Урок по химии на тему Кальций, магний и их соединения (10 класс) 
Урок № 3 (41)                                                                      10 класс __________ЕМН
Тема урока: Кальций, магний и их важнейшие соединения: физические и химические свойства, получение, применение, биологическая роль.
Цель урока:
обучающая: изучая положение кальция и магния в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, с позиции теории строения атома, учащиеся самостоятельно систематизируют знания об их физических и химических свойствах, нахождении в природе, получении и применении;  закрепят навыки по составлению формул веществ, уравнений  реакций в молекулярном и ионном виде, по проведению эксперимента, по решению задач. развивающая: учащиеся продолжат развивать умения сравнивать, сопоставлять, находить существенные признаки, выделять главное, делать выводы, конкретизировать, применять знания в новых условиях, определять и объяснять понятия, продолжат развивать химическую речь, обогащать словарный запас.     воспитывающая: учащиеся продолжат формировать навыки культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, работать в паре и группе, анализировать ответы товарищей, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради, продолжат развивать познавательные способности и интерес к предмету химии.
Цель и ожидаемые результаты:
Знать природные соединения кальция и магния, физические и химические свойства данных металлов, их оксидов, гидроксидов, солей, способы их получения.
Понимать  различие между классами неорганических веществ; между различными видами написания уравнений химических реакций (молекулярные, ионные); важность этих металлов;
Уметь  давать характеристику металлам по их положению в периодической системе химических элементов, составлять формулы веществ по валентности, распознавать химические формулы разных классов, определять тип реакции, писать уравнения реакций в молекулярном, ионном виде; решать задачи.
Уметь работать с реактивами, соблюдая правила техники безопасности;
Уметь работать в паре, группе, оценивать работу по критериям, проводить рефлексию.
 
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Формы и методы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; словесные (беседа, объяснение, диалог), наглядные (демонстрация слайдов, лабораторный  опыт), самостоятельная обучающая работа, контроль (взаимопроверка), тест, решение задач.Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска, презентация; стакан с водой, оксид кальция, гидроксид кальция, соляная кислота, фенолфталеин, пробирки, пипетки, штатив для пробирок.          Дидактическое обеспечение урока: листы с заданиями для выполнения, листы –  ответники, оценочные листы для групп, инструктивные карты для лабораторной работы, рефлективные мишени, учебник.                                     
                                                                                     Ход урока
Организационный этап 
Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
Деление класса на  3 группы (команды)  по 6-7  человек.
Этап проверки домашнего задания
Тестовый контроль по ранее изученной теме «Натрий, калий и их соединения»
1. Электронная формула атома натрия:
1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d04s2
1s2 2s2 2p2
1s2 2s2 2p63s1
1s2 2s2
2. Общая формула высших оксидов элементов главной подгруппы I группы:
R2O
RO
RO2
R2O3
3. Названиям:  каменная соль, галит  – соответствует химическая формула:
СаСО3 
Са (ОН)2
NaCL 
СаSО4
4. При взаимодействии калия с водой образуется:
К2О    и    Н2О
КОН    и    Н2КОН   и     Н2О
КОН
5. Взаимодействие оксида натрия с водой относится к реакциям:
разложения
соединения
обмена
окислительно-восстановительным
6. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы I группы равно:
         3
        5
        2
        1
7. Природное соединение мирабилит отвечает формуле:
      1.       СаSO4
      2.         CaCO3
      3.        Ca3(PO4)2
      4.    Na2SO4 • 10H2O 
8. Водород можно получить при взаимодействии натрия  с:
      1.     H2 О      2.     CO2
      3.       NaOH
     4.          H2 
9. Ионы натрия окрашивают пламя в:
     1.      зеленый цвет
     2.     желтый цвет
     3.     красный цвет
     4.     фиолетовый цвет
10. Металл, который хранят под слоем керосина:
     1.    алюминий
     2.    железо
     3.    калий
     4.    цинк
Каждый ученик в тетради отвечает на вопросы теста. Взаимопроверка осуществляется устно и по слайду.
 Ответы на вопросы теста
1 -3      2 -  1      3 -  3       4 -  2       5 -  2       6 -  4      7 -  4       8 -  1       9 -  2     10 - 3
«5»    - 10    правильных ответов
«4»    - 8 – 9   ответов
«3»    - 6 – 7   ответов
«2»    - 5 и менее ответов
Этап актуализации        Решением двух задач, подводим учащихся к теме урока.
Задача № 1   При взаимодействии щелочноземельного металла массой 4 г с кислородом образуется оксид этого металла массой 5,6 г. Какой щелочноземельный металл был взят для реакции?     (Ca)
Задача № 2   При сжигании 1,2 г металла образуется оксид массой 2 г. Определите, какой был взят металл, если он двухвалентен.  (Mg)
Этап изучения нового материала
Класс поделен на 3 группы (команды) по 6 человек. Каждая группа получает 4 листа с заданиями по темам, которые они должны самостоятельно разобрать и выполнить.
1 тема: Характеристика кальция и магния.
2 тема: Нахождение кальция и магния в природе.
3 тема: Физические и химические свойства кальция и магния.
4 тема: Соединения кальция и магния (оксид и гидроксид).
Для быстрого выполнения заданий учащиеся в группе делятся на 3 пары. Каждая пара отвечает за изучение определенной темы. Ответы учащиеся записывают в специальные листы. После выполнения задания каждая пара знакомит учащихся группы со своей темой, проходит обсуждение всего материала, коррекция. После этого учащиеся обмениваются листами с другими группами и проводят взаимопроверку с помощью листов – ответников (для слабовидящих) или интерактивной доски, выставляют баллы в оценочный лист.                   Лист 1. Дать характеристику кальция и магния:                                                             
а)где находится кальций в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? (период,группа,подгруппа,порядковый номер)  
Ca находится в ____ группе, ____________подгруппе, имеет порядковый номер _____ и относительную атомную массу ______.                                              (1 балл)                                                                                           
б)записать формулу состава атома  (протоны,нейтроны,электроны);  
         Ca  =  +1 1P          +   0 1N          +   -1 0L                                                 (1 балл)
в)распределение электронов по энергетическим уровням;   
      К=                     L=                    M=                 N=                                   (1 балл)
г)электронная конфигурация атома;    
       1S   2S   2P   3S   3P  3d  4S                                                                 (1 балл)                   
д)ячеистая структурная формула последнего уровня;                   (1 балл)  
14687551276350023488651339850019011901339850079629013398500                                                             
       ………
е)определить возможные валентности и степени окисления эл-та;    
       валентность _____        степень окисления  _______               (1 балл)
ж)чем является кальций?   (металл, неметалл, амфотерный эл-т)  
       кальций  ________________________________________      (1 балл)
з)формула высшего оксида,его характер,степень окисления кальция;  
      ________  -  __________________ оксид                                     (1 балл)                                                                                              
и)формула соответствующего основания;   
      ___________ -  __________________________основание      (1 балл)       
к)сравнение металлических свойств с соседями по периоду и по подгруппе.
                                        Mg                     
                              K          Ca          Sc                                                                             (1 балл)   
                                                 Sr    
                                                                     
а)где находится магний в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? (период,группа,подгруппа,порядковый номер)  
Mg находится в ____ группе, ____________подгруппе, имеет порядковый номер _____ и относительную атомную массу ______.                                              (1 балл)                                                                                   
б)записать формулу состава атома  (протоны,нейтроны,электроны);  
         Mg  =  +1 1P          +   0 1N          +   -1 0L                                              (1 балл)
в)распределение электронов по энергетическим уровням;   
      К=                     L=                    M=                                                         (1 балл)
г)электронная конфигурация атома;           1S   2S   2P   3S              (1 балл)                                                                                                                 
д)ячеистая структурная формула последнего уровня;                   (1 балл)  
14687551276350023488651339850019011901339850079629013398500                                                             
       ………
е)определить возможные валентности и степени окисления эл-та;    
       валентность _____        степень окисления  _______                (1 балл)
ж)чем является магний?   (металл, неметалл, амфотерный эл-т)  
       магний  _______________________________                             (1 балл)
з)формула высшего оксида,его характер,степень окисления магния;  
      ________  -  __________________ оксид                                        (1 балл)                                                                                               
и)формула соответствующего основания;   
      ___________ -  __________________________основание         (1 балл)       
к)сравнение металлических свойств с соседями по периоду и по подгруппе.
                                          Be                        
                             Na          Mg          AL                                                                            (1 балл)   
                                                  Ca                                                                                            
 Лист 2. Нахождение кальция и магния в природе
1.Какое место занимает кальций по содержанию в земной коре?  
Кальций занимает  ____ место по содержанию в земной коре.   (1 балл)                                                             
      
2.В виде каких соединений кальций встречается в природе?  
 Напишите формулы веществ: 
 Мел, мрамор, известняк, ракушечник, кальцит, 
  жемчуг, кораллы, перламутр  _________________                                (1 балл)  
 Гипс ___________________                                                                   (1 балл)
 Фосфориты и апатиты ___________________                                  (1 балл)
 Флюорит ___________________                                                          (1 балл)
 Доломит__________________                                                              (1 балл)
1.Какое место занимает магний по содержанию в земной коре?  
Магний занимает  ____  место по содержанию в земной коре.  (1 балл)                                                                          
           
2.В виде каких соединений магний встречается в природе?   
 Напишите формулы веществ: 
 Магнезит  _________________                                                                    (1 балл)  
 Доломит ___________________                                                             (1 балл)
 Карналит ___________________                                                            (1 балл)
 Оливин ___________________                                                                (1 балл)
  Асбест __________________                                                                   (1 балл)                                           
 Лист 3. Физические и химические свойства кальция и магния
Физические  свойства кальция
Цвет ____________________________                                                                ( 1 балл)
Пластичный или хрупкий _____________________                                     ( 1 балл)
Т плавления =               С0                                                                                  ( 1 балл)
Тугоплавкий или легкоплавкий металл ____________________           ( 1 балл)
Плотность =                г/см3                                                                             ( 1 балл) 
Легкий или тяжелый металл __________________________                    ( 1 балл) 
Чем покрыта поверхность кальция ______________________                ( 1 балл)
Физические свойства  магния
Цвет ____________________________                                                                 ( 1 балл)
Пластичный или хрупкий _____________________                                     ( 1 балл)
Т плавления =               С0                                                                                  ( 1 балл)
Тугоплавкий или легкоплавкий металл ____________________           ( 1 балл)
Плотность =                г/см3                                                                             ( 1 балл) 
Легкий или тяжелый металл __________________________                    ( 1 балл) 
Чем покрыта поверхность магния ______________________                  ( 1 балл)                                                                           
 Химические свойства кальция
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кальция. Определить, чем является кальций в химических реакциях?                                                                                       
а)взаимодействие с кислородом         
            Ca   +    O2                                                                                         (2 балла)                                 
б)взаимодействие с серой (II);                                  
            Ca    +     S                                                                                          (2 балла)                                                                                                                         
в)взаимодействие с хлором (I);  
           Ca    +    CL2                                                                                         (2 балла)                                 
г)взаимодействие с азотом (III);   
            Ca     +    N2                                                                                        (2 балла)                                 
д)взаимодействие с соляной кислотой;   
            Ca     +    HCL                                                                                      (2 балла)                                                  
и)взаимодействие с водой.   
            Ca      +     HOH                                                                                  (2 балла) 
Химические свойства магния
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства магния. Определить, чем является магний в химических реакциях?                                                                                        
а)взаимодействие с кислородом;   
           Mg    +    O2                                                                                        (2 балла)                                 
б)взаимодействие с серой (II);                                  
            Mg    +     S                                                                                        (2 балла)                                                                                                                         
в)взаимодействие с хлором (I);   
           Mg    +    CL2                                                                                      (2 балла)                                 
г)взаимодействие с азотом (III);   
            Mg     +    N2                                                                                     (2 балла)                                 
д)взаимодействие с соляной кислотой;   
            Mg     +    HCL                                                                                  (2 балла)                                                   
и)взаимодействие с водяным паром.  
            Mg      +     H2O                                                                                (2 балла) 
Лист 4. Соединения кальция и магния (оксид и гидроксид)
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида кальция:
А) взаимодействие с водой
     CaО       +      H2O                                                                                  (2 балла)
Б) взаимодействие с азотной кислотой
     CaO     +     HNO3                                                                                   (2 балла)
В) взаимодействие с оксидом серы (6)
     CaO    +    SO3                                                                                         (2 балла)
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида магния:
А) взаимодействие с водой
     MgО       +      H2O                                                                                   (2 балла)
Б) взаимодействие с соляной кислотой
     MgO     +     HCL                                                                                        (2 балла)
В) взаимодействие с оксидом углерода (4)
     MgO    +    CO2                                                                                          (2 балла)
2.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида кальция:
А) взаимодействие с соляной кислотой
     Ca(ОН)2        +       HCL                                                                              (2 балла)   
Б) взаимодействие с хлоридом меди (2)
      Ca(ОН)2        +      CuCL2                                                                           (2 балла) 
  Написать ионные уравнения! 
 Полное ионное уравнение                                                                           (2 балла)
 Сокращенное ионное уравнение                                                               (2 балла)                                                                                                                               
В) взаимодействие с оксидом углерода (4)
      Ca(ОН)2        +    CO2                                                                                  (2 балла)
2.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида магния:
А) взаимодействие с азотной кислотой
     Mg(OH)2      +     HNO3                                                                               (2 балла)
Б) разложение при нагревании
      Mg(OH)2                                                                                                      (2 балла)
Учащиеся в группах проводят лабораторную работу по инструктивной карте:   
Лабораторная работа № 6   Инструктивная карта         ПТБ
Работать с кислотами и щелочами нужно осторожно!
1.Возьмите пробирку. Насыпьте в нее немного оксида кальция и пипеткой прилейте 2 мл воды, капните каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 
2.Возьмите пробирку. Пипеткой налейте 1 мл гидроксида кальция, капните 1 каплю фенолфталеина и прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции. 
После выполнения работы, учащиеся обмениваются листами с другими группами для проверки правильности выполнения заданий и выставления баллов в оценочный лист команды. Для этой цели 2 ученика каждой группы проверяют листы с выполненными заданиями с помощью листов – ответников. В это же время остальные учащиеся проводят проверку усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний 
Учитель проводит беседу с учащимися класса, чтобы проверить прочность усвоения нового материала:
1) Можно ли получить кальций электролизом растворов солей? Почему?     (нет)
2) Как  получают кальций и магний в промышленности?     (электролизом расплавов солей)
CaCl2 →  Ca + Cl2↑                                                      (ученик записывает уравнение электролиза на доске)
Катод (-)   Са2+ + 2 е → Са0  восстанавливается
Анод (+)    2Cl- - 2 e → Cl20↑  окисляется
3) Почему легкий и прочный кальций не применяется в самолетостроении - и судостроении?
4) Какое место по распространению  в земной коре занимают  кальций и магний?     (5 и 8)
5) Назовите формулы негашеной и гашеной извести.            (CaО  и Ca(ОН)2)
6) Формула гипса.                       (СаSO4 • 2H2O)  
7) В каком природном минерале одновременно содержится кальций и магний?  (доломит)
8) Какие отличия имеются в химических свойствах кальция и магния?   (взаимодействие с водой)
9) Какие отличия имеются в химических свойствах гидроксидов кальция и магния? 
(гидроксид кальция реагирует с солями и кислотными оксидами, а гидроксид магния может разлагаться при нагревании)
Этап подведения итогов урока
Учитель: Что нового вы узнали? 
Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса  и отдельных учащихся.
Этап информации о домашнем задании
Пр. 5.4 (читать); упр. 4, 6, 7, 13, 14 (стр. 163) письменно.
Этап рефлексии     «Ну, что, как прошло занятие?» 
      Заполнение группой рефлективных мишеней (оценивается по баллам  1,2,3,4,5).