Урок по химии на тему Кальций, магний и их соединения (10 класс)
Урок № 3 (41) 10 класс __________ЕМН
Тема урока: Кальций, магний и их важнейшие соединения: физические и химические свойства, получение, применение, биологическая роль.
Цель урока:
обучающая: изучая положение кальция и магния в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, с позиции теории строения атома, учащиеся самостоятельно систематизируют знания об их физических и химических свойствах, нахождении в природе, получении и применении; закрепят навыки по составлению формул веществ, уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, по проведению эксперимента, по решению задач. развивающая: учащиеся продолжат развивать умения сравнивать, сопоставлять, находить существенные признаки, выделять главное, делать выводы, конкретизировать, применять знания в новых условиях, определять и объяснять понятия, продолжат развивать химическую речь, обогащать словарный запас. воспитывающая: учащиеся продолжат формировать навыки культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, работать в паре и группе, анализировать ответы товарищей, прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради, продолжат развивать познавательные способности и интерес к предмету химии.
Цель и ожидаемые результаты:
Знать природные соединения кальция и магния, физические и химические свойства данных металлов, их оксидов, гидроксидов, солей, способы их получения.
Понимать различие между классами неорганических веществ; между различными видами написания уравнений химических реакций (молекулярные, ионные); важность этих металлов;
Уметь давать характеристику металлам по их положению в периодической системе химических элементов, составлять формулы веществ по валентности, распознавать химические формулы разных классов, определять тип реакции, писать уравнения реакций в молекулярном, ионном виде; решать задачи.
Уметь работать с реактивами, соблюдая правила техники безопасности;
Уметь работать в паре, группе, оценивать работу по критериям, проводить рефлексию.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Формы и методы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; словесные (беседа, объяснение, диалог), наглядные (демонстрация слайдов, лабораторный опыт), самостоятельная обучающая работа, контроль (взаимопроверка), тест, решение задач.Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска, презентация; стакан с водой, оксид кальция, гидроксид кальция, соляная кислота, фенолфталеин, пробирки, пипетки, штатив для пробирок. Дидактическое обеспечение урока: листы с заданиями для выполнения, листы – ответники, оценочные листы для групп, инструктивные карты для лабораторной работы, рефлективные мишени, учебник.
Ход урока
Организационный этап
Приветствие. Проверка подготовленности учащихся к уроку. Организация внимания учащихся. Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
Деление класса на 3 группы (команды) по 6-7 человек.
Этап проверки домашнего задания
Тестовый контроль по ранее изученной теме «Натрий, калий и их соединения»
1. Электронная формула атома натрия:
1s2 2s2 2p6 3s2 3p63d04s2
1s2 2s2 2p2
1s2 2s2 2p63s1
1s2 2s2
2. Общая формула высших оксидов элементов главной подгруппы I группы:
R2O
RO
RO2
R2O3
3. Названиям: каменная соль, галит – соответствует химическая формула:
СаСО3
Са (ОН)2
NaCL
СаSО4
4. При взаимодействии калия с водой образуется:
К2О и Н2О
КОН и Н2КОН и Н2О
КОН
5. Взаимодействие оксида натрия с водой относится к реакциям:
разложения
соединения
обмена
окислительно-восстановительным
6. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы I группы равно:
3
5
2
1
7. Природное соединение мирабилит отвечает формуле:
1. СаSO4
2. CaCO3
3. Ca3(PO4)2
4. Na2SO4 • 10H2O
8. Водород можно получить при взаимодействии натрия с:
1. H2 О 2. CO2
3. NaOH
4. H2
9. Ионы натрия окрашивают пламя в:
1. зеленый цвет
2. желтый цвет
3. красный цвет
4. фиолетовый цвет
10. Металл, который хранят под слоем керосина:
1. алюминий
2. железо
3. калий
4. цинк
Каждый ученик в тетради отвечает на вопросы теста. Взаимопроверка осуществляется устно и по слайду.
Ответы на вопросы теста
1 -3 2 - 1 3 - 3 4 - 2 5 - 2 6 - 4 7 - 4 8 - 1 9 - 2 10 - 3
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 8 – 9 ответов
«3» - 6 – 7 ответов
«2» - 5 и менее ответов
Этап актуализации Решением двух задач, подводим учащихся к теме урока.
Задача № 1 При взаимодействии щелочноземельного металла массой 4 г с кислородом образуется оксид этого металла массой 5,6 г. Какой щелочноземельный металл был взят для реакции? (Ca)
Задача № 2 При сжигании 1,2 г металла образуется оксид массой 2 г. Определите, какой был взят металл, если он двухвалентен. (Mg)
Этап изучения нового материала
Класс поделен на 3 группы (команды) по 6 человек. Каждая группа получает 4 листа с заданиями по темам, которые они должны самостоятельно разобрать и выполнить.
1 тема: Характеристика кальция и магния.
2 тема: Нахождение кальция и магния в природе.
3 тема: Физические и химические свойства кальция и магния.
4 тема: Соединения кальция и магния (оксид и гидроксид).
Для быстрого выполнения заданий учащиеся в группе делятся на 3 пары. Каждая пара отвечает за изучение определенной темы. Ответы учащиеся записывают в специальные листы. После выполнения задания каждая пара знакомит учащихся группы со своей темой, проходит обсуждение всего материала, коррекция. После этого учащиеся обмениваются листами с другими группами и проводят взаимопроверку с помощью листов – ответников (для слабовидящих) или интерактивной доски, выставляют баллы в оценочный лист. Лист 1. Дать характеристику кальция и магния:
а)где находится кальций в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? (период,группа,подгруппа,порядковый номер)
Ca находится в ____ группе, ____________подгруппе, имеет порядковый номер _____ и относительную атомную массу ______. (1 балл)
б)записать формулу состава атома (протоны,нейтроны,электроны);
Ca = +1 1P + 0 1N + -1 0L (1 балл)
в)распределение электронов по энергетическим уровням;
К= L= M= N= (1 балл)
г)электронная конфигурация атома;
1S 2S 2P 3S 3P 3d 4S (1 балл)
д)ячеистая структурная формула последнего уровня; (1 балл)
14687551276350023488651339850019011901339850079629013398500
………
е)определить возможные валентности и степени окисления эл-та;
валентность _____ степень окисления _______ (1 балл)
ж)чем является кальций? (металл, неметалл, амфотерный эл-т)
кальций ________________________________________ (1 балл)
з)формула высшего оксида,его характер,степень окисления кальция;
________ - __________________ оксид (1 балл)
и)формула соответствующего основания;
___________ - __________________________основание (1 балл)
к)сравнение металлических свойств с соседями по периоду и по подгруппе.
Mg
K Ca Sc (1 балл)
Sr
а)где находится магний в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева? (период,группа,подгруппа,порядковый номер)
Mg находится в ____ группе, ____________подгруппе, имеет порядковый номер _____ и относительную атомную массу ______. (1 балл)
б)записать формулу состава атома (протоны,нейтроны,электроны);
Mg = +1 1P + 0 1N + -1 0L (1 балл)
в)распределение электронов по энергетическим уровням;
К= L= M= (1 балл)
г)электронная конфигурация атома; 1S 2S 2P 3S (1 балл)
д)ячеистая структурная формула последнего уровня; (1 балл)
14687551276350023488651339850019011901339850079629013398500
………
е)определить возможные валентности и степени окисления эл-та;
валентность _____ степень окисления _______ (1 балл)
ж)чем является магний? (металл, неметалл, амфотерный эл-т)
магний _______________________________ (1 балл)
з)формула высшего оксида,его характер,степень окисления магния;
________ - __________________ оксид (1 балл)
и)формула соответствующего основания;
___________ - __________________________основание (1 балл)
к)сравнение металлических свойств с соседями по периоду и по подгруппе.
Be
Na Mg AL (1 балл)
Ca
Лист 2. Нахождение кальция и магния в природе
1.Какое место занимает кальций по содержанию в земной коре?
Кальций занимает ____ место по содержанию в земной коре. (1 балл)
2.В виде каких соединений кальций встречается в природе?
Напишите формулы веществ:
Мел, мрамор, известняк, ракушечник, кальцит,
жемчуг, кораллы, перламутр _________________ (1 балл)
Гипс ___________________ (1 балл)
Фосфориты и апатиты ___________________ (1 балл)
Флюорит ___________________ (1 балл)
Доломит__________________ (1 балл)
1.Какое место занимает магний по содержанию в земной коре?
Магний занимает ____ место по содержанию в земной коре. (1 балл)
2.В виде каких соединений магний встречается в природе?
Напишите формулы веществ:
Магнезит _________________ (1 балл)
Доломит ___________________ (1 балл)
Карналит ___________________ (1 балл)
Оливин ___________________ (1 балл)
Асбест __________________ (1 балл)
Лист 3. Физические и химические свойства кальция и магния
Физические свойства кальция
Цвет ____________________________ ( 1 балл)
Пластичный или хрупкий _____________________ ( 1 балл)
Т плавления = С0 ( 1 балл)
Тугоплавкий или легкоплавкий металл ____________________ ( 1 балл)
Плотность = г/см3 ( 1 балл)
Легкий или тяжелый металл __________________________ ( 1 балл)
Чем покрыта поверхность кальция ______________________ ( 1 балл)
Физические свойства магния
Цвет ____________________________ ( 1 балл)
Пластичный или хрупкий _____________________ ( 1 балл)
Т плавления = С0 ( 1 балл)
Тугоплавкий или легкоплавкий металл ____________________ ( 1 балл)
Плотность = г/см3 ( 1 балл)
Легкий или тяжелый металл __________________________ ( 1 балл)
Чем покрыта поверхность магния ______________________ ( 1 балл)
Химические свойства кальция
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кальция. Определить, чем является кальций в химических реакциях?
а)взаимодействие с кислородом
Ca + O2 (2 балла)
б)взаимодействие с серой (II);
Ca + S (2 балла)
в)взаимодействие с хлором (I);
Ca + CL2 (2 балла)
г)взаимодействие с азотом (III);
Ca + N2 (2 балла)
д)взаимодействие с соляной кислотой;
Ca + HCL (2 балла)
и)взаимодействие с водой.
Ca + HOH (2 балла)
Химические свойства магния
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства магния. Определить, чем является магний в химических реакциях?
а)взаимодействие с кислородом;
Mg + O2 (2 балла)
б)взаимодействие с серой (II);
Mg + S (2 балла)
в)взаимодействие с хлором (I);
Mg + CL2 (2 балла)
г)взаимодействие с азотом (III);
Mg + N2 (2 балла)
д)взаимодействие с соляной кислотой;
Mg + HCL (2 балла)
и)взаимодействие с водяным паром.
Mg + H2O (2 балла)
Лист 4. Соединения кальция и магния (оксид и гидроксид)
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида кальция:
А) взаимодействие с водой
CaО + H2O (2 балла)
Б) взаимодействие с азотной кислотой
CaO + HNO3 (2 балла)
В) взаимодействие с оксидом серы (6)
CaO + SO3 (2 балла)
1.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида магния:
А) взаимодействие с водой
MgО + H2O (2 балла)
Б) взаимодействие с соляной кислотой
MgO + HCL (2 балла)
В) взаимодействие с оксидом углерода (4)
MgO + CO2 (2 балла)
2.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида кальция:
А) взаимодействие с соляной кислотой
Ca(ОН)2 + HCL (2 балла)
Б) взаимодействие с хлоридом меди (2)
Ca(ОН)2 + CuCL2 (2 балла)
Написать ионные уравнения!
Полное ионное уравнение (2 балла)
Сокращенное ионное уравнение (2 балла)
В) взаимодействие с оксидом углерода (4)
Ca(ОН)2 + CO2 (2 балла)
2.Написать уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида магния:
А) взаимодействие с азотной кислотой
Mg(OH)2 + HNO3 (2 балла)
Б) разложение при нагревании
Mg(OH)2 (2 балла)
Учащиеся в группах проводят лабораторную работу по инструктивной карте:
Лабораторная работа № 6 Инструктивная карта ПТБ
Работать с кислотами и щелочами нужно осторожно!
1.Возьмите пробирку. Насыпьте в нее немного оксида кальция и пипеткой прилейте 2 мл воды, капните каплю фенолфталеина. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
2.Возьмите пробирку. Пипеткой налейте 1 мл гидроксида кальция, капните 1 каплю фенолфталеина и прилейте 1 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.
После выполнения работы, учащиеся обмениваются листами с другими группами для проверки правильности выполнения заданий и выставления баллов в оценочный лист команды. Для этой цели 2 ученика каждой группы проверяют листы с выполненными заданиями с помощью листов – ответников. В это же время остальные учащиеся проводят проверку усвоения новых знаний.
Этап закрепления новых знаний
Учитель проводит беседу с учащимися класса, чтобы проверить прочность усвоения нового материала:
1) Можно ли получить кальций электролизом растворов солей? Почему? (нет)
2) Как получают кальций и магний в промышленности? (электролизом расплавов солей)
CaCl2 → Ca + Cl2↑ (ученик записывает уравнение электролиза на доске)
Катод (-) Са2+ + 2 е → Са0 восстанавливается
Анод (+) 2Cl- - 2 e → Cl20↑ окисляется
3) Почему легкий и прочный кальций не применяется в самолетостроении - и судостроении?
4) Какое место по распространению в земной коре занимают кальций и магний? (5 и 8)
5) Назовите формулы негашеной и гашеной извести. (CaО и Ca(ОН)2)
6) Формула гипса. (СаSO4 • 2H2O)
7) В каком природном минерале одновременно содержится кальций и магний? (доломит)
8) Какие отличия имеются в химических свойствах кальция и магния? (взаимодействие с водой)
9) Какие отличия имеются в химических свойствах гидроксидов кальция и магния?
(гидроксид кальция реагирует с солями и кислотными оксидами, а гидроксид магния может разлагаться при нагревании)
Этап подведения итогов урока
Учитель: Что нового вы узнали?
Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.
Этап информации о домашнем задании
Пр. 5.4 (читать); упр. 4, 6, 7, 13, 14 (стр. 163) письменно.
Этап рефлексии «Ну, что, как прошло занятие?»
Заполнение группой рефлективных мишеней (оценивается по баллам 1,2,3,4,5).