Конспект урока по химии на тему Кальций и его соединения
Урок химии в 9 классе
Тема: Кальций и его соединения.
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и особенностей кристаллического строения; на основе строения атома выявить закономерности химических свойств металла.
Обобщить знания об основных оксидах и гидроксидах на примере соединений кальция.
Развивающие:
Развивать умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности учащихся.
Развивать умения работать в группах, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция как простого вещества, области применения, свойства соединений кальция.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке, и, конечно же, я приятно видеть наших гостей. Сегодня мы будем говорить об одном из металлов.
II. Мотивация. Актуализация знаний
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть свой «дом». Как он называется?
В проезде ученическом Есть дом Периодический-Квартиры там и тут.А в них металлы разные-Хорошие, прекрасныеСпокойные, ужасныеДавным-давно живут.Наш металл- один «из жильцов» этого «дома». Меня в составе мрамора найди,Я твёрдость придаю кости,В составе извести меня найдёшь,Теперь меня ты твёрдо назовёшь (Ответ: кальций).
Тема урока «Кальций и его соединения».
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено английским химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится маршрутный лист. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите его ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
III. Изучение нового материала
1. Запишите в маршрутном листе дату нашего путешествия и тему урока.
2. Вы находитесь на станции «Визитка химического элемента». Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть маршрутного листа.
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы кальций, стронций, барий, радий (иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно, чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей станции.
3. Станция 2. «Кальций в природе».
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в природе в виде соединений.
Старший брат-красавец МРАМОР,Славен именем Карары,Превосходный зодчий. Он строил Рим и Парфенон.Всем известен ИЗВЕСТНЯК,Потому и назван так.Знаменит своим трудом?Возводя за домом дом. И способен, и умелМладший мягкий братец МЕЛ.КАК рисует. Посмотри,Этот CaCO3.
Рассмотрите образцы у вас на столах. Это мрамор, мел и известняк – хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла. Мел – это школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция приходится 3.38% массы земной коры (5-ое место после кислорода, кремния, алюминия и железа).
4. Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Теперь наша остановка на следующей станции.
Живут металлы, не ссорятсяВ них электроны водятся,В решётках металлическихТуда-сюда снуют.Они в большом количествеПроводят электричествоБлестят огнём на солнце,Их плавят и куют.Ещё они пластичные(но это дело личное)И хрупкие примерыУвидеть можно тут.Одни легко расплавятсяДругим это не нравиться,Они до тысяч градусов Спокойно подождут.Ленивые, активныеИ радиоактивные –Такие они разные.
Учащиеся ещё раз обобщают физические св-ва металлов и заполняют маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель).
5. Следующая станция «Химические свойства простого вещества кальция».
Мы будем говорить о химических свойствах металлов.
Их атомы в реакцияхВстречаясь с окислителем,Родные электроныСпокойно отдадут.Они восстановителиИ щедрые дарители,Они солей родителиИ их кислоты ждут.
Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному листу.
6. Продолжим. Следующая станция «Соединения кальция».
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция. Учитель сообщает о техническом названии СаО, о реакции «гашение извести».
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом кальция (обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2 – применяют для получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства.
7. Следующая наша остановка «Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в организме человека. Его большая часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в мышечных реакциях. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем информацию там (стр. 55). На слайдах учащиеся рассматривают продукты, содержащие кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок. Чтобы не было проблем со здоровьем из-за нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его.
IV. Подведение итогов уроков.
8. А теперь проверим свои знания на станции «Обобщающая».
Найди соответствие между реагентами и продуктами реакции. Учащиеся выполняют индивидуальный тест ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и проводят самопроверку по готовым ответам на слайде.
Учащиеся сами подводят итоги урока, акцентуируя внимание на основных моментах урока.
9. На станции «Конечная» вы найдёте д/з: параграф 12,с. 68 упр.6
V. Заключение.
Химия – наук царица, Величава и умна,На урок серьёзный в школеСобрала всех нас она.В мире много есть веществ,
Их порою всех не счестьАх, какие разные, Все по сути важные.Неметаллы и металлы,Химики отважные!
Маршрутный лист
Ученика (цы) 9 « » класса ___________________________________________
(фамилия, имя)
Дата урока ___________ Тема урока: ______________________________
Цели: изучить положение кальция в периодической системе, строение атома, физические и химические свойства простого вещества, обобщить знания о некоторых соединений кальция. Станция 1. «Визитка химического элемента».
Вставить пропущенные слова в тексте
Порядковый номер кальция _______.
Кальций - элемент __________группы, __________ подгруппы
Заряд ядра атома кальция равен ______
В атоме кальция __________ электронов.
В ядре атома кальция _________ протонов.
В ядре атома кальция ________ нейтронов.
Атом кальция имеет _________энергетических уровня.
Схема строения атома _________________.
На внешнем уровне в атоме кальция _________ электронов.
Степень окисления атома кальция в соединениях равна ________.
Простое вещество кальций является _________________________.
Станция 2. « Кальций в природе».
Соединения:
Содержание в земной коре-
Станция 3. «Строение и физические свойства простого вещества».
Запишите его физические свойства:
Цвет:
Твёрдость: Плотность:
Температура плавления: Температура кипения:
Станция 4 (экспериментальная). « Химические свойства кальция».
Составьте уравнения химических реакций. Сделайте выводы.
Взаимодействие кальция
C простыми веществами( H2, О2,СI2, N2, S )
Назовите бинарные соединения
Cо сложными веществами (Н2О, НCI)
Назовите продукты реакции.
Станция 5. «Соединения кальция».
Оксид кальция
Гидроксид
Станция 6. «Вот такой он-кальций» ( зачем нам нужен кальций?)
Станция7. «Обобщающая»
Тест. Соотнесите левую и правую части уравнений химических реакций.
А)Ca + Cl2 1) СaO
Б) Сa + N2 2) Sb + CaO
В) Ca + HBr 3) CaSO3 + H2O
Г) Ca + O2 4) Ca(OH)2
Д) Ca + Sb2O5 5) CaBr2 +H2O
E) CaO + H2O 6) Ca3N2
Ж) Ca(OH)2 + SO2 7) CaCl2
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
Станция 8 «Конечная»
15