Презентация по физике «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения»
1) Что такое механические колебания?Приведите известные вам примеры механических колебаний в природе и технике Выберите правильный ответ
2) Какие основные понятия характерны для механических колебаний?Проверим и повторим
style.rotation
3) Вставь буквенное обозначение и найди соответствие единиц измерения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АмплитудасПериод ГцЧастота м{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АмплитудаАмПериод ТсЧастота νГцПроверим правильность выполнения работы
style.rotation
4) Какое соотношение связывает период и частоту?
5) Как найти период T – время одного полного колебания, если известны: t – все время движения и n – количество колебаний?
6) Какие колебания называются гармоническими?Приведите примеры
«Юный Галилей делает свое первое открытие»
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Эксперименты Г.Галилея с маятникамиФормула для периода колебанийнитяного маятника , где l - длина нити, g - модуль ускорения свободного падения
Вопрос?Какое свойство колеблющихся тел открыл Галилей?Как подтвердил он этот вывод?От чего зависит период колебаний маятников?
Цель: изучить колебания нитяного маятника, научиться использовать нитяной маятник для измерения ускорения свободного падения, используя формулу для периода колебанийТема : «Исследование зависимости периода колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения»
ppt_xppt_y
штатив, два нитяных маятника (металлические шарики разной массы на нитях), секундомер или часы, сантиметровая лента или линейкаОборудование:
Выполняя наблюдения и измерения, заполните таблицу в тетради№ опытаДлина l, мКоличество колебаний nАмплитуда А, мМасса m, кгВремя t, сПериод T, сЧастота ν, Гц12345
style.rotation
Сравни промежуточный этап№ опытаДлина l, мКоличество колебаний nАмплитуда А, мМасса m, кгВремя t, сПериод T, сЧастота ν, Гц10,5300,020,0520,5300,010,0530,5300,010,140,25300,010,151300,010,1
Индивидуальное задание:Воспользуйтесь результатами ваших измерений при длине маятника 1 м для вычисления ускорения свободного падения, используя формулу :
Проверь себя1. Как зависит период колебаний от амплитуды? - Для малых колебаний период колебаний практически не зависит от их амплитуды2. Как зависит период колебаний от массы шарика? - Период колебаний маятника не зависит от массы груза3. Как зависит период колебаний от длины нити? - С увеличением длины нити период колебаний увеличивается
Домашнее задание§15 (п. 5), вопросы и задания с. 159 №11,9,13 (смастерить самодельный секундомер – индивидуальное задание)
1 вариант2 вариантЗа 5 с маятник совершает 10 колебаний. Чему равен период колебаний?а) 5 с;в) 0,5 с;б) 2 с;г) 50 с.По условию задачи 1 определите частоту колебаний.а) 5 Гц;в) 0,5 Гц;б) 2 Гц;г) 50 Гц.Каким выражением определяется период математического маятника?а) ;в) ;б) ;г) .Каков примерно период колебаний математического маятника длиной 40 м? g = 10 .а) 12 с;в) 2 с;б) 1/12 с;г) 0,5 с.Как изменится период колебаний математического маятника, если его длина увеличится в 4 раз?а) увеличится в 4 раза;в) уменьшится в 4 раза;б) увеличится в 2 раза;г) уменьшится в 2 раза.За 6 с маятник совершает 12 колебаний. Чему равна частота колебаний?а) 0,5 Гц;в) 72 Гц;б) 2 Гц;г) 6 Гц.По условию задачи 1 определите период колебаний.а) 5 с;в) 0,5 с;б) 2 с;г) 50 с.Каким выражением определяется период математического маятника?а) ; в) ;б) ;г) .Каков примерно период колебаний математического маятника длиной 10 м? g = 10 .а) 6 с;в) 1 с;б) 1/6 с;г) 10 с.Как изменится период колебаний математического маятника, если его длина увеличится в 9 раз?а) увеличится в 9 раза;в) уменьшится в 9 раза;б) увеличится в 3 раза;г) уменьшится в 3 раза.Письменная проверочная работа
Обобщение и систематизация знанийПри увеличении длины нити в 4 раза период колебаний увеличивается в 2 раза,а при увеличении длины нити в 9 раз период колебаний увеличивается в 3 раза. Это позволяет предположить, что период колебаний математического маятника пропорционален корню квадратному из длины нити:
Вывод:для малых колебаний нитяного маятника период зависит только от длины нити
ppt_xppt_y
Выберите из каждой предложенной пары состояний - состояние, которое наиболее полно соответствует вашему состоянию после проведенного урока:Чувствую вдохновение (2 балла) – чувствую подавленность (0 баллов) Интересно (2 балла) – не интересно (0 баллов) Появилась уверенность в своих силах (2 балла) – не уверен (0 баллов) Не устал (2 балла) – устал (0 баллов) Старался (2 балла) – не старался, безразлично (0 баллов) Доволен собой (2 балла) – недоволен (0 баллов) Научился решать задачи (2 балла) – не научился решать задачи (0 баллов)Утвердился в своих знаниях (2 балла) – ничего не знаю по данной теме (0 баллов) Не раздражен уроком (2 балла) – раздражен работой на уроке и самим уроком (0 баллов)