Психологическое консультирование в работе школьного психолога


«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектеп» ММ
ГУ «Средняя школа №22 отдела образования акимата города Костаная»
Психологическое консультирование в работе школьного психолога.
Психологическое консультирование – это специальное организованная беседа психолога с клиентом (представителем школьной администрации, учителем, родителем или учащимся) для разъяснения отдельного вопроса, анализа проблемы и выработки советов или рекомендаций по их решению или регулированию. Кроме информационных целей, на консультации могут также реализовываться психокоррекционные и психотерапевтические цели: нейтрализации болезненно-напряженного состояния клиента, успокоение, коррекция дефектов психического развития детей и др.
Консультирование занимает в работе школьного психолога значительное место. Довольно часто данную форму работы в школе психолог выбирает в качестве основной. Это происходит в силу ряда причин. Организация в школе групповых форм психологической работы достаточно трудоемка, и психологу приходится приложить немало сил, чтобы скомпоновать группы. Учителя после уроков, как правило уставшие, торопятся домой или хотят заняться домашней частью своей работы (проверкой тетрадей, составлением планов уроков на следующий день). Если постараться выделить менее загруженный рабочий день, то и здесь могут возникнуть сложности, так как рабочие графики учителей, как правило, не совпадают. Подобные трудности возникают и с учащимися, если психолог намерен организовать с ними групповые занятия. После уроков дети утомлены и нуждаются в полноценном отдыхе. Не всегда целесообразно также забирать детей с уроков, поскольку они могут отстать по данному школьному предмету. Групповая работа с родителями часто бывает осложнена разными причинами: их перегруженностью на основной работе, усталостью, нерегулярным посещением школы, чаще всего только после вызова директора. Перечисленные организационные сложности в школе снижаются, если психолог занимается консультативной работой. Кроме этого, в ходе индивидуального консультации психолог имеет возможности персонифицированного глубинного общения с учеником, родителем или учителем, применения индивидуализированных средств психолого-педагогического воздействия с учетом личной истории своего клиента, его индивидуально-психологических особенностей и конкретной проблемной ситуации, в которой он находится. Разумеется, применения метода консультирования в школе связано с большими затратами времени и сил самого психолога, однако в силу перечисленных причин данный метод в некоторых случаях наиболее эффективен.
Психологическая консультация на первом этапе работы школьного психолога выглядит примерно следующим образом:
по форме – участливая дружеская беседа;
по цели – утешение и ободрение, позитивный эмоциональный настрой, работа по осознанию проблем;
по методам работы – отдельно взятые приемы из различных психотерапевтических концепций и упражнения из разнообразной литературы по практической психологии.
Хотелось бы больше внимание уделить индивидуальному консультированию с учащимися, так как в последние время повысился уровень учащихся, имеющих повышенную тревожность, депрессивное состояние, склонность и интерес (любопытство) к аутодеструктивному поведению. Чаще всего это бывают подростки или старшие школьники.
Как же начать беседу с подростком или старшим школьником?
Для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником – это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родитель или ученик, в первые минуты ребенок либо испытывает чувства неудобства и сопротивления («Зачем меня привели к психологу? Что я – ненормальный?») либо демонстрирует безразличное отношение («О чем разговаривать с психологом? У меня итак все в порядке»). Бывает, что школьник или школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на пассивное участие в ходе консультации («Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне делать»).
Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником, психолог решает задачу «запуска» беседы, организации доверительного, эмоционально-открытого разговора, нейтрализации внутреннего сопротивления своего юного клиента, активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к самостоятельному решению собственной проблемной ситуации. Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Методический прием «Давай думать вместе!»
Перед психологом - подросток или старшеклассник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому».
Методический прием «Психологический контакт».
Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным с взрослым. Если же психолог начинает беседу со словами: «Ну, что у тебя опять случилось?» произнесенными «учительским голосом», со строго формальным выражением лица, у ребенка «срабатывает» установка взаимоотношений типа «учитель-ученик» и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшекласснику несколько нейтральных вопросов. С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.
Методический прием «Человечек».
Психологическая консультация, если школьники пришли «не по своей воли», а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, «в массе коллектива» и это положение для него не привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах. В этом случае эффективен прием «Человечек». На столе бумаги консультант рисует стилизованную человечка и говорит: «Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человеке. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность ребенка заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.
Методический прием «Зеркало».
Несмотря на то что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. В таком случае довольно эффективным может стать методический прием «Зеркало».основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией ребенка. При этом важно, что пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направленность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спонтанно, незаметно для себя подключился к рассказываемой психологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.
Несмотря на то что психолог и школьник сочиняют рассказ «о ком-то другом», подросток, юноша или девушка сможет в «этом другом» увидеть самого себя, как в своеобразном психологическом «зеркале». Такое «отзеркаливание» поможет ребенку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и «объективными» глазами.
Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.
Но был случай в моей практике, что никакой методический прием не помог ребенку рассказать свою проблему. Девочка-подросток, испытывала страх отвечать перед учителем и всем классом, заниженная самооценка. Она пыталась рассказать о своей проблеме, но она начинала плакать и у нее тряслись руки. В этой ситуации я применила сказкотерапию. Я на дом ей дала задания сочинить сказку по своей проблеме, так ребенок не только сочинил сказку, но и сама нашла пути решения своей проблеме. На повторной консультации с ребенком можно было ввести беседу, девочка была более спокойная и уверенная.
Также в процессе консультирования я применяю психодиагностические методики:
Методика «Самохарактеристика.
Данная методика позволяет выявить актуальные отношения подростка или старшего школьника к самому себе и значимым людям.
Инструкция: предъявляются 20 позиций, которые начинаются с местоимения «Я». ученик должен написать по каждой позиции определение самого себя: «Я - …». Среднее время выполнения методики 15 минут.
Пример использования методики «Самохарактеристика».
На одной из консультаций ученица 6-го класса Ксения А. выполнила задание следующим образом:
Я Ксюша.
Я красивая.
Я, в общем-то, хорошо учусь.
Я занимаюсь спортом.
Я люблю, когда я нравлюсь.
Я иногда думаю, что люди все плохие.
Я хорошая дочь.
Я всегда говорю то, что думаю.
Я люблю маму, а она иногда меня не любит.
Я ленивая.
Я эмоциональная.
Я не люблю оставаться дома одна.
Я люблю, когда у меня остаются ночевать подруги.
Я влюблена в одного мальчика, но он меня предал с моей лучшей подругой.
Я не уверена в себе.
Я хочу себе новый телефон.
Я хочу чтобы меня взяли в команду на соревнования.
Я всегда чего-то боюсь.
Я не хочу ходить на уроки физкультуры.
Я не хочу больше ничего отвечать.
По результатам этой диагностики видно, что девочка коммуникабильная, но находится в нестабильном, тревожном состоянии, переживает различные страхи. Нестабильное, депрессивное состояние у этой девочки началось, когда ее лучшая подруга зная, что Ксюше нравится один мальчик начала с ним встречаться.
Разумеется, результаты полученные при помощи методики «Самохарактеристика», должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультативных бесед.
Методика полярных профилей.
Методика полярных профилей рекомендую в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки подростка или старшеклассника. Заполнение бланка анкеты связано с осуществлением ребенком анализа своих собственных личностностных и интеллектуальных качеств, активизацией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрослым о своих достоинствах и недостатках. Самооценка производится в 10 балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики.
Бланк методики полярных профилей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 вспыльчивый сдержанный
лицемерный искренний
пессимист оптимист
тревожный спокойный
разбросанный целеустремленный
замкнутый общительный
легкомысленный серьезный
возбудимый уравновешенный
уступчивый принципиальный
«выскочка» скромный
безвольный волевой
глупый умный
агрессивный миролюбивый
ранимый невозмутимый
грубоватый тактичный
ленивый трудолюбивый
черствый отзывчивый
злой добрый
пассивный активный
самовлюбленный самокритичный
Методика довольна проста в применении и обработке. В среднем учащийся заполняет ее в течение 10-15 минут.
Предметом обсуждения на консультации становятся следующие вопросы:
- какие качества подросток оценивает либо предельно низко (1-2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);
- как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в «крайних баллах (приводит для подтверждения примеры из собственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение взрослого или значимого другого);
Какие свои качества ребенок затрудняется оценить и почему.
На этом же бланки методики психолог может произвести оценку ребенку по выделенным параметрам, а затем организовать диалог по сравнению полученных самооценки учащимся и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты методики, в которых мнение ребенка и психолога, консультирующего его принципиально расходятся.
Для того, чтобы было более понятно приведу пример использования методики полярных профилей на психологической консультации.
Артем П., ученик 9-го класса, на консультации заполнил предложенную ему методику (его самооценка отражена на схеме сплошной линией. Психолог-консультант также выставил свои оценки интеллектуальных и личностных качеств Артема (пунктирная линия) (слайд).
В целом оценка психолога-консультанта выше самооценки Артема П. средний балл, который выставил психолог по 20-ти фикцированным в методике качествам – 6,5, а средний балл, поставленный Артемом самому себе – 4,25.
Наибольшие различие в оценке и самооценке наблюдаются по следующим качествам: вспыльчивый – сдержанный (Артем – 2 балла, психолог – 8), пессимист-оптимист (соответственно 2 и 6 баллов), тревожный - спокойный (1-7 баллов),легкомысленный – серьезный (2 и 8 баллов), уступчивый и принципиальный (9 и 5 баллов), безвольный и волевой (2 и 7 баллов), ранимый – невозмутимый (2 и баллов). Следовательно, Артем оценивает себя как вспыльчивого, пессимистично настроенного человека, тревожного, несколько легкомысленного, но принципиального. Он чувствует себя также безвольным и ранимым. Психолог-кконсультант увидел Артема довольно сдержанным человеком, средне-оптимистичным, в целом спокойным, серьезным, уступчивым, средне-волевым и относительно невозмутимым. По другим качествам, отмеченным в методике, оценка психолога и оценка ребенка в основном совпадают. По результатам такой экспресс-диагностики, проведенной при помощи методики полярных профилей, психолог поставил на консультации перед собой следующие задачи: повысить самооценку учащемуся и уверенность в себе, снизить тревожность.
Методика нарисуй свое настроение.
В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в каком настроении находится ребенок. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшеклассник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты. Психолог обращается к ребенку со следующими словами: «Возьми, пожалуйста, цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуй абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуй при этом полностью погрузиться в свое настроение, выбрать цвет и линии так, как тебе больше хочется, в полном соответствии со своим настроением. Представь, что ты переносишь свое настроение на бумагу! Когда закончишь рисунок, на обратной стороне листа напиши 5-7 слов, отражающих твое настроение и как бы иллюстрирующих твой рисунок. Когда будешь писать слова, долго не думай, необходимо, чтобы твои слова возникали спонтанно, как бы без особого контроля с твоей стороны».
Довольно часто к психологу обращаются учащиеся, учителя и родители с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К ним относятся: конфликты в межличностных отношениях, экстремальные и кризисные ситуации, поиски способов разрешения острых личных проблем. Приходящие на консультацию клиенты, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состояниях. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан «поработать над состоянием» своего клиента: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить его возможности более оптимистичного взгляда на жизненную ситуацию.
Молодые люди испытывают потребность в психотерапевтической помощи относительно трех основных групп проблем: неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции, неспособности справиться с переживанием депрессивных состояний, стремления избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.
На первой консультации обязательно выявить конкретные ситуации, с чем это связано и дать определенные рекомендации и с ребенком желательно отработать психотехнические упражнения. Но упражнения лучше всего использовать в зависимости от конкретной ситуации, выявленной проблемы. При наличии у ребенка внутреннего напряжения и агрессии использовала такие упражнения как: «Фокусировка», «Пресс» и др. (Приложение).
Важное  условие   для психотехники -   регулярность.   Психотехника  срабатывает только в том случае, если ею пользоваться ежедневно. Если в стрессовой ситуации ребенок применил ТО ИЛИ иное упражнение и оно помогло ему погасить эмоциональное напряжение, желательно и дальше практиковать именно это упражнение. Оно может стать индивидуальным средством самоконтроля учащегося в тяжелые моменты.
Повторная консультация назначается через неделю. На второй встрече обсуждаются конкретные жизненные ситуации, в которых клиент опробовал показанные ему психотехнические упражнения. Психолог направляет свои усилия на коррекцию опыта учащегося, полученного при применении психотехнических упражнений: в каких ситуациях упражнения были наиболее целесообразными и в течение какого времени упражнение «сработало».
Через месяц желательно провести контрольную консультацию, чтобы удостовериться, научился ли ребенок подавлять свои негативные состояния, останавливаться в нужный момент и не допускать проявления внутренней напряженности, внешней агрессии.
Для многих подростков и старшеклассников в период 14-18 лет характерны состояния апатии, депрессии, переживания одиночества и бессмысленности своей жизни. Некоторые из них не умеют регулировать свои внутренние состояния и полностью отдаются депрессии и апатии. Для облегчения и снятия таких состояний ребята нередко прибегают к курению, алкоголю, наркотикам. А между тем существуют другие, более безопасные для здоровья способы избавления от депрессии. Причем эти способы могут быть не только сугубо психотехническими, но и просто бытовыми, житейскими.
В ходе консультации важно сделать акцент на том факте, что именно обычные, житейские занятия, которые нравятся девушке или юноше, и приносят им эмоциональное удовлетворение, успокоение и разрядку, способствуют снятию глубоких депрессивных состояний. Важно, чтобы подростки не раскисли, не опустили покорно голову перед «черной непрошеной гостьей», а просто занялись любимым делом, увлечением, хобби, отдохнули и расслабились.
Но что же мы психологи может в такой ситуации конкретно посоветовать?Не впадать в отчаяние. Внутренние состояния человека изменчивы, депрессия рано или поздно проходит и наступает радостное, бодрое настроение. Необходимо всегда верить, что депрессия обязательно пройдет.
Постараться понять, в чем причина плохого настроения. Может быть,  это затяжной  конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс. В такой ситуации необходимо устранить или хотя бы уменьшить влияние основной травмирующей причины ИЛИ попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость для себя («А мне это и не надо», «Пусть будет то, что будет», «Об этом я подумаю завтра»).
Часто причиной депрессии выступает время года. Для многих, например, весна - самый тяжелый период в психологическом отношении. В это время не надо переутомляться, наваливать на себя кучу дел. Больше пользы принесет забота о своем здоровье: усиленный прием витаминов, свежий воздух, регулярный и полноценный СОН.Не следует зацикливаться на своих переживаниях, выпадать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться.
В минуты мрачных настроений полезно вспомнить, что радостного и приятного было в вашей жизни, восстановить в воображении счастливые ситуации до мельчайших деталей, постараться снова пережить приятные эмоции.
В общении со знакомыми и друзьями необходимо предпочесть нейтральные темы, не «пережевывать» свои проблемы: этим вы усилите свое негативное состояние.И главное - в период депрессии не принимать важных решений. В это время многое воспринимается в искаженном свете, и человек может что-то отчаянно сделать или совершить поступок сгоряча, о котором потом жалеет и испытывает чувства раскаяния или вины.
На консультации полезно широко применять игровые упражнения, помогающие подростку или старшекласснику разобраться в самом себе.Упражнение «Нарисуй автопортрет!»
Перед школьником - чистый лист бумаги и набор цветных карандашей. Инструкция: «Ты можешь нарисовать самого себя в любой манере и любой позе, в полный рост или только лицо. При этом  -  назови свой рисунок».
После того как рисунок будет готов, психолог активизирует обсуждение тех моментов, которые помогают развитию самоанализа  подростка или старшеклассника.
Какую  часть листа занимает рисунок?
Рисунок  выполнен резкими,    энергичными  линиями   или,    наоборот, мягко,   «в пастельных тонах»? 
Все ли элементы лица или тела изображены на рисунке? Чего не хватает?
Какие  цвета выбраны?
Какие    впечатления    вызывает   рисунок?
Как бы ты смог отнестись к человеку, который изображен на рисунке, если бы это был не ты, а кто-то другой?
Упражнение «Я - хороший, я – плохой»
Психолог советует клиенту составить список качеств его характера. Лист бумаги следует разделить вдоль пополам и в левой части листа написать свои хорошие качества (начать - с хороших), а в правой - плохие.
В ходе беседы психолог стремится к тому, чтобы количество качеств, выделенных девушкой или юношей в обоих столбцах, было либо равным, либо хорошие качества преобладали по численности   над   плохими.
Не рекомендуется останавливать упражнение в тот момент, когда клиент выделил в себе большое количество отрицательных качеств и не смог определиться в том, что же в нем самом есть положительного.
Упражнение «Письма к самому себе»
На консультации психолог рекомендует молодому человеку завести такое правило: ежедневно писать самому себе письма. Особенно длинные письма следует стараться писать, когда появляется необходимость излить сильные чувства и переживания на бумагу.
В этих письмах необходимо описывать свои состояния, важные события,  впечатления от прожитого и прочувствованного.
Кроме психотерапевтического эффекта, достигаемого при помощи этого упражнения, сравнивая свои записи, сделанные в разные дни, молодой человек сможет увидеть, насколько по-разному он относился к одному и тому же человеку, событию, факту.
Полезно обсудить, от каких причин зависят противоречивые оценки     происходящего?
Упражнение «Опора на самого себя».
На консультации психолог и учащийся обсуждают вопрос о том, в чем находить «точку отсчета» при оценке событий, фактов, людей. Молодой человек, имеющий заниженную самооценку, робкий и стеснительный, склонен «подстраиваться» под мнение других людей и не доверять своему опыту.
Разбирая   ту или  иную   конкретную   ситуацию   из жизни  молодого человека,  психолог задает вопросы:  «А как ты сам считаешь ?», «А  твое личное мнение?», «Как тебе подсказывает твой внутренний ГОЛОС?», «Что говорит твоя интуиция?»
Задавая такие вопросы, психолог стимулирует обращение девушки или юноши к своему «я», принятие своего личного опыта, стремление развивать в себе собственное отношение к жизни и ЛЮДЯМ.
Как правило, у молодых людей с заниженной самооценкой - пониженный энергетический тонус. Чаще всего они либо пассивны, вялы, медлительны и сверхосторожны в действиях и словах, либо излишне суетливы, многословны и возбуждены. Особенно ярко тот или иной тип поведения у застенчивого и скованного человека проявляется в новой для него обстановке, когда происходит первичная адаптация к непривычной ситуации.
Для оздоровления энергетического тонуса ребенка можно посоветовать ему упражнение «Покричи на самого себя».
Упражнение «Покричи на самого себя»
Психолог советует подростку или старшекласснику перед ответственными ситуациями, когда необходимо стать свободным и раскованным, провести «сеанс автотерапии». Для этого необходимо закрыться в комнате и стать перед зеркалом. Внимательно разглядывая себя в течение 2-3 минут, следует начинать кричать на себя, все громче и громче, свободнее и свободнее, что называется, «наглеть на своих собственных   глазах».
Можно ругать  самого  себя:
-    за слабость;
-    за нерешительность и трусость;
-    за скованность и робость.
Закончить такой своеобразный, самокритичный эмоциональный монолог следует словами: «А теперь иди и борись за самого себя! Все у тебя получится!»
В своей работе на консультировании, чтобы помочь учащимся я использую советы психолога Филипа Зимбардо:
Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие   цели  саморазвития.
Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь.
Постарайтесь понять и простить тех людей, которые заставили вас страдать или не оказали помощи.
Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому.
Подумайте об успехах,  пусть и небольших.
Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не   поможет добиться  успеха.
Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.
Старайтесь терпимее относиться к людям и более великодушно сносить то,   что может показаться унижением.
Никогда не говорите о себе плохо. Избегайте приписывать себе отрицательные черты -  «глупый»,   «невезучий»,   «неспособный».
Не позволяйте другим людям критиковать вас как личность. Оцениваться могут только ваши действия.
Помните, что иное поражение - это удача, поскольку вы получили опыт,  чего следует избегать в будущем.
Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют вас чувствовать собственную неполноценность.
Позволяйте себе расслабиться, чтобы прислушаться к своим мыслям и чувствам.  
Старайтесь лучше себя понять.
Старайтесь активно общаться с другими людьми.
Не бойтесь оказаться нескромным: старайтесь достигать собственные    цели.
Если вы уверены в себе, то препятствие становится для вас вызовом,    побуждающим  к активности  и  борьбе.
Очень важно заканчивать консультацию бодрыми, доброжелательными, теплыми или энергичными словами. Выбирайте, какая фраза вам больше понравится? Придумайте свои фразы-окончания.
«Как много всего мы сегодня с тобой обсудили! Какой ты, оказывается,   интересный   человек!»
«У тебя все будет хорошо! Вот с этого момента ты сильный и уверенный  в   себе    человек!»
«Слушай, мы проговорили целых два часа! Ты не устала? Нет? Надо же,   а я сильно устала! Ты,   оказывается выносливее меня» и др.
Результаты консультативной работы школьного психолога носят такой же неопределенный характер, как и результаты любого другого консультанта. Но есть один важный ориентир при работе в школе, когда клиенты, преимущественно, взрослеющие дети – это некоторый позитивный подъем, личностный рост и движение, укрепление в позитиве. И задача психолога не в том, чтобы предложить готовые рецепты и решение проблем.
Психолог способствует самостоятельному решению проблем клиентом, переводя его внутренний диалог во внешний, придавая тем самым диалогу развернутую форму. Но в завершении важно дать возможность дальше работать самому клиенту опять в своем внутреннем диалоге, но уже на качественном новом уровне.