Обобщающий урок по теме Фразеологизмы. КВН. 6 класс
Тема « ФРАЗЕОЛОГИЗМы».
(урок- игра «Мы начинаем КВН»)
Цели: обобщить и систематизировать материал по теме урока.
Задачи: стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, активизировать эмоциональную сферу учащихся; формировать правила речевого поведения; воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: обобщение изученного.
Вид урока: урок- конкурс.
Технология: на игровой и групповой основах.
Оборудование: карточки, словари, фишки.
ХОД УРОКА
Вступительное слово. Организационный момент.
Учитель. Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе – гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу.
Класс заранее делится на команды, дети назначают капитана, выбирают название, девиз, эмблемы.
Учитель. Наверное, нет человека, который не любил бы смотреть КВН на сцене или по телевизору. А сегодня у нас состоится такая игра прямо в классе. Я же желаю вам удачи, а она придет, если девизом станут слова французского поэта Г. Муррея: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».
Работа по теме урока.
Учитель. Расскажите мне, что такое фразеологизмы.
(учащиеся дают определение фразеологизма)
Учитель. Итак, мы начинаем КВН «Все о фразеологизмах». Представляем команды, жюри. Определяем порядок игры:
-А- Приветствие- 5 баллов.
-Б- Разминка- 4 балла.
-В- Конкурс «Кто больше?»- 3 балла.
-Г- «Замена»- 3 балла.
-Д- Фразеологический аукцион-3 балла.
-Е- Конкурс капитанов- 2 балла.
Команды приглашаются на 1-й конкурс – «Приветствие».
Обязательное условие: в приветствии употребить фразеологические обороты.
Например: Мы приветствуем девчонок!
На честный бой мы вас зовем.
Будем рады мы победе.
Если все ж вы победите,
Духом мы не упадем!
Концентрируй силу воли.
Выиграть! Не менее, не более!
Как лев, сражайся ты на поле брани,
Выбрав лавры победителя заранее.
2 конкурс – « Разминка».
В ходе второго конкурса – командам предлагается, вспомнив фразеологизмы, ответить на вопросы:
- Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
- Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
- Ее толкут в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
-Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.
( Язык, уши, вода, ветер).
3 конкурс «Кто больше?»
Задание: на полученной карточке за 5 минут каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов с данными словами.
конкурс «Кто больше?»
НОС-
РУКА-
конкурс «Кто больше?»
ГЛАЗ-
НОГА-
- Подводим итоги 3 конкурса.
4- конкурс «Замена».
Задание: предложенные описания заменить краткими и образными выражениями – фразеологизмами. Время – 3 минуты.
Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца
Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего
Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились
Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому
На следующий день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало
В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет
Много прошло времени с той поры. // много воды утекло
Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили
Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз
Физминутка.
Мы читали и писали, и немножечко устали. ( Шагаем на месте.)
Физкультминутку проведем и все вместе отдохнем.
Руки в стороны возьмите и на пояс опустите. ( Руки в стороны.)
Шаг на месте – раз, два, три! Плечи шире разверни.
Проведем одну игру: все присядем, скажем «у». ( Присели.)
Быстро встанем, скажем «а». Нам пора уж за дела. (Встали.)
5- конкурс «Фразеологизмы-синонимы».
- Напоминаю, что фразеологизмы, как и отдельные слова, могут иметь синонимы.
- От каждой команды выходят по два игрока и по очереди называют синонимы к предлагаемым фразеологизмам. Все понятно?
1. Не зги не видно (хоть глаз выколи)
2.Водить вокруг пальца ( водить за нос)
3. Работать засучив рукава ( не жалея сил)
4. В одно мгновение ( не успел оглянуться).
5. Как сельдь в бочке ( яблоку негде упасть)
6. Как ветром сдуло ( и след простыл)
7. От мала до велика ( все как один)
8. Со всех ног ( сломя голову)
- А сейчас конкурс «Одним словом». Игроки, получив карточки, за 3 минуты подберут слова-синонимы.
Прийти на выручку –
Завязать дружбу –
Идти на лад –
Держать путь –
Бросить взгляд –
Подать надежду –
Навострить лыжи –
Подать весть –
Строить догадки –
Поднять на смех –
Остаться в живых –
Прийти в восторг –
Вылетело из головы –
Сколько душе угодно –
Завязать разговор –
(выручить, подружиться, налаживаться, заинтересоваться, идти, взглянуть, обнадежить, убежать, известить, предполагать, осмеять, выжить, восторгаться, забыть, много, разговориться).
Оценить конкурс.
- А сейчас команды отправятся в зоопарк или зверинец. Объясните, что такое зоопарк? Выполните морфемный разбор этих слов.
6 конкурс
«Фразеологический зоопарк»
- Теперь команды получат карточки. Вместо точек в них нужно вставить названия животных.
Голоден как Грязный как
Хитер как Болтлив как
Труслив как Упрям как
Здоров как Изворотлив как
Надут как Нем как
(волк, лиса, заяц, бык, индюк.) (Свинья, сорока, осел, уж, рыба).
- Ребята, а кто объяснит, почему образовались такие зоологические фразеологизмы?
Оценить конкурс.
7 конкурс
«Театрализованный конкурс»
По 3 человека от команд получают задание: разыграть пантомиму, иллюстрируя значения данных фразеологизмов.
1.Сломя голову 1. Ломать голову
2. Замести следы 2. Волчий аппетит
3. До седьмого пота 3.Кто в лес, кто по дрова.
Оценить конкурс.
8 конкурс
« Конкурс капитанов»
Задание: написать приветственное слово своему сопернику, используя фразеологизмы.
В помощь капитанам даются подсказки.
Ни жива ни мертва От нечего делать
Мастер на все руки Спустя рукава
Ни к селу ни к городу Не сводить глаз
С минуты на минуту Медвежья услуга
Кривить душой Утереть нос
Выбиваться из сил По головке не погладят
От всего сердца Не падать духом
Оценить конкурс.
Подведение итогов КВН.
- Поблагодарим ведущих команд, которые замечательно играли.
- А теперь расскажите, пожалуйста, для чего нужны фразеологизмы?
- Верно, фразеологизмы украшают речь, делают ее выразительной, образной. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык и осознанно им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Назвать счет. Поздравить команды. Оценки.
Домашнее задание.
- повторить «Фразеологизмы».
- написать как можно больше фразеологизмов, начинающихся глаголами ( например: делать из мухи слона);
- нарисовать фразеологизм.
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
РЕФЛЕКСИЯ.
-У вас на столе лежат цветы. Я предлагаю украсить страну Фразеологию весенними цветами. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный цветок, если не понравился – синий цветок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15