Программа дополнительного образования по вокально-хоровому искусству Музыкальная капель
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНА
Директор МОУ СОШ № 11
Л.И. Максименко
«01» сентября 2015 года пр. №191
«МУЗЫКАЛЬНАЯ КАПЕЛЬ»
программа 3-летнего обучения
в кружке хорового пения
для детей среднего школьного возраста
(дополнения внесены 3. 05.2014 г)
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ
Татьяна Семёновна
Глазунова
Адрес: Ставропольский край,
Предгорный район, с. Юца, ул. Октябрьская б/н,
МКОУ СОШ №11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста разработана для подготовки детей к занятиям в школьном хоре «Музыкальная капель». Она является начальной ступенью школьного вокального образования. (Программа утверждена в 2008 г. на пед. совете в МОУ ДОД «Центр детского творчества») Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждает у ребёнка интерес к вокальному искусству, формирует индивидуальность, помогает стать неординарной, эстетически развитой личностью. Программа предусматривает создание творческого ядра среднего хора, в составе которого обучающиеся, с хорошими вокально-хоровыми навыками.
Сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания.
Цель программы: приобщить участников хора через живое исполнительство к сокровищницам музыкальной культуры, а в процессе последовательного обучения искусству пения – к освоению разнообразных вокально – хоровых умений и навыков, художественной выразительности.
Задачи:
Обучающие:
-учить петь выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком;
-учить правильной интонации, петь меццо – форте и пиано в умеренном темпе;
-учить слышать себя.
Развивающие:
-развить музыкальные способности: музыкальный слух, память;
-развить технику дыхания;
-развить диапазон детского голоса.
Воспитывающие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость к искусству;
-воспитывать веру в себя;
Особенности возрастной группы обучающихся.
У младших школьников голосовые связки не сформированы. Они находятся в процессе формирования. Эти обстоятельства требуют бережного, щадящего режима работы. В 7 летнем возрасте примарная зона находится в середине первой октавы и составляет терцию. Это предполагает проводить репертуарную политику с акцентом на народную песню.
Тембр голоса неровный, регистровые переходы отсутствуют. Наиболее важно использовать умеренную динамику, не позволяя детям перенапрягать связки, форсируя звук. Программа рассчитана на детей младшего среднего возраста (7-10 лет). Общий срок реализации – 4 года. Программа первого года обучения предусматривает 34 часа в год (по 1 часу в неделю). Количество обучающихся человек в группе - до 20 человек.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
хоровое пение;
слушание различных интерпретаций исполнения;
пластическое интонирование;
добавление элементов импровизации;
ритмика (движения под музыку),
элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения народной музыки: песни, заклички, хороводы. Песенный репертуар подобран в соответствии с программой по предмету «Музыка». Это позволит обучающимся не только развивать свои музыкальные способности, но и ярко выступать на классных и общешкольных праздниках. Имеет место варьирование.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения: (1 ч.)
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теория Практика
1 Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 4 1 3
2 Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. 5 1 4
3 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. 5 1 4
4 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. 5 1 4
5 Сценическая хореография. 5 1 4
6 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 1 4
7 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 5 2 3
Итого: 34 ч 8ч 26ч
2 год обучения: (1 ч.)
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теория Практика
1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 4 2 2
2 Овладение манерой вокального исполнения. 4 1 3
3 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. 4 2 2
4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. 4 1 3
5 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. 4 1 3
6 Сценическая хореография. 4 1 3
7 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 1 4
8 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 5 2 3
Итого: 34ч 11ч 23ч
3,4 год обучения (1 ч.)
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теория Практика
1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения о произведения. 4 2 2
2 Работа над манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. 4 1 3
3 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Элементы двухголосия. 4 1 3
4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 4 1 3
5 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. 4 1 3
6 Сценическая хореография. 4 1 3
7 Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 2 3
8 Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 5 1 4
Итого: 34ч 11ч 23ч
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения.
«ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС». Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения.
«МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий, четвёртый год обучения.
«ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и растёт. Приобретаются исполнительские навыки.
Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Принципиальной установкой программы занятий является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимости «подгонять» произведения под те или иные праздники и даты нет, так как репертуар ориентирован на программу по предмету «Музыка». Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям хорового кружка. Теоретическими навыками обучающиеся приобретают в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением песенного материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый год обучения:
1.Уметь правильно использовать « механику » голоса - вдох -
задержка - звук.
2.Сформировать диапазон от примарной зоны до 1 октавы.
3.Освоить репертуар (в основе детская классика и образцы народной музыки)
до 6 произведений.
4.Усвоить понятия: « piano», « forte».
5.Усвоить простейшие сведения о свойствах мелодии, темпа,
динамики, ритма.
6.Уметь петь в унисон.
7.Знать правила гигиены голоса.
Второй год обучения:
1.Наличие интереса к вокально-хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению.
2.Понимание основ звукоизвлечения.
3.Проявление элементарных навыков вокально-хоровой деятельности. Вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.
4.Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
5.Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;
6.Умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Третий год обучения:
1.Наличие повышенного интереса к хоровому искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (активность в концертной деятельности).
2.Увеличение сценических выступлений, навыки ритмической деятельности;
3.Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения);
4.Умение исполнять одноголосные произведения средней степени сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
5.Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
6.Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Четвёртый год обучения:
1.Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки).
2.Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу.
3.Участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности.
4.Исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса.
5.Умение владеть певческим дыханием.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы обучения и формы работы.
В занятиях используются все традиционные методы обучения.
По преимущественному источнику знаний:
* словесные (рассказ, беседа, анализ услышанного );
* наглядные (рассматривание иллюстраций, рисунков к исполняемым музыкальным произведениям);
* практические (вокальные упражнения, пение учителя и лучших учеников, использование фонетического метода А. Яковлева.).
2.По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности:
* репродуктивные (приобретение вокальных навыков обучающимися);
* объяснительно-иллюстративные (педагог, проводя разбор произведения, использует нотную запись);
* проблемно - поисковые (кружковцы совместно с педагогом составляют план выступления коллектива);
* диалогические (предусматривает диалог между педагогом и детьми, обеспечивающий более прочное усвоение знаний и вокальных навыков
путем обсуждения возникающих проблем). Кроме того, используются методы:
- стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и участника коллектива проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, участие в концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Это – умение держаться и двигаться на сцене, эмоциональное исполнение вокального произведения, артистичность. Выбор методов и форм определяется:
* Поставленными целями и задачами.
* Принципами обучения:
1.Развивать голос из примарных тонов постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.
2.Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.
3.Вся певческая работа должна быть связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.
4.На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные песенки и попевки.
5.Работать без торопливости; критерий – не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.
6.На каждом занятии необходимо повторять изученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой – позволяет уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.
7.По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата – губ, челюстей, языка.
Основная форма обучения – хоровые занятия 1 раз в неделю по 40 минут с перерывом в 5 минут. 10 минут занятия отводится на распевание, а 30 минут – работе над произведениями.
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическое обеспечение:
1.Обеспечение нотным материалом, фонограммами.
2.Обеспечение певцов хора отпечатанными текстами песен.
* Наличие специальной методической литературы по изобразительному искусству, педагогике и психологии.
* Методическая поддержка со стороны специалистов ЦДТ.
* Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах и
прохождение курсов.
* Разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного материала.
* Обобщение и распространение собственного опыта работы.
Совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п Наименование 1-ый год
обучения 2-ой год
обучения 3,4 год
обучения
1. Оборудованный кабинет 1 1 1
2. Актовый зал 1 1 1
3. Музыкальный инструмент(фортепиано) 2 2 2
4. Электросинтезатор1 1 1
5. Телевизор 1 1 1
6. Видеомагнитофон 1 1 1
7. Микрофоны с радиосистемой 10 10 10
8. Видеокамера 1 1 1
9. Фотоаппарат 1 1 1
10. Музыкальный центр 1 1 1
11. Дискипо тематике по тематике по тематике
12. Ксерокс 1 1 1
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Для педагога.
1. Бойко Р.Г. Серебристый поясок. Детские песни в стиле музыки разных
народов. М.,1982
2. Детский хор. Пособие для хормейстера. / Сост. И.Марисова.
Выпуск 1.-М.,1982
3. Кабалевский Дм. Как рассказывать детям о музыке? М.,1977
4. Кабалевский Дм. Ровесники. Беседы о музыке для юношества. Вып.1.
М.,1981 .
5. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М., 1981 .
6. Рзянкина Т. Войдемте в мир музыки. М., 1964.
7. Чернов А. Как слушать музыку? 2-е изд. М., 1961.
8. Штейнпресс Б. Музыка Х1Х века. Популярный очерк. Ч.1. М.,1968.
9. Энтелис Л. Силуэты композиторов ХХ века . М.- Л., 1971 .
10. Воспитание музыкой. Просв. М.,1991 .
11. Искусство в школе 1998 – 1999г.г.
12. Тарасов Л. Музыка в семье. Ленинград: Д. л.,1985.
13. Музыка в школе. Вып.1. Песни и хоры для учащихся начальных классов
/сост. Сергеева Г.П., М., 2000.
14. Музыкальное образование в школе. /Под ред. Л.В.Школяр, М., 2001.
15. Оссенева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом. Учебное пособие. М., 1999.
16. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. Минск, 2000.
17. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в
начальной школе. М.,2000.
18. Хачатурян Д.К. Словарь по искусству ( архитектура, живопись,
музыка), М., 1999.
19. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
20. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /сост. О.А.
Апраксина. М., 1990.
21. Кабалевский Д.Б. Дело всей жизни. М., 1995.
22. Никитина Г.М. Радость совместного творчества.
23. Рачина Б.С. Петь в хоре может каждый.
24. .Пономарев А.С. Жизнь детского хора.
25. Учите детей петь. /сост. Т.М.Орлова, С.И. Бекина . М. Просв., 1987.
26. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. Просв. 1981.
27. Стулова. Г.П. О методах работы с начинающим хором.
28. Овчинникова Т.Н. Воспитание детского певческого голоса в процессе
работы с хором.
29 Овчинникова Т.Н. Об отборе репертуара для работы с хоровым
коллективом.
Литература для детей.
1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка /Автор-сост. А.С.Кленов;
под общ. ред. О.Г .Хинн М., 1998
2. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке.-
3-е изд., М., 1976.
3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.- 3-е изд., исп., М.,1996.
4. Орлова Т.М., Бекина С.И. Песни и упражнения для развития голоса
5. Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в
Древней Греции.
6. Науменко Т.И., Алиев В.В. Музыка, 1 класс. Рабочая тетрадь. Изд. дом «Дрофа», 2007.
7. Науменко Т.И., Алиев В.В. Музыка, 2 класс. Рабочая тетрадь. Изд. дом «Дрофа», 2008.
8. Науменко Т.И., Алиев В.В. Музыка, 3 класс. Рабочая тетрадь. Изд. дом «Дрофа», 2009.
9. Детская энциклопедия музыки.
10. 100 великих композиторов.
11. Классицизм. (Фонохрестоматия с произведениями Гайдна И.,
Моцарта В.А., Л.Бетховена.)
12. Романтизм. (Фонохрестоматия с произведениями Ф.Шуберта, Ф.Шопена)
13. Видеофильм. Воспитание ума и сердца. Детский хор Г.Струве.