Конспект урока химии 9класс Кальций и магний




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
ИМЕНИ ФЁДОРА ИВАНОВИЧА ЯРОВОГО.
СТАНИЦА НОВОЛЕУШКОВСКАЯ.









Конспект урока химии для 9класса
по теме « Кальций и магний
»
Учитель – Пшеничная Валентина Андреевна.


















Конспект урока «Кальций и магний»
Организационный момент подготавливает детей к работе на уроке, определяет цели и задачи урока, стимулирует их познавательную активность. Обязательным условием достижения положительных результатов данного этапа урока является требовательность, сдержанность и собранность учителя, систематичность организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований.
Актуализация знаний требует от учителя установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранения в ходе проверки обнаруженных пробелов и недочётов. Для достижения положительных результатов на этапе актуализации знаний от учителя требуется оперативность, целенаправленность, использование системы приёмов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса, особенно в условиях дефицита времени и большого объёма информации на данном уроке. Важно для учителя найти оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы при актуализации знаний учащихся на уроке «Кальций и магний» Для достижения положительного результата обязательным условием является учёт индивидуальных особенностей детей, я стараюсь учитывать уровень знаний учащихся, по мере возможности даю посильные задания. Это не даёт в дальнейшем ученикам среднего и слабого уровня успеваемости потерять уверенность в себе и интерес к предмету, экономит драгоценное время урока, позволяет устранить ошибки в домашнем задании всем ученикам и ликвидировать допущенные пробелы в знаниях.
Осуществляя индивидуальную форму обучения, я вызываю к доске 4 человека для выполнения домашних упражнений и задач. Это должны быть сильные ученики, обычно на перемене я просматриваю с целью коррекции их решений в домашних тетрадях , что позволяет избежать длинных разборов неправильных решений, экономит время урока, опосредованно обучает других учащихся через вызванных учеников.
Ученик 1. Упр.4,стр.187.
Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой превращений:
Al2O3-1-- Al --2-- Al2 (SO4 )3 --3-- Al(OH)3 --4-- Al2O3
Для уравнения реакции 2 составьте схему электронного баланса. Для реакции 3 напишите полное и сокращённое ионно-молекулярное уравнения.
Ученик 2. Задача5,стр.187. Рассчитайте массовую долю ( в процентах) хлороводорода в 400г соляной кислоты, если в ней максимально растворяется 5,4г алюминия.
Ученик 3. Задача 6,стр. 187.Смесь меди и алюминия массой 10г на холоде обработали концентрированной азотной кислотой, при этом выделилось 4,48л (н.у.) газа. Определите массовые доли ( в процентах) металлов в исходной смеси.
Ученик 4. Задача 7,стр 187. Определите массовую долю алюминия ( в процентах) в смеси порошков алюминия и магния, если при действии на 2,1 г смеси раствором щёлочи выделяется 1,12л водорода.(н.у.)
Осуществляя групповую форму обучения, я провожу проверку экспериментальных, практических умений и навыков. К демонстрационному столу вызываю 3 пары учащихся для работы по трём карточкам. Как учитель подхожу к выбору пар учащихся индивидуально. Обычно пара состоит из ученика средней успеваемости, который выполняет роль консультанта и контролёра, а выполняет эксперимент слабый ученик. Пары учеников не являются постоянными, это исключает нежелательные моменты. После выполнения эксперимента прошу консультантов оценить и обязательно аргументировать оценку работы товарища.
Карточка№1. Получите амфотерный гидроксид и докажите его амфотерность, используя предоставленные реактивы. (хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.)
Карточка №2. Получите амфотерный гидроксид и докажите его амфотерность, используя предоставленные реактивы. (сульфат цинка, гидроксид натрия, соляная кислота.)
Карточка№3. Дан белый порошок неизвестного оксида. Сделайте вывод о кислотно-основных свойствах оксида, используя выданные реактивы. (гидроксид натрия, соляная кислота.)
Пока вызванные ученики готовятся, я провожу с классом графический диктант, осуществляя коллективную форму организации обучения. Предлагаю учащимся ответить «да» или «нет» на десять вопросов, по окончании диктанта предлагаю поменяться тетрадями с соседом для его проверки и даю ключ с ответами.
Графический диктант.
Алюминий занимает 1 место по распространённости среди металлов.
Алюминий занимает 3 место по распространённости среди всех элементов.
Рубины и сапфиры - соединения алюминия.
Алюминий – активный металл, поэтому встречается в природе исключительно в виде соединений.
Алюминий взаимодействует со всеми неметаллами при нагревании.
Алюминий токсичен.
Концентрированная азотная и серная кислоты на холоде не взаимодействуют с алюминием.
Оксид и гидроксид алюминия проявляют двоякий или амфотерный характер.
Алюмотермия - это взаимодействие алюминия с оксидами металлов с целью получения других металлов.
Правда ли, что нерастворимый гидроксид алюминия при нагревании разлагается на оксид алюминия и воду?
Ключ к ответу: 5 и 6 «нет», остальные «да».
На свои вопросы вы сможете найти ответы в домашнем параграфе, если ещё раз изучите его повнимательнее.
Затем проверяем с доски правильность выполненных домашних упражнений и задач.
Подводим итоги работы по актуализации знаний, обязательно комментируя оценки учащихся.
Затем перехожу к изучению нового материала. Формулирую цель урока, подчёркиваю значимость её для учащихся, определяю образовательную цель урока, рассказываю, чему они должны научиться на данном уроке. Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации «Магний и кальций» Химические свойства изучаем традиционно, используя записи мелом на доске. Данный этап урока редко вызывает затруднения.
Следующий этап проверки понимания учащимися нового материала требует от учителя активной работы по постановке вопросов для выяснения уровня усвоения фактов, понятий, закономерностей, выяснения пробелов и их ликвидации. Для активизации учащихся я часто обращаюсь к классу с предложением дополнить, исправить, найти другое решение проблемы.
Эти же цели преследует и этап закрепления знаний.
Более подробно остановлюсь на домашнем задании. Его я всегда стараюсь составить дифференцированно.
Для всех учащихся:
Разбираем подробно упражнения1-5,стр.193. В задании№2 предлагается собрать коллекцию материалов, которые предположительно содержат карбонат кальция и при помощи уксусной кислоты доказать наличие его в материале образца. Используется исследовательский метод обучения. Далее я предлагаю описать свои опыты в произвольной форме. Это может быть и таблица, и простое описание.
Учащимся среднего и высокого уровня успеваемости:
Более продвинутым ученикам я предлагаю составить отчёт в виде презентации.
Для более сильных и мотивированных учащихся:
я предлагаю самостоятельно найти в интернете сведения о содержании кальция в продуктах питания и составить суточный рацион питания подростка, сбалансированный по содержанию кальция.