Программа дополнительного образования по вокально-хоровому искусству Музыкальная капель 
ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ  ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
                                                                                           УТВЕРЖДЕНА
                                                                                                                                 Директор   МОУ  СОШ  №  11
  
                                                                                                                                                      Л.И. Максименко  
                                                                                                                           «01» сентября  2015 года пр. №191
«МУЗЫКАЛЬНАЯ   КАПЕЛЬ»
программа  3-летнего   обучения
в  кружке  хорового пения
для детей  среднего школьного возраста
(дополнения внесены 3. 05.2014 г)
                                                                                              УЧИТЕЛЬ  МУЗЫКИ
                                                                              Татьяна   Семёновна
                                                                                                 Глазунова
                                                                         
                                                                       
Адрес:                                            Ставропольский  край,
Предгорный  район,  с. Юца,  ул.  Октябрьская  б/н,
МКОУ СОШ №11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
          Данная  программа дополнительного образования  детей младшего школьного возраста  разработана  для  подготовки  детей  к  занятиям   в  школьном  хоре  «Музыкальная капель».  Она является начальной ступенью       школьного вокального образования.   (Программа  утверждена  в  2008 г.  на пед. совете   в МОУ  ДОД  «Центр  детского  творчества»)                                                                                                                                 Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждает у ребёнка интерес к вокальному искусству, формирует индивидуальность, помогает стать неординарной, эстетически развитой личностью. Программа предусматривает создание творческого ядра среднего хора,  в составе которого  обучающиеся,  с  хорошими вокально-хоровыми навыками.
       Сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Федеральные  государственные  образовательные  стандарты  ориентируют  на  одновременное решение  задач  художественного образования  и эстетического воспитания.      
Цель программы: приобщить  участников  хора через живое исполнительство  к сокровищницам  музыкальной культуры,  а в процессе  последовательного  обучения  искусству пения – к освоению  разнообразных  вокально – хоровых  умений и навыков,  художественной выразительности.
Задачи: 
Обучающие:
-учить петь выразительно,  без напряжения, плавно, лёгким звуком;
-учить  правильной интонации, петь  меццо – форте и пиано в умеренном темпе;
-учить  слышать  себя.
Развивающие:
-развить музыкальные способности: музыкальный слух, память;
-развить технику дыхания;
-развить  диапазон детского голоса.
Воспитывающие:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость к искусству;
-воспитывать веру в себя;
                            Особенности возрастной группы  обучающихся.
             У младших школьников  голосовые связки не сформированы.   Они находятся  в процессе формирования.    Эти обстоятельства  требуют  бережного,  щадящего режима работы.  В  7  летнем возрасте  примарная зона    находится  в середине первой октавы и составляет  терцию.  Это предполагает    проводить репертуарную политику с акцентом на народную песню.  
             Тембр  голоса неровный,  регистровые переходы отсутствуют.  Наиболее важно  использовать умеренную  динамику,  не позволяя  детям  перенапрягать связки, форсируя  звук.                Программа рассчитана  на     детей младшего среднего возраста   (7-10 лет).  Общий срок реализации – 4 года.  Программа  первого года обучения предусматривает  34 часа  в год (по 1  часу в неделю).  Количество  обучающихся человек в группе  -  до 20 человек. 
     Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
хоровое пение; 
слушание различных интерпретаций исполнения; 
пластическое интонирование; 
добавление элементов импровизации; 
ритмика (движения под музыку), 
элементы театрализации.
      Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.     Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала.     Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.      Музыкальную основу программы составляют произведения народной музыки:  песни, заклички,  хороводы.      Песенный репертуар подобран в соответствии с программой  по  предмету  «Музыка». Это позволит  обучающимся  не только развивать свои музыкальные способности, но и  ярко  выступать  на классных и общешкольных праздниках. Имеет место варьирование.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН
1  год обучения: (1 ч.)
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теория Практика
1 Введение, знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 4 1 3
2 Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. 5 1 4
3 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. 5 1 4
4 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.  5 1 4
5  Сценическая хореография. 5 1 4
6  Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 1 4
7  Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 5 2 3
Итого:                                                                              34 ч         8ч          26ч
2 год обучения: (1 ч.)
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теория Практика
1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. 4 2 2
2 Овладение  манерой вокального исполнения. 4 1 3
3 Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. 4 2 2
4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. 4 1 3
5 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа.   4 1 3
6  Сценическая хореография. 4 1 3
7  Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 1 4
8  Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 5 2 3
Итого:                                                                           34ч           11ч         23ч
3,4 год  обучения (1 ч.)
№ п/п Тема Общее кол-во часов Теория Практика
1 Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения о произведения. 4 2 2
2 Работа над  манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. 4 1 3
3 Знакомство с произведениями  различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Элементы двухголосия. 4 1 3
4 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. 4 1 3
5 Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.  4 1 3
6  Сценическая хореография. 4 1 3
7  Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. 5 2 3
8  Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. 5 1 4
Итого:                                                                        34ч            11ч           23ч
3.  СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ
Первый  год обучения.
«ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС». Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит  из русских народных песен и прибауток.
Второй  год обучения.
«МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…». Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм. 
Третий, четвёртый  год обучения.
«ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!» Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и растёт. Приобретаются исполнительские навыки. 
        Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим  движениям,  движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.       Принципиальной установкой программы занятий является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. 
       Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимости «подгонять» произведения под те или иные праздники и даты  нет,  так  как  репертуар ориентирован на программу  по предмету  «Музыка». Все это придаёт определённый тематический  смысл занятиям хорового кружка. Теоретическими навыками обучающиеся  приобретают в процессе обучения в хоре, параллельно  с изучением  песенного  материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается  в течение года.
                                                 ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый  год обучения:
1.Уметь    правильно   использовать    « механику »  голоса    -  вдох  - 
    задержка  -  звук.
2.Сформировать   диапазон   от   примарной зоны  до   1 октавы. 
3.Освоить репертуар (в основе  детская классика и образцы народной музыки) 
   до   6   произведений.
4.Усвоить  понятия: « piano»,  « forte».
5.Усвоить    простейшие    сведения  о   свойствах   мелодии,    темпа, 
   динамики,    ритма.
6.Уметь   петь   в   унисон.
7.Знать   правила   гигиены   голоса.
Второй   год обучения:
1.Наличие интереса к вокально-хоровому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению.
2.Понимание основ  звукоизвлечения.
3.Проявление элементарных навыков вокально-хоровой деятельности. Вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении. 
4.Уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене; 
5.Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе; 
6.Умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски. 
Третий  год обучения:
1.Наличие повышенного интереса к хоровому искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (активность в концертной деятельности). 
2.Увеличение сценических выступлений,  навыки ритмической деятельности; 
3.Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения); 
4.Умение исполнять одноголосные произведения средней степени сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; 
5.Усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; 
6.Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 
Четвёртый  год обучения:
1.Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки). 
2.Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу. 
3.Участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности. 
4.Исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса.
5.Умение владеть певческим дыханием.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ        Методы обучения и формы работы.
  В    занятиях          используются     все     традиционные     методы обучения.
По  преимущественному   источнику   знаний:
*   словесные (рассказ, беседа, анализ услышанного );
*   наглядные   (рассматривание  иллюстраций,  рисунков  к  исполняемым    музыкальным  произведениям);
*   практические (вокальные   упражнения,   пение   учителя   и    лучших      учеников,   использование   фонетического   метода   А. Яковлева.).
2.По   характеру   мыслительной   деятельности   и  познавательной   активности:
   *    репродуктивные  (приобретение  вокальных  навыков   обучающимися);
   *   объяснительно-иллюстративные (педагог, проводя разбор произведения,    использует нотную запись);
*    проблемно - поисковые  (кружковцы совместно с педагогом составляют  план выступления коллектива);
*   диалогические   (предусматривает  диалог  между  педагогом  и  детьми, обеспечивающий более прочное усвоение знаний и вокальных навыков 
     путем  обсуждения  возникающих  проблем).  Кроме  того, используются методы:
     - стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения. 
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей  осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений. 
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и участника коллектива проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, участие в концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей  программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими. 
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Это – умение держаться и двигаться на сцене, эмоциональное исполнение вокального произведения, артистичность.      Выбор методов и форм определяется:
*   Поставленными целями и задачами.
*   Принципами обучения:      
1.Развивать  голос  из  примарных  тонов  постепенно,  не  спеша,   расширяя диапазон.  Полезен  только тот  звук,  который   при  повторении не вызывает напряжения.
2.Главным  критерием   в   занятиях  является  качество  звука  и  свобода при  пении.
3.Вся певческая работа должна быть связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.
4.На   первоначальном    этапе    обучения    роль    вокальных    упражнений выполняют   русские    народные   песенки  и   попевки.
5.Работать    без    торопливости;    критерий –    не  количество,    а   качество выученного.   Дети   с    удовольствием   поют  небольшие  попевки,  песенки, которые  ими выучены  и  получаются.
6.На   каждом   занятии    необходимо    повторять изученное.   Повторение выученного,  с  одной    стороны,   является   фундаментом  для последующей работы,  с другой   –   позволяет  уже   на    первых   этапах   обучения  пению получать   удовольствие   от   процесса   пения.
7.По   возможности    использовать   в     работе   показ   видимых   движений артикуляционного    аппарата  –  губ,   челюстей,  языка.
         Основная форма обучения  –  хоровые занятия 1  раз в неделю по 40 минут с перерывом в 5 минут.  10 минут  занятия отводится  на  распевание,  а   30 минут – работе над произведениями.
4.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  Организационно-методическое обеспечение:
1.Обеспечение нотным материалом, фонограммами.
2.Обеспечение певцов хора отпечатанными текстами  песен.
      *      Наличие специальной методической литературы по  изобразительному  искусству,  педагогике и психологии.
*       Методическая поддержка со стороны специалистов ЦДТ.
*       Возможность повышения профессионального мастерства: участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, конкурсах и 
         прохождение курсов.
*       Разработка собственных методических пособий, дидактического и     раздаточного материала.
*       Обобщение и распространение собственного  опыта работы.
Совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Материально-техническое обеспечение:
№ п/п                 Наименование 1-ый год
обучения 2-ой год
обучения 3,4 год
обучения
1. Оборудованный кабинет 1 1 1
2. Актовый зал 1 1 1
3. Музыкальный инструмент(фортепиано) 2 2 2
4. Электросинтезатор1 1 1
5. Телевизор 1 1 1
6. Видеомагнитофон 1 1 1
7. Микрофоны с радиосистемой 10 10 10
8. Видеокамера 1 1 1
9. Фотоаппарат 1 1 1
10. Музыкальный центр 1 1 1
11. Дискипо тематике по  тематике по тематике
12. Ксерокс 1 1 1
                  
5. СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Для педагога.
1.   Бойко Р.Г. Серебристый поясок. Детские песни в стиле музыки разных
народов.  М.,1982
2.   Детский хор. Пособие для хормейстера. / Сост. И.Марисова.
Выпуск 1.-М.,1982
3.   Кабалевский Дм.  Как рассказывать детям о музыке?  М.,1977
4.   Кабалевский Дм.   Ровесники. Беседы о музыке для юношества. Вып.1.
М.,1981 .
5.   Попова Т.В.  О музыкальных жанрах. М., 1981 .
6.   Рзянкина Т.  Войдемте в мир музыки. М., 1964.
7.   Чернов А.  Как слушать музыку?  2-е изд. М., 1961.
8.   Штейнпресс Б.  Музыка Х1Х века.  Популярный очерк. Ч.1. М.,1968.
9.   Энтелис Л.  Силуэты композиторов ХХ  века .  М.- Л., 1971 .
10.  Воспитание музыкой. Просв.  М.,1991 .
11.  Искусство в школе 1998 – 1999г.г.
12.  Тарасов Л.   Музыка в семье. Ленинград: Д. л.,1985.
13.  Музыка в школе. Вып.1. Песни и хоры для учащихся начальных классов
/сост. Сергеева  Г.П., М., 2000.
14.  Музыкальное образование в школе. /Под ред. Л.В.Школяр, М., 2001.
15.  Оссенева М.С.,  Самарин В.А., Уколова  Л.И.  Методика работы с
детским  вокально-хоровым коллективом.  Учебное пособие.  М., 1999.
16.  Медушевский В.В.  Внемлите ангельскому пенью.  Минск, 2000.
17.  Сергеева Г.П.  Практикум  по  методике  музыкального  воспитания  в
начальной школе. М.,2000.
18.   Хачатурян Д.К.  Словарь   по   искусству   ( архитектура,   живопись,
музыка),   М., 1999.
19.   Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф.  Искусство Древней Руси. М., 1993.
20.   Из  истории   музыкального   воспитания:   Хрестоматия   /сост.  О.А.
Апраксина.   М., 1990.
21.   Кабалевский Д.Б.     Дело  всей жизни.  М., 1995.
22.   Никитина  Г.М.    Радость совместного творчества.
23.   Рачина   Б.С.  Петь в хоре может каждый.
24.   .Пономарев   А.С. Жизнь детского хора.
25.   Учите детей петь. /сост. Т.М.Орлова,  С.И. Бекина . М. Просв., 1987.
26.   Кабалевский  Д.Б.   Воспитание ума и сердца. М.  Просв. 1981.
27.   Стулова.  Г.П.  О методах работы с начинающим хором.
28.   Овчинникова  Т.Н. Воспитание детского певческого голоса в процессе
работы с хором.
29    Овчинникова  Т.Н.  Об отборе репертуара  для работы с хоровым
коллективом.
Литература для детей.
1.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Музыка /Автор-сост. А.С.Кленов;
под общ. ред. О.Г .Хинн М., 1998
2.  Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке.-
3-е изд., М., 1976.
3.  Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.- 3-е изд., исп., М.,1996.
4.  Орлова  Т.М., Бекина  С.И.   Песни и упражнения для развития голоса
5.  Клячко  Н.     Теория и практика гармонического воспитания человека в
Древней Греции.
6.  Науменко  Т.И., Алиев В.В. Музыка, 1 класс. Рабочая тетрадь.   Изд. дом «Дрофа», 2007.
7.  Науменко  Т.И., Алиев  В.В. Музыка, 2 класс. Рабочая тетрадь.   Изд. дом «Дрофа», 2008.
8.  Науменко  Т.И., Алиев  В.В. Музыка,  3 класс. Рабочая тетрадь.  Изд. дом «Дрофа», 2009.
9.  Детская энциклопедия музыки.
10. 100 великих композиторов.
11. Классицизм. (Фонохрестоматия с произведениями  Гайдна  И.,
Моцарта В.А.,  Л.Бетховена.)
12. Романтизм. (Фонохрестоматия с произведениями Ф.Шуберта, Ф.Шопена)
13. Видеофильм.   Воспитание ума и сердца. Детский хор Г.Струве.