Использование сервиса Веб 2.0 с целью повышения мотивации обучающихся при выполнении домашнего задания по география
Аналитический отчет:
«Использование сервиса Веб 2.0 с целью повышения мотивации обучающихся при выполнении домашнего задания по география»
Исполнитель: Чащихина Татьяна Борисовна
Учитель географии и биологии 1 категории
АННОТАЦИЯ
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС, создается система формирования и развития универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного усвоения нового социального опыта [6].
В условиях внедрения ФГОС ведущей задачей учителя является подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе. Одна из первоочередных задач, которую необходимо решить учителю, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [3].
Модернизация образования предъявляет особые требования к формированию и развитию ИКТ-компетентности школьников, а именно способностей к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний. В постиндустриальном обществе такие способности становятся особенно ценными, т.к. информатизация всех отраслей деятельности человека, работа будущего специалиста в информационно насыщенной среде ставит более высокие требования к условиям и организации процесса обучения. Именно условия обучения, в рамках которых формируется ИКТ-компетентность учащихся, должны соответствовать современным жизненным реалиям [1].
Практическая значимость работы заключается как в повышении уровня самостоятельности обучающихся так и овладении информационными умениями и навыками сервиса «Веб 2.0» в учебных целях.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ВЕБ 2.0 И УЧЕБНАЯ ПАУТИНА
Как оживить урок? Как активизировать мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Чтобы ответить на эти вопросы, учитель должен владеть современными средствами обучения, включая ИКТ-технологии, на высоком уровне, уметь выбирать под определенную учебную задачу оптимальные источники информации [1].
С появлением в школе компьютеров пришлось искать пути развития познавательного интереса к предмету, расширения кругозора через овладение детьми компьютерной грамотности, применение полученных знаний для работы с мультимедийными учебниками, электронными энциклопедиями, ресурсами сети Интернет [5].
Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины. Современная концепция развития паутины получила название Веб 2.0 [4].
Веб 2.0 (Web 2.0) – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения сервисов, Веб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов). Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьёй «Tim O'Reilly – What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (NoNo 37 (609) и 38 (610) и затем выложенной под заголовком «Что такое Веб 2.0» веб-сайтом «Компьютерра online». В этой статье Тим О'Рейли связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0, в противовес «старому» Веб 1.0 [4].
Веб 2.0 с точки зрения пользователя:
Возможность пользователям самим наполнять сайты содержимым.
Пользователи сами могут добавлять к сетевому контенту дневники, статьи, фотографии, аудио и видео записи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. Не случайно журнал Time назвал «Человеком года» людей, использующих сервисы Веб 2.0 и активно пополняющих сеть новым содержанием.
Постоянные ссылки на опубликованные материалы. Малоприметная, но очень важная особенность, благодаря которой существенно возрастает значение каждого действия и каждого слова, опубликованного в сети. Теперь мы всегда можем вернуться и посмотреть на действия, которые человек совершал в прошлом. У учебного сообщества появляется возможность отслеживать индивидуальные и групповые истории поведения. Это чрезвычайно важно для формирования долговременных отношений между людьми
Метки как средство решения классификационных задач. К каждой
закладке ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова, метки-категории облегчающие процесс дальнейшего поиска. Использование меток обеспечивает возможность фолксономии – народной классификации. Термин используется как противоположность таксономии – научной классификации. Благодаря цифровой революции мы обнаружили, что традиционная иерархия знаний, которая так успешно служила нам раньше, не работает так же успешно в мире цифровых технологий. Теперь наступает трудный период освоение новых способов неиерархического построения документов, классификаций и самого знания. Народная классификация делается и творится людьми – всеми нами. Мы никогда не знаем заранее, какой тэг или какое название статьи выживут, привлекут наибольшее внимание и станут общепринятыми. Это сфера или бульон культуры, в котором тэги или
мимы конкурируют за наше внимание. Некоторые принимаются и остаются, некоторые погибают. Непосредственно к самому объекту можно прикрепить специальную метку или тэг (tag).
Визуализация динамических отношений, которые существуют между
участниками сетевых сообществ, категориями статей, отдельными статьями, фотографиями, рисунками и медиа-объектами. Благодаря визуальным сервисам мы можем понимать и показывать своим ученикам отношения между серверами, статьями и даже мыслительными категориями [4].
Веб 2.0 — это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
• персональные действия участников и коммуникации участников
между собой
• записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов (Живой
журнал, блог или ВикиВики)
• размещение ссылок на интернет-ресурсы и их рейтингование(БобрДобр)
• размещение фотографий (Фликр, Фотки.ру)
• размещение книг (возможны иллюстрации) (Скрибд)
• видеосервисы (Ютьюб, Социальная сага, видеоблог)
• компиляция на одной странице «сборной солянки» из различных
интернет-сервисов
• географические сервисы (Земля Гугл, Викимапия) и сервисы на их
основе (т.н. мэшапы (от англ. «mash up») (Панорамио – отображе-
ние фотографий Фликр на Картах Гугл, моделирование объектов в
3D (Скетчуп))
• обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS-рассылки,
Скайп) [4].
ГЛАВА 2. ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ ГЕОГРАФИИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ (практическая часть)?
Социальные сетевые сервисы упрощают процесс создания материалов и публикацию их в сети. Дают возможность использовать открытые, бесплатные и свободные электронные ресурсы. Это способ освоения новых форм деятельности и телекоммуникации на уроке и дома. Создают условия для установления межличностных контактов и доброжелательных отношений [5].
Современные сетевые сервисы Веб 2.0, являющиеся инновационным программным решением на базе Интернет, обеспечивают возможность создавать контент любому пользователю и управлять доступом к содержимому [2].
В учебной деятельности (действует школьник) сетевые сервисы используются в следующих направлениях:
•работа в созданной учителем или учениками электронной среде,
•создание нового продукта, в том числе оформление и сохранение электронных документов (текстовых, презентаций, таблиц, публикаций), использование сетевых инструментов, фото-, видео-, аудиоматериалов,
•помощь в поиске и исследовании [6].
Индивидуальный или коллективный продукт деятельности обучающихся может быть представлен в сетевом формате: фотоальбом (см. приложение 2), фильм, компьютерная презентация (см. приложение 3), публикация (буклет, открытка, визитка, календарь и пр.), карта памяти (схема, кластер и пр.), географическая карта с метками и ссылками (см. приложение 1), энциклопедия, документ для совместного редактирования. Здесь учитель может делать акценты на формирование любого вида УУД: познавательных, логических, личностных, коммуникативных. Главное - ограничиться двумя или тремя задачами. Иначе использование сетевых сервисов станет самоцелью, а не средством формирования мышления [6].
Требования к условиям реализации основной образовательной программы должны обеспечить дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса. В решении этой задачи новые возможности открывает использование сервисов WEB 2.0. В педагогической практике используются сервисы системы GOOGLE: географические карты, презентации, анкета, таблицы [3]. Для обучающихся 8 класса (курс «Природа России») разработано несколько практических работ с использованием сервисов Web 2.0. : «Животные России, занесенные в красную книгу» (см. приложение 3), «Что такое ПТК, геосистемы, географические ландшафты?» (см. приложение 4), «Значение слов из Восточной Сибири» (см. приложение 5) [5]. В ходе работы над практическими заданиями обучающимися были созданы тематические карты «Крупные реки России» (Приложение 7), «Климат ПТК России» (см. приложение 6), «Природные зоны России» (см. приложение 1). Использование представленной технологии реально позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным, повышает уровень компетентности учащихся, то есть формирование и развитие универсальных учебных действий [2].
Эффективное использования сервисов Интернет, позволяет нам и нашим обучающимся организовать совместный просмотр и обсуждение создаваемых обучающимися материалов. Таким образом сервисы Web 2.0, позволяют обеспечить:
поиск учебной информации;
творческий подхода к обучению;
дистанционный характер обучения;
свободный доступ к электронным ресурсам с актуальной информацией.
Совершенно иную роль играет учитель в системе обучения, которая опирается на учебную активность поисково-исследовательского типа, т.е. на практическую деятельность. И деятельностью здесь называется активность человека, которая приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового. Организовать учебную деятельность обучающихся учитель может, лишь проводя исследование вместе с ними. Осуществляя деятельность, связанную с решением учебных задач, учитель с самого начала должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание готового, а в размышление о том, что неизвестно. Учебная деятельность (по определению) должна развивать у школьников прежде всего способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью предположений в относительно неизвестного им обращаться к собственному действию и действиям партнера по решению новых задач. Умение спрашивать, формировать запросы для поиска недостающей информации, готовность к изменению сложившихся способов действия, критичность к собственным и чужим действиям и мнениям, независимость в оценках и самооценках, привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса есть проявления рефлексивного развития школьников [3].
2.1 Совместное редактирование документовВеб 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно. Одним из таких сервисов является Документы Google. Данный сервис позволяет:
создавать в Интернете документы, электронные таблицы, анкеты и презентации, а затем просматривать и редактировать их с любого компьютера, подключенного к Интернету;
систематизировать документы с помощью папок в хранилище документов Google;
экспортировать созданные файлы на ваш компьютер;
загружать уже готовые файлы с вашего компьютера и размещать их в хранилище документов Google;
опубликовать документ в виде веб-страницы или разместить в своем блоге;
предоставлять доступ к редактированию или просмотру своих документов другим пользователям;
в режиме реального времени редактировать документ одновременно нескольким людям;
совместно просматривать презентации;
обмениваться важными документами, таблицами и презентациями между сотрудниками коллектива, обучающимися [6].
2.2 Географические сетевые сервисы
Географические сетевые сервисы (геосервисы) относятся к геоинформационным системам (географическим информационным системам, ГИС). ГИС включают в себя возможности электронных баз данных, графических редакторов и аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне и др [6].
Особенности ГИС в отличие от бумажных географических карт следующие:
отсутствуют листы, можно передвигаться по поверхности карты, не замечая границ склейки изображений;
масштаб электронной карты выбирается самим пользователем;
уровень подробностей карты определяется масштабом;
есть возможность послойного представления картографической информации;
присутствуют виртуальные инструменты измерений на карте, быстрого поиска по координатам и текстовым обозначениям;
- способ картографической проекции может выбираться пользователем.
В педагогической практике геосервисы можно использовать как:
источник карт и изображений местности при изучении географии, краеведения;
платформу для решения исследовательских задач по предмету: вычислять расстояния, сравнивать особенности разных местностей;
платформу для проведения сетевых проектов (веб-квестов), связанных с угадыванием и поиском различных географических пунктов Земли [6];
Наиболее известные и распространенные географические сервисы предоставляются группой Google [6].
Google Maps (Гугл Мэпс)— собирательное название для приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологии, предоставляемых компанией Google. Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Гонконг и др. страны мира [7].
ЛИТЕРАТУРА
Глухих Е.И. « ИКТ как средство оптимизации в преподавании географии», статья, Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникативные технологии в образовании».: Екат., ИРО, 2012 г.
Драхлер А.Б. Сеть творческих учителей: метод. пособие / А.Б. Драхлер. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2008. – 171 с.
Зотова О. В. «использования икт на уроках географии» статья, Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникативные технологии в образовании».: Екат., ИРО, 2012 г.
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю/ Е.Д. Патаракин. – 2-е изд., испр. – М.: Институт.ру, 2007. – 64 с.: ил. – ( Учебно-методическое пособие).
Тюгаева Е.В., Ковалёва И.Ю. «Информационные технологии как универсальные инструменты для решения задач географического образования» статья, Международная научно-практическая конференция «Информационные и коммуникативные технологии в образовании».: Екат., ИРО, 2012 г.
Шпарута Н.В., Волкова И.А., Сероштанова Н.Ю. Современные сервисы интернет в педагогической практике (Веб 2.0): учеб.-метод. материал для слушателей доп. проф. образоват. программ.; Екат.: ИРО, 2012. – 120 с.
Сервисы системы GOOGLE.
ssl.panoramio.com
docs.google.com
maps.google.com
4546600170815Приложение 1
00Приложение 1
ПРИЛОЖЕНИЕ
311467510160«Природные зоны России»
00«Природные зоны России»
54756059525Приложение 2
00Приложение 2
19964408255«Животные России»
00«Животные России»
5669915311785Приложение 3
00Приложение 3
164782513970«Животные России, занесенные в красную книгу»
00«Животные России, занесенные в красную книгу»
4571365-6350Приложение 4
00Приложение 4
281940260985«Что такое ПТК, геосистемы, географические ландшафты?»
00«Что такое ПТК, геосистемы, географические ландшафты?»
493014086995Приложение 5
00Приложение 5
108204010795«Значение слов из Восточной-Сибири»
00«Значение слов из Восточной-Сибири»
39624013335«Климат Природно-Территориальных комплексов (ПТК)»
00«Климат Природно-Территориальных комплексов (ПТК)»
4606290-331470Приложение 6
00Приложение 6
452374083820Приложение 7
00Приложение 7
189103021590«Крупные реки России»
00«Крупные реки России»
Приложение 8
Домашние задания для обучающихся с использование сервиса Веб 2.0.
Практическая работа 1. «Крупные Реки России»
Для выполнения работы вам необходимо:
Открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Открыть окно «Мои места»
Открыть карту «Крупные реки России»
Нажать кнопку «Изменить»
Ход работы:
Обозначить на карте русло реки, заданную учителем.
Дать краткое описание реки.
Вставить изображение реки (рисунок, картинку).
Указать кто выполнил.
Указать источник взятого материала.
Обязательно нажмите кнопку «Сохранить».
Практическая работа 2. «Животные России»
Для выполнения работы вам необходимо:
Открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Открыть окно «Все фотографии»
Ход работы:
Выбрать фотографию животного.
Указать место на карте, где обитает животное по вашему усмотрению.
Подписать кто выполнил.
Обязательно нажмите кнопку «Сохранить».
Практическая работа 3. «Дать определение ПТК, геосистема, ландшавты».
Для выполнения работы вам необходимо открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Ход работы:
Выбрать одно определение из представленных и разместить в столбце №1.
Найти определение выбранному вами слову из представленных.
Вставить определение в столбец №2.
Выделить цветом из определения самое главное на ваше усмотрение.
Дать свое определение и разместить его в столбце №3
В столбце №4 указать Ф.И. выполнившего.
Практическая работа 4. «Природные зоны России»
Для выполнения работы вам необходимо:
Открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Открыть окно «Мои места»
Открыть карту «Природные зоны России»
Нажать кнопку «Изменить»
Ход работы:
Обозначить на карте границу природной зоны, заданную учителем.
Дать краткое описание природной зоны.
Указать кто выполнил.
Указать источник взятого материала.
Обязательно нажмите кнопку «Сохранить».
Практическая работа 5. «Животные России, занесенные в красную книгу»
Для выполнения работы вам необходимо открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Ход работы:
Выбрать один из представленных ниже ареал обитания животного.
Найти в интернете по ареалу обитания животного, занесенного в красную книгу.
Вставить изображение животного на слайд.
Найти в интернете описание животного.
Вставить описание животного на слайд.
Указать Ф.И. выполнившего.
Указать источник взятой информации.
Практическая работа 6. «Климат ПТК России»
Для выполнения работы вам необходимо:
Открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Открыть окно «Мои места»
Открыть карту «Климат ПТК России»
Нажать кнопку «Изменить»
Ход работы:
Обозначить на карте границу ПТК, заданную учителем, подписать.
Указать кто выполнил.
Указать ареал распространения климата в обозначенном ПТК, заданного учителем
Дать краткое описание указанному климату.
Указать кто выполнил.
Указать источник взятого материала.
Обязательно нажмите кнопку «Сохранить».
Практическая работа 7. «Значение слов из Восточной Сибири».
Для выполнения работы вам необходимо открыть ссылку, высланную вам по электронной почте.
Ход работы:
В столбце №1, 2 найти определение, которое предложил вам учитель.
Найти определение слову в интернете.
Вставить определение в столбец №3.
Выделить цветом из определения самое главное на ваше усмотрение.
Найти изображение данного определения и вставить в столбец №4.