Проект «Картины, написанные солнечными зайчиками»
Районная научно-практическая конференция
младших школьников «Я – исследователь»
Секция «Наука об искусстве»
«Картины, написанные солнечными зайчиками»
Автор работы: Гендугова Диана Муссовна
Ученица 4 класса
МКОУ «Прогимназия №1»
г.п. Залукокоаже
Руководитель: Букина Анна Викторовна,
учитель начальных классов
2016 г.
Оглавление:
I. Введение. стр.3
II. Основная часть. стр.4 - 6.
1.Что такое импрессионизм? История
возникновения импрессионизма стр.4
2. Особенности изобразительной техники. стр.5
3. Художники-импрессионисты. стр.5
4. Влияние произведений искусства на настроение человека стр.6
III. Заключение. Выводы. стр.7
IV. Используемые ресурсы. стр.8
I. Введение.
«Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…» В.А.Сухомлинский
Актуальность выбранной темы.
Приобщение человека к прекрасному, умение понимать предметы искусства сегодня очень важно для того, чтобы сделать наш мир лучше, добрее и красивее.
Насколько мы осваиваем культуру, как опыт предшествующих поколений, настолько обогащается наш духовный мир.
Делая самостоятельные открытия в области культуры, находя что- то новое для себя, можно разнообразить уроки изобразительного искусства, внеурочное время, подготовиться к восприятию материалов мировой художественной культуры в старших классах.
Объект исследования: направления в изобразительном искусстве
Предмет исследования: импрессионизм.
Цель проекта: Познакомиться с удивительным направлением в изобразительном искусстве - импрессионизмом.
Проблема: Научиться понимать прекрасное и возвышенное.
Гипотеза:
Произведения живописи влияют на настроение человека.
Вопросы для самостоятельного исследования:
Что такое импрессионизм?
История возникновения импрессионизма.
Особенности изобразительной техники.
Художники-импрессионисты.
Как влияют картины импрессионистов на чувства и настроения человека.
Форма организации – индивидуальная.
Ведущая деятельность – творческая, поисковая, исследовательская.
Сфера применения результатов - на уроках по изобразительной деятельности, уроках русского языка и литературного чтения, при написаниях сочинений, во внеурочное время, на классных часах.
Используемые технологии – мультимедийная.
Форма предоставления продуктов проектной деятельности – презентация, альбом «Художники счастья», рисунки.
Методы исследования:
Поиск информации в интернете, библиотеке.
Анализ и обобщение информации
Подведение итогов.
II. Основная часть
Однажды на уроке литературного чтения в 3 классе, изучая поэзию Сергея Есенина, а именно стихотворение «Белая береза», на одном из слайдов презентации я увидела удивительную картину Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Картина произвела на меня неизгладимое впечатление. Она была вся пронизана солнцем и как будто переливалась, как россыпь драгоценных камней. Тогда ни имени автора, ни ее название я не запомнила, но картина не выходила у меня из головы. И некоторое время спустя я попросила учительницу показать мне эту картину снова и рассказать о том, почему картина производит такое впечатление. Оказалось, что у нее есть секрет: картина написана в определенной технике, характерной для направления изобразительного искусства – импрессионизма, название которого так и переводится с французского ––impression – впечатление.
Импрессионизм - красивое слово, загадочное. И я решила узнать побольше о этом удивительном искусстве.
Оказывается импрессионизм (impressionnisme) - это стиль живописи, который появился в конце XIX века во Франции и затем распространился по всему миру. Своим названием он обязан картине Клода Моне, впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году в Париже.
Она называлась «Впечатление. Восход солнца».
Особенностями изображения в импрессионизме являлось то, что импрессионисты стремились передать на холсте мгновенное впечатление.
Особенности живописного языка импрессионистов
Композиция подвижная, живая
Передача чувств, впечатлений
Чувственное восприятие, впечатление
Работам проводится вне студии, на пленере
Красочная палитра высветлена
Работа на пленере
несмешанный
Импрессионизм
Изображение подвижной изменчивости мира
Цвет чистый,
несмешанный
Очертания предметов нечетки
Художники- импрессионисты
Самыми известными импрессионистами стали такие великие художники, как Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега.
Картины Клода Моне «Осень», «Поле маков», «Кувшинки» необычайно свежи и радужны. А картины Дега «Танцовщицы» полны света и грации. Как и все работы импрессионистов они наполнены чувствами, эмоциями, мимолетными впечатлениями. Это и есть особенность этого стиля изображения.
В России многие известные художники в раннем творчестве были очарованы импрессионизмом и писали картины в этом стиле.
Это Валентин Серов «Девочка с персиками», Михаил Врубель «Сирень», «Царевна-Лебедь», Игорь Грабарь «Февральская лазурь», «Золотая Осень».
Я заинтересовалась, а есть ли среди художников моей республики художники, работающие в технике импрессионизма. Я просмотрела на сайте союза художников КБР много картин и отобрала картины, которые на мой взгляд относятся к импрессионизму. Это картины художницы Светланы Азаматовой «Возвращение на родину», «Женщина со свечой», картины художника Михаила Аксирова «Пейзаж», «Натюрморт», «Моя улица», «Сиреневый туман». Все работы свежи и воздушны.
Но особое внимание привлекли работы современного французского художника-импрессиониста Лорана Парселье. Взгляните на них. Столько чувств, света и позитива, что кажется, будто полотна созданы не из тысяч мазков акварели и масла, а сотканы из солнечных зайчиков и детских улыбок.
Я создала презентацию «Художники счастья». Так называли импрессионистов их коллеги – художники. Перед тем, как показать презентацию своим одноклассникам, я предложила им показать, какое у них настроение при помощи смайликов. Оказалось, что к концу уроков почти у половины класса настроение было «так себе». После просмотра презентации, я предложила снова показать свое настроение. У 11 одноклассников оно улучшилось(у остальных оно было хорошим изначально), что полностью подтверждает мою гипотезу о том, что произведения искусства способны влиять на настроение человека.
III. Заключение.
Изобразительное искусство – это яркое отображение действительности и воплощение эстетического отношения человека к окружающему миру.
Роль изобразительного искусства в жизни людей несомненна. Оно позволяет познавать мир искусства, вдохновляет на создание шедевров, воспитывает любовь к окружающему миру, развивает различные чувства, воздействует на настроение, побуждает совершать добрые дела и поступки, учит воспринимать прекрасное и наслаждаться им.
Я сама попыталась нарисовать рисунки-картины в технике импрессионистов. Вот что у меня получилось. (Приложение 1.)
Результатом моей работы стала презентация и альбом «Художники счастья» (Приложение 2). Их можно использовать на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, русского языка и окружающего мира, чтобы как можно больше детей познакомились с удивительным и прекрасным направлением в искусстве.
Я пришла к выводу, что импрессионизм – это признание в любви человека ко Вселенной, это встреча солнечного света и духовного. Импрессионизм - это приятное впечатление, радость от жизни, красота каждого мгновения, наслаждение, чистота, искренность.
Используемые ресурсы:
Литература:
«Энцеклопедический словарь юного художника»,М. «Педагокика»1983г.
Денвир Б. «Импрессионизм. Художники и картины», М.2008 г.
Интернет ресурсы:
ru.wikipedia.orghttp://events.fleet.com/
http://www.sas.upenn.edu/~awayda/index1.html
http://www.degashouse.com/http://www.oir.ucf.edu/wm/paint/auth/monet/
http://sunsite.nus.sg/wm/paint/auth/degas/