, начиная с первого полугодия учебного года. Курс состоит из 35 часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Цель: оказание комплексной психологической помощи учащимся 10 класса при подготовке к сдаче ЕГЭ, для успешной адаптации к новым учебным условиям.
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Освоение приемов самодиагностики, способов самораскрытия и активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.
5. Развитие коммуникативной компетентности.
6. Развитие навыков самоконтроля.
7. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
8. Обучение приемам эффективного запоминания.
9. Обучение методам работы с текстом.
Программа для 10 классов включает в себя 3 раздела.
I. Старшеклассник и ЕГЭ (1- 3 занятие). Цель: эмоциональное объединение участников группы для дальнейшей адаптации 10- классников к новым учебным условиям. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II. Я и ЕГЭ. (4 - 13 занятие). Цель: обучение приемам эффективного запоминания, активизация психических процессов (внимания, памяти, мышления) и процессов самоконтроля, самоорганизации. III. Формула успеха сдачи ЕГЭ. (14 - 34 занятие). Цель: Психологическая подготовка и саморегуляция при подготовке к сдаче ЕГЭ, приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. формирование положительного отношения к ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ЕГЭ.
Общая характеристика элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»
В современном мире психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10 класса стало неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. У 10-классников изменяется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки). Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в перестраивании жизненных перспектив.
Регулирование адаптацией предполагает проведение системы мероприятий, направленных на ускорение адаптации учащихся.
Так же одной из задач, которые ставятся перед российским образованием, является переход к единому государственному экзамену (ЕГЭ) в рамках концепции модернизации образования. В процессе подготовки к ЕГЭ у выпускников возникают трудности психологического характера, что связано с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с повышенным уровнем тревоги учащихся на экзамене, с низкой стрессоустойчивостью, с отсутствием навыков саморегуляции, а так же с тем, что каждый год меняются требования к процедуре проведения экзамена ЕГЭ. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Поэтому в 10 классе большое внимание уделяется вопросам подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ.
Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся 10 классов более эффективно адаптироваться к новым условиям обучения, успешно психологически подготовиться к ЕГЭ. Под психологической готовностью к ЕГЭ подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ЕГЭ.
Место элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» в учебном плане
В учебном плане на изучение элективного курса «Психологическая подготовка к ЕГЭ» отводится в 10 классе – 1 час в неделю. Таким образом, в 10 классе за год должно быть проведено 35 часов в год. Последовательность изучения тем элективного курса и количества часов по каждой из них состоит из 3 разделов:
Старшеклассник и ЕГЭ - 3 ч.
Я и ЕГЭ. - 10 ч.
Формула успеха сдачи ЕГЭ. - 22 ч.
Содержание элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ»
Формы организации учебного процесса: диагностические методики, ролевые игры, релаксационные методы, метафорические притчи и истории, мини-лекции, психофизиологические методики, телесно-ориентированные техники, практические занятия, дискуссии, социально-психологические тренинги, психологические практикумы с элементами тренинга, арттерапия.При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
Темы практических заданий для промежуточного контроля знаний к разделу «Я и ЕГЭ»:
Реферат, презентация:
Общение
Лидерство
Личность
Темперамент
Особенности подросткового возраста
Конфликт и примирение
Стресс.
Психология неформальных групп (подростковых субкультур)
Темы для защиты творческих работ по итоговому контролю знаний к разделу: «Формула успеха сдачи ЕГЭ»
Психологическое исследование: «Свойства и особенности моего характера», «Я - десятиклассник».
Комплекс психотехнических упражнений на снятие у 10-классника нервно-психического напряжения, страхов, тревожности.
Презентация: «Десятиклассник и ЕГЭ», «Стрессовая ситуация экзамена».
Составление программы психологического тренинга для 10-классников.
Советы и рекомендации родителям для успешной адаптации 10-классников.
10 класс.
Старшеклассник и ЕГЭ. (3 ч).
Работа с учащимися 10 классов. Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен.
Я и ЕГЭ (10 ч). Мы – старшеклассники. Назови меня. Барометр настроения. Школа без правил. Как лучше подготовиться к занятиям. Поведение на экзамене. Память и приёмы запоминания (часть 1). Память и приёмы запоминания (часть 2). Методы работы с текстами. Мой учебный стиль. Практические задания по темам.
Формула успеха сдачи ЕГЭ (22 ч).
Как справляться со стрессом (часть 1). Как справляться со стрессом (часть 2). Обучение приёмам релаксации. Способы снятия нервно-психического напряжения. Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приёмами самообладания. Эффективное общение. Барьеры общения. Эмоции и поведение. Самопознание. Как управлять своими эмоциями. Как управлять негативными эмоциями. Я – хозяин своих эмоций. Уверенность - Манипулирование. Развитие уверенности в себе. Формула успеха (часть 1).Формула успеха (часть 2). Типичные ошибки при подготовке к экзаменам (часть 1). Работа над ошибками (часть 2). Сдаем ЕГЭ. Моя ответственность и уверенность на экзамене. Защита творческих работ. Завершающий урок. Прощание.
Результаты освоения элективного курса «Психологический тренинг - Я и ЕГЭ» и система их оценки
На занятиях учащиеся научаются и узнают как:
адаптироваться к новым условиям обучения (социально-психологическая и учебная адаптация);
устранить факторы, препятствующие процессу адаптации;
перестать бояться ЕГЭ (далее - экзамены), стать более уверенными;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи экзаменов;
развить установку на успешную сдачу экзаменов;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче экзаменов;
и, наконец, сможете стать психологически более сильным.
Ожидаемые результаты: Сформированность понятия «Я-концепции». Успешная адаптация к новым учебным условиям, становление собственной системы оценок и ценностей. Способность к саморегуляции эмоциональных состояний, внимания, памяти, скорости и направленности ассоциативного процесса мышления, креативности мышления, мыслительных процессов обобщения и классификации, сравнения, ориентации в пространстве и плоскости. Знание особенностей своего характера, умение использовать его сильные стороны, компенсировать слабые. Знание и умение использовать свою ведущую анализаторную систему, т.е. систему, при помощи которой ребенку легче всего познавать окружающий мир. Умение управлять своими волевыми качествами. Осознанное принятие на себя ответственности за подготовку и результат сдачи экзаменов.
Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективного курса используется система - зачтено - не зачтено. Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся выполняет практическое задание, предложенное учителем по определенной теме. При проведении итоговой аттестации обучающийся защищает свою творческую работу по выбранной им из предложенных тем. По итогам делается запись в журнале "зачтено".

Тематическое планирование

п/пСодержание раздела, темы Основные виды деятельности учащихся Количество часов
1 Старшеклассник и ЕГЭ. тестирование, беседа, комбинированный урок 3
2 Я и ЕГЭ. лекция, беседа, комбинированный урок, тренинги 10
3 Формула успеха сдачи ЕГЭ. тестирование, беседа, комбинированный урок, тренинги 22
Итого: 35

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебников и учебных пособий:
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось-89, 2003.
Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. – 20002. — №2. Пилотный выпуск.
Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. - Спб.: Речь, 2004.
Дереклеева Н. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - Москва, 2004.
ЕГЭ и успешность выпускника/Народное образование. — 2005. — № 6. – С.99-110.
Ерхова, М.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ. — Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
Заморев С. И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы - СПб.: Речь, 2002.
Макарова Г. Н. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей //Завуч. – 2003. — №4. – С. 16-17.
Микляева А. "Я - подросток. Программа уроков психологии". - СПб. Речь, 2006.
Микрюков В. Ю. Единые экзамены как форма взаимодействия средних и высших образовательных учреждении //Образование в современной школе. – 20001. — № 9. – С. 15-18.
Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005.
Рыбина О. В. Деятельность общеобразовательных учреждений по подготовке учащихся к ЕГЭ / Образование в современной школе. – 2007. — № 3 – С. 21-30.
Рязанова Д. Тренинг с подростками. - Москва, 2003.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху". - Журнал «Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.
Федоренко Л. Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб, 2003.
Чибисова М. Ю. Методический инструментарий психологической подготовки /Народное образование. – 2008.- № 9. – С. 197-202.
Шурухт С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.
Технические средства обучения:
компьютер
колонки
мультимедийный проектор
ноутбук
аудио и видеоматериалы
расходные материалы
выход в Интернет
разработки уроков
лекционный материал
раздаточный материал
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ № 14
от _________ № ____
_______________Трофимук Г. В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сидорова Ж. А.
«___» __________ года

Тематическое планирование
10 класс

п/пСодержание Количество
1. Старшеклассник и ЕГЭ. 3
1 Работа с учащимися 10 классов
Диагностика: выявление уровня тревожности (тест Филлипса). Анкета: «Готовность к ЕГЭ». 1
2 Знакомство. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь» 1
3 Плюсы и минусы ЕГЭ. Объективный взгляд на экзамен 1
2. Я и ЕГЭ. 10
4 Мы – старшеклассники. Наша группа. Знакомство. 1
5 Назови меня. 1
6 Барометр настроения. 1
7 Школа без правил. 1
8 Как лучше подготовиться к занятиям. 1
9 Поведение на экзамене. 1
10 Память и приёмы запоминания (часть 1). 1
11 Память и приёмы запоминания (часть 2). 1
12 Методы работы с текстами. Мой учебный стиль. 1
13 Практические задания по темам. 1
3. Формула успеха сдачи ЕГЭ. 22
14 Как справляться со стрессом (часть 1) 1
15 Как справляться со стрессом (часть 2) 1
16 Обучение приёмам релаксации. 1
17 Способы снятия нервно-психического напряжения. 1
18 Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приёмами самообладания. 1
19 Эффективное общение. Барьеры общения. 1
20 Эмоции и поведение. 1
21 Самопознание. 22 Духовные ценности современной цивилизации. 1
23 Как управлять своими эмоциями. 24 Как управлять негативными эмоциями. 1
25 Я – хозяин своих эмоций. 1
26 Уверенность. Манипулирование. 1
27 Развитие уверенности в себе. 1
28 Формула успеха (часть 1).
Тренинг с элементами релаксации. 1
29 Формула успеха (часть 2).
Тренинг с элементами релаксации. 1
30 Типичные ошибки при подготовке к экзаменам. Работа над ошибками 1
31 Сдаем ЕГЭ. 1
32 Моя ответственность и уверенность на экзамене 1
33 Защита творческих работ. 2
34 Завершающее занятие. Прощание. 1
35

ЛИТЕРАТУРА
1.Еремина О. Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ».\\ Школьный психолог.-2008.-№9.
2.Журавлев Д. Экзамен- способ проверки знаний или психологическое испытание? \\ Народное образование.- 2003.-№4.
3.Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\Школьный психолог.-2008.-№9.
4. Селье Г. Стресс без дистресса.-Рига: Виеда, 1992.
5.Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху (программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ).\\Из материалов сайта Липецкого областного центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам.
6.Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.
Положение
об оценке обучающихся предпрофильных и профильных классов по элективным курсам
 
Общие положения
  Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской федерации "Об образовании",
 Письма Министерства образования и науки РФ от 02.09.2003г. №8-178
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. Минобрнауки России от 4 марта 2010 г № 03-413
Письма Минобразования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» на основе обобщения опыта введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях.
Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.).
Уставом школы
Данное Положение определяет порядок проведения промежуточного и итогового контроля знаний обучающихся предпрофильных классов на II ступени обучения.
1.2. Целями промежуточной аттестации являются:
определение промежуточного уровня знаний, умений и навыков школьников по элективным курсам;
осуществление контроля выполнения учебных планов и программ обучающимися;
установление соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.
1.3. Контроль знаний обучающихся осуществляется на основе:
требований государственных образовательных стандартов по соответствующим предметам;
критериев оценки знаний, умений и навыков обучающихся, определенных в программе элективных курсов данного года обучения;
настоящего Положения.
1.4. Промежуточная аттестация подразделяется на промежуточную, включающую в себя
       поурочное тематическое оценивание результатов и аттестацию по итогам учебного       года.
2. Содержание и порядок проведения промежуточной  и итоговой аттестации
2.1. Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и
       устно.
    Формами проведения письменной аттестации могут быть следующие:
контрольная работа;
тестирование;
практическая работа;
лабораторная работа.
    Устные виды промежуточной аттестации могут быть следующие:
зачет;
защита реферата;
защита учебного проекта;
собеседование.
2.2. При проведении промежуточной аттестации в письменной форме отметка за работу выставляется учителем по пятибалльной системе в соответствии с нормами оценок письменных работ обучающихся по соответствующим учебным предметам.
 Курс может быть оценен положительно, если ученик
 посетил не менее 65% занятий, предусмотренных программой курса;
 выполнил зачетную работу, предусмотренную программой курса (подготовил проект, выполнил творческую работу, сконструировал модель, макет или прибор и др.) в соответствии с требованиями, изложенными в пояснительной записке к ней.
2.3. Если объем элективного курса составляет не более 34 часов, то оценивание курса
осуществляется в системе «зачтено - не зачтено» Для оценивания достижений обучающихся при изучении элективных курсов
используется одна из следующих систем:
• зачтено - не зачтено;
• отметки «3», «4», «5» (без выставления отрицательных отметок) - зачтено
 Элективный курс может считаться «зачтенным», если ученик посетил не мене 65% занятий по данному курсу.
2.4. При проведении промежуточной аттестации в форме зачета обучающийся отвечает на теоретические вопросы, предложенные учителем по определенной теме и выполняет практическое задание. По итогам делается запись в журнале "зачтено".
2.5. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты реферата обучающийся руководствуется общими требованиями к формулировке темы и оформлению реферата и предоставляет работу учителю за неделю до ее защиты для исправления недочетов и выработки рекомендаций по корректировке текста.
2.6. Процедура защиты реферата представляет собой выступление автора реферата (до 15 мин), в ходе которого обучающийся должен показать свободное владение материалом по заявленной теме и ответы на вопросы учителя. Отметка выставляется по пятибалльной системе.
2.7. При проведении промежуточной аттестации в форме защиты учебного проекта обучающийся выполняет монопроект, который может носить практико-ориентированный, исследовательский, информационный характер. Защита проекта может проходить в форме презентации. Оценка работы выставляется по пятибалльной системе.
2.8. При проведении промежуточной аттестации в форме собеседования обучающийся без подготовки отвечает на вопросы учителя обобщающего характера по темам программы элективного курса.
2.9. Итоговая отметка по элективному курсу выставляется учителем, исходя из количества часов, отработанных обучающимся, и результатов его деятельности.
3. Оформление документации по итогам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся3.1. Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в журналах по элективным курсам.3.2. Итоговая отметка выставляется в журнал по элективным курсам, а также вносится  в "портфолио" обучающихся в блок  В "Элективные курсы".