Конспект урока по химии на тему Кальций и его соединения

Урок химии в 9 классе
Тема: Кальций и его соединения.
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.
Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
 Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке, и, конечно же, я приятно видеть наших гостей. Сегодня мы будем говорить об одном из металлов.
II. Мотивация. Актуализация знаний
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть свой «дом». Как он называется?
В проезде ученическом  Есть дом Периодический- Квартиры там и тут. А в них металлы разные- Хорошие, прекрасные Спокойные, ужасные Давным-давно живут. Наш металл- один «из жильцов» этого «дома».  Меня в составе мрамора найди, Я твёрдость придаю кости, В составе извести меня найдёшь, Теперь меня ты твёрдо назовёшь (Ответ: кальций).
Тема урока «Кальций и его соединения».
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень»,  «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный лист. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
III. Изучение нового материала
1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока.
2. Вы находитесь на станции «Визитка химического элемента». Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа. 
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий (иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Обратимся  к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.
3. Станция 2. «Кальций в природе».
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений.
Старший брат-красавец МРАМОР, Славен именем Карары, Превосходный зодчий. Он  строил Рим и Парфенон. Всем известен ИЗВЕСТНЯК, Потому и назван так. Знаменит своим трудом? Возводя за домом дом.  И способен, и умел Младший мягкий братец МЕЛ. КАК рисует. Посмотри, Этот CaCO3.
Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла.  Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).
4. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Теперь наша остановка на следующей станции.
Живут металлы, не ссорятся В них электроны водятся, В решётках металлических Туда-сюда снуют. Они в большом количестве Проводят электричество Блестят огнём на солнце, Их плавят и куют. Ещё они пластичные (но это дело личное) И хрупкие примеры Увидеть можно тут. Одни легко расплавятся Другим это не нравиться, Они до тысяч градусов  Спокойно подождут. Ленивые, активные И радиоактивные – Такие они разные.
Учащиеся ещё раз обобщают физические св-ва металлов и заполняют маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель).
5. Следующая станция «Химические свойства простого вещества кальция».
Мы будем говорить о химических свойствах металлов.
Их атомы в реакциях Встречаясь с окислителем, Родные электроны Спокойно отдадут. Они восстановители И щедрые дарители, Они солей родители И их кислоты ждут.
Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному  листу.
6. Продолжим. Следующая станция «Соединения кальция».
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести».
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом  кальция (обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2 – применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО  – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.
7. Следующая наша остановка «Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится  в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция  участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем информацию там (стр. 55). На слайдах  учащиеся  рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.
IV. Подведение итогов уроков.
8. А теперь проверим свои знания на станции «Обобщающая».
Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют индивидуальный тест ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.
Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя  внимание на основных моментах урока.
9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 12,с. 68 упр.6
V. Заключение.
Химия – наук царица,  Величава и умна, На урок серьёзный в школе Собрала всех нас она. В мире много есть веществ,
Их порою всех не счесть Ах, какие разные,  Все по сути важные. Неметаллы и металлы, Химики отважные!









































Маршрутный лист
Ученика (цы) 9 « » класса ___________________________________________
(фамилия, имя)
Дата урока ___________ Тема урока: ______________________________
Цели: изучить положение кальция в периодической системе, строение атома, физические и химические свойства простого вещества, обобщить знания о некоторых соединений кальция. Станция 1. «Визитка химического элемента».
Вставить пропущенные слова в тексте
Порядковый номер кальция _______.
Кальций - элемент __________группы, __________ подгруппы
Заряд ядра атома кальция равен ______
В атоме кальция __________ электронов.
В ядре атома кальция _________ протонов.
В ядре атома кальция ________ нейтронов.
Атом кальция имеет _________энергетических уровня.
Схема строения атома _________________.
На внешнем уровне в атоме кальция _________ электронов.
Степень окисления атома кальция в соединениях равна ________.
Простое вещество кальций является _________________________.
Станция 2. « Кальций в природе».
Соединения:
Содержание в земной коре-
Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Запишите его физические свойства:
Цвет:
Твёрдость: Плотность:
Температура плавления: Температура кипения:

Станция 4 (экспериментальная). « Химические свойства кальция».
Составьте уравнения химических реакций. Сделайте выводы.
Взаимодействие кальция

C простыми веществами( H2, О2,СI2, N2, S )
Назовите бинарные соединения











Cо сложными веществами (Н2О, НCI)
Назовите продукты реакции.


Станция 5. «Соединения кальция».
Оксид кальция






Гидроксид



Станция 6. «Вот такой он-кальций» ( зачем нам нужен кальций?)



Станция7. «Обобщающая»
Тест. Соотнесите левую и правую части уравнений химических реакций.

А)Ca + Cl2 1) СaO
Б) Сa + N2 2) Sb + CaO
В) Ca + HBr 3) CaSO3 + H2O
Г) Ca + O2 4) Ca(OH)2
Д) Ca + Sb2O5 5) CaBr2 +H2O
E) CaO + H2O 6) Ca3N2
Ж) Ca(OH)2 + SO2 7) CaCl2

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж











Станция 8 «Конечная»



15