Сочинение об одарённом учителе
Одарённый учитель. Какой он?
Учитель до тех пор учитель, пока он сам учится.
Одарённый учитель, какой он? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала разобраться с тем, каково лексическое значение слова «одарённость».
Одарённость - высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Различают общую и специальную О., или общие и специальные моменты в О. Так, общая умственная О. проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определённые умственные качества. Специальная О. связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (О. математическая, техническая, музыкальная, изобразительная, поэтическая и др.). Основными признаками высокой О. являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности. (Большая советская энциклопедия).
Во все времена образование требовало от учителя не просто наличия «высокого уровня развития способностей», но и креативности мышления, изобретательности, чуткости к настроению окружающих.
Неужели кто-то из педагогов, несущих свет в общество, не имеет этих качеств? На мой взгляд, любой учитель, даже начинающий, отличается креативностью, душевностью. Кроме того, люди, работающие с растущим поколением, всегда готовы к исследовательской деятельности, что так необходимо было во все времена и тем более в наши дни, когда идёт стремительное развитие инноваций.
Современный одарённый учитель должен уметь создавать свои педагогические новшества и непосредственно применять их в своей практике. Не надо бояться экспериментировать, развивать свою одарённость через участие в конкурсах, конференциях, соревнованиях.
Кроме того, считаю, что талантливый учитель работает «от сердца»: бездушие педагогика не приемлет.
Ко всему сказанному отмечу, что в слове одарённость привлекает внимание корень -дар-, благодаря которому становится понятно, что слово это высокого стиля, связанное с чем-то возвышенным, небесным и даже тайным.
В словаре С.И.Ожегова слово «дар» имеет 2 лексических значения:
1. По~ок, приношение, пожертвование (высок.). Принести что-н. в д. кому-н. Получить в д. Дары моря, леса, природы (перен.: о том, что даёт человеку в пищу море, лес, природа).2. Способность, талант. Литературный д. Лишиться ~а речи (потерять способность говорить).
Наверное, человек, выбравший для себя просветительскую деятельность, имеет дар преподавания свыше. Как бы пафосно это не звучало.
Приставка О- в слове «одарённость» имеет значение «окружённый» (ср. обрамлённый), т.е. человек, окруженный даром, даром свыше.
Учительство – это потребность души, живущая в сердце человека, который не равнодушен к окружающим, к детям, интересуется новыми идеями, сам старается что-то создавать, стремится к постижению духовного мира.
Своё эссе хочу закончить синквейном.
Синквейн.
Учитель.
Активный, позитивный.
Открывает, развивает, объясняет.
До тех пор учитель, пока сам учится.
Любовь.
Синквейн.
Педагог.
Образованный, чуткий.
Просвещать, любить, творить.
Прокладывает дорогу в жизнь.
Объективность.
формирование «Я-концепции» личности. Отечественный исследователь В.И. Андреев сформулировал закон сотворчества, действующий в процессе творческого саморазвития [1]. Он утверждает, что эффективность творческого саморазвития личности находится в прямой зависимости от ее продуктивности в процессе сотворчества и кооперации в решении творческих задач. Готовность учителя к работе с одаренными школьниками определяется также наличием у него креативности мышления, глубокого знания предмета, психолого-педагогической компетентности. Среди качеств, необходимых учителю одаренных детей, выделяют следующие: чуткость, доброжелательность, высокий уровень интеллектуального развития, оптимистичное отношение к действительности, чувство юмора, позитивную Я-концепцию, личностную зрелость учителя, эмоциональную стабильность. Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Следует отметить также, что учитель должен уметь планировать работу с учащимися с установкой на повышение мотивации и интереса, использовать индивидуальный подход, создавать необходимые условия для умственного развития ребенка. Именно учитель создает атмосферу, которая вдохновляет ученика или разрушает его уверенность в себе, поощряет или подавляет его интересы, развивает или игнорирует способности. Успешность работы учителя с одаренными детьми во многом зависит от правильности выбранной им стратегии работы с ними. Таким образом, профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, модифицировать учебные программы, работать по специальному учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. На наш взгляд, очень важную роль играет также глубокое знание учителем особенностей одаренных детей, способов и условий их развития. Встреча с одаренным ребенком часто является и для педагога, и для психолога своеобразным экзаменом, так как одаренные дети представляют собой или своим поведением такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы бесполезны. Очевидно, что основными компонентами профессиональной квалификации педагога для работы с одаренными являются, с одной стороны, психолого-педагогические знания, умения и навыки, с другой стороны, профессионально-личностная позиция педагога.