Статья Об углублённом изучении русского языка
Изменения, которые происходят в современном российском образовании, активно обсуждаются общественностью, но при этом чаще всего сводятся к критике единого государственного экзамена, в то время как процессы, происходящие в российской школе, гораздо более многообразны.
Мне было бы интересно поделиться своими мыслями о некоторых аспектах профильного обучения.
Не секрет, что объём и глубина учебного материала, предлагаемого для изучения в курсе каждого из школьных предметов, достаточно велики, что приводит к невозможности овладения учащимися в равной степени каждой из учебных дисциплин. Профильное обучение позволяет организовать учебно-воспитательное пространство таким образом, чтобы обеспечить выпускнику подготовку по ряду предметов, достаточную для поступления в вуз по избранной специальности. При этом выбор профиля каждым из учащихся обусловлен определёнными практическими целями, и именно поэтому популярностью пользуются такие предметы, как, например, физика, информатика, иностранные языки. В классы же гуманитарного профиля очень часто попадают те, кто ещё не определился с будущей специальностью, но хочет продолжать обучение в родном учебном заведении.
Когда несколько лет назад я стала классным руководителем 5В класса с углублённым изучением русского языка, перспективы этого класса и моей работы в нём виделись мне весьма туманно, ведь большая часть детей в классе испытывала серьёзные трудности в изучении профильного предмета. Но в нашем учебном заведении уже был успешный опыт работы в классах углублённого изучения русского языка, и, заручившись поддержкой коллег, я стала работать с 5В. Путь, который мы проделали с этими детьми, хоть и был долог и тернист, но привёл к итогам весьма положительным и интересным. В первую очередь таким итогом стали высокие баллы, полученные за ЕГЭ, серебряная медаль одной из выпускниц, успешное поступление нескольких девушек на факультеты филологии и журналистики. Но не эти результаты видятся мне главными. Обучение по программе углублённого изучения русского языка дало возможность каждому из учеников развиться как личности даже в тех случаях, когда учебные результаты по предмету не были особо впечатляющими. Зато заметно изменилось отношение к учебному труду, в классе выросла успеваемость в целом. Ученики стали активно участвовать в предметных конкурсах, исследовательской работе, неоднократно становились призёрами олимпиад различного уровня. Приоритет учебных интересов учащихся сместился в сторону таких предметов, как литература, история, обществознание. Но даже и тем учащимся, чьи школьные отметки были скромнее, чем у одноклассников, углублённое изучение родного языка дало реальную возможность личностного роста. Необходимо добавить, что подобные результаты наблюдались и в предыдущих классах, работавших по программе углублённого изучения русского языка.
Что же способствовало тому, чтобы результаты обучения сложному для данных учеников предмету всё же появились? Причин здесь, мне кажется, несколько. Одна из них – организация учебно-воспитательного пространства. Учебный план включал достаточно большое количество уроков русского языка, при этом часть из них проводились по подгруппам. Два учебных предмета: риторика и теория и практика написания сочинений – позволили не только глубоко работать над коммуникативными навыками, но и в рамках учебной ситуации обсуждать самые различные проблемы и высказывать собственное мнение. Ещё одним положительным фактором стало и то, что очень большое количество времени учащиеся проводили в учебном общении с классным руководителем.
Но всё же важнейшим фактором, способствующим личностному развитию ребят, стали возможности языка как явления. Ещё в 60-х годах XIX века выдающийся русский педагог В.И.Водовозов писал: «Родной язык, как уже признано всеми, должен служить главным проводником образования. Здесь мы под образованием, конечно, разумеем не накопление всевозможных знаний в голове, а то душевное развитие, при котором слово становится делом и оба они служат выражением глубочайших нравственных убеждений в человеке».
Известно, что огромная доля информации поступает к нам через слово, и успех человека в обществе зависит от того, насколько он владеет словом не только в плане культуры речи, но и в умении использовать в полной мере мыслительные возможности языка. Лингвистическое образование служит познанию мира средствами языка, способствует восприятию культуры во всём её богатстве и многообразии. Но лингвистические интересы сегодняшних учеников и их родителей смещены в сторону активного изучения иностранных языков. Проблема мне видится не в самом интересе к иностранному языку (чаще всего английскому), а в том, что знания о чужом языке должны ложиться на основу глубокого познания языка родного, возможности чего предоставляет обучение в рамках гуманитарного профиля. При этом наиболее зримыми оказываются результаты в классах, где глубокое изучение родного языка начинается на ранних этапах обучения.
Русский язык среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь именно он обеспечивает речевое, а значит и мыслительное развитие учащихся. Кроме того, познавать родной язык – значит обогащать и свой духовный мир, учиться уважать прошлое, понимать настоящее и строить будущее своей Отчизны. Именно поэтому мне кажется важным обращать пристальное внимание глубокому изучению русского языка и как можно полнее пользоваться возможностями обучения учащихся в рамках гуманитарного профиля.