Проект по ИЗО искусству на тему: Картины, написанные маслом.




Проект по теме:
«Картины, написанные маслом».
Подготовила Панина Анастасия, 8 «Б» класс; учитель Есина С.Н., МБОУ «ООШ» г. Кирсанова
Цель проекта: изучить технику выполнения этого вида творчества, как оно создавалось и привести примеры художников и их картин, написанных маслом.
Задачи: (Слайд 3)
1.Определение особенностей картин написанных маслом.
2.Изучение техники выполнения.
3.Изучение интересных фактов о картинах написанных маслом.
4.Изучить историю картины, написанной маслом и сделать ее описание.
Особенность этих картин: Главные особенности картин написанных маслом - это яркость цвета, объемность, поэтому они выглядят как «живые». Еще такие картины в отличие от других долго хранятся, поэтому высоко ценятся. (Слайд 4)
Этапы исследования:( слайд 5)
1.Определить особенность этих картин.
2.Изучить технику выполнения.
3.Рассмотреть интересные факты.
4.Привести пример картины, написанной маслом и ее описание
Живопись бывает: акварельная, масляная, темперная, гуашевая. (слайд 6)
Техника живописи разнообразна, например акварель, пастель, тушь и другие... (слайд 7)
Основана на растительных маслах. (слайд 8)
Используют пастозные мазки и работу лессировки. (слайд 9)
Техника выполнения: (слайд 10)
Масляная живопись широко распространена, и многие знаменитые художники писали свои работы именно маслом. Конечно, нельзя научиться работать масляными красками за один день, это усердный и кропотливый труд. Но результат не заставит себя ждать. Приведу несколько практических советов начинающим художникам, как писать маслом. Начнем с подготовки холста. Следующий этап – проклейка холста. Для живописи готовят хорошо натянутый холст. Проклейка закрывает все поры холста – во-первых, чтобы предохранить его от вредного воздействия масла, а во-вторых, чтобы слои грунта и краски не проникли на изнаночную сторону. Для проклейки заранее готовят жидкий столярный клей и остужают его. Проверив качество проклейки, переходят к грунтовке. Грунт – это связующее звено между холстом и красками, писать на незагрунтованном холсте масляными красками нельзя. Если грунт приготовлен плохо, по нему трудно писать кистью – краски будут тускнеть, на картине появятся матовые пятна. Важно, чтобы грунт был белым, без полос и пятен. Рецептов и видов грунтов существует много: эмульсионный, полумасляный, масляный. Знание всех свойств различных видов грунтов приобретается с практикой.
Когда были созданы первые масляные картины. (Слайд 11)
Благодаря восстановительным работам, проводимым международной археологической экспедицией, произошла уникальная находка -в самом центре Афганистана в пещерах Бамиана были обнаружены древнейшие в мире написанные маслом фрески. Рисунки изображают эпизоды из жизни будд, одетых в ярко-красные одежды и сидящих, скрестив ноги, посреди пальм и мифических существ.  Ранее считалось, что масляные краски впервые применил в живописи в начале XV века величайший фламандский художник Ян ван Эйк, однако теперь это утверждение опровергнуто.Росписи в Бамианских пещерах датируются от V до VII века н. э.Ученые установили, что краски картины, обнаруженной в афганской пещере, сделаны на основе масла, полученного из грецкого ореха и мака. Предполагается, что рисунки были сделаны художниками, путешествовавшими по Великому шелковому пути, который шел из Китая через Центральную Азию в Европу. Это открытие ученым удалось сделать после серии экспериментов в Европейском центре синхротронного излучения. Пещеры были частично разрушены боевиками движения "Талибан", однако во многих местах росписи сохранились. Для исследования ученые выбрали росписи VII века. 
Чтобы изучить состав красителей, ученые использовали несколько технологий: (слайд 13)
Инфракрасная микроспектроскопия,
Микроскопическая рентгеновская флуоресценция;
микроскопическая рентгеновская абсорбционная спектроскопия и микроскопическая рентгеновская дифракция.
Исследователям пришлось комбинировать различные технологии, так как росписи на стенах были выполнены в несколько слоев, и в рецептуры красителей из разных слоев входили как органические, так и неорганические компоненты.Ученые обнаружили, что некоторые из слоев были сделаны масляными красками. Кроме того, им удалось выяснить, что часть слоев выполнена с помощью натуральных смол, красителей на белковой основе, а также веществ, по составу напоминающих лак.  Считалось, что для росписей масляные краски стали использовать в Европе в X веке, однако в широкое употребление она стала входить с конца XIV века. Есть письменные свидетельства того, что масляные краски употреблялись в Древнем Египте и Древнем Риме, однако памятников такого рода не сохранилось.Эксперты отмечают неожиданно высокое мастерство древних афганских живописцев. По мнению археологов, это свидетельствует о том, что где-то в буддийских общинах Индии или Ирана к тому времени, возможно, уже существовали развитые центры подготовки художников, писавших маслом.
Описание картины Васнецова «Аленушка»(слайд 14)
Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку. «Каким-то особым русским духом веяло от нее» - так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Алёнушка» написана маслом, в 1881 году.
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата. Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.
Картина «Алёнушка» навивает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли эту работу В. М. Васнецова одной из лучших картин русской школы.
Результат проекта: мы выяснили, что картины, написанные маслом – уникальны не только по технике написания, но по красоте, которая приковывает своей неизведанной силой взгляд любого человека. Маслом писали многие художники, но афганские живописцы освоили этот вид искусства еще в 5 веке. (слайд 16)