Конспект по истории на тему Каменный век. Древнейшее население Осетии
Тема: Древнейшее население Осетии. Каменный век.Задачи занятия: дать понятие о эпохе каменного века, вызвать интерес у детей к истории родного края, ознакомить их с стоянками древнего человека на территории республики, воспитывать чувство любви и уважения к традициям своего народа.
Оснащение занятия: фотографии, карта, рисунки.
Методы: рассказ, беседа, игра с элементами викторины, использование ИКТ.
Ход занятия: 1. Вводная беседа. Кто такие древние люди?
2. Постановка задачи занятия. Что такое эпоха камня? Чем занимались и где проживали древние люди
Ход занятия.
Слово учителя.
Сегодня у нас интересная тема: «Каменный век» на территории Северной Осетии. Вспомните, ребята, из курса 6 –го класса истории Древней Греции и Рима, что каменный век наиболее длительный этап в истории человечества . Важной вехой в сложном процессе выделения человека из животного мира явилось изготовление первых орудий труда. Научные открытия в Африке, сделанные в 20-25 лет (Олдувайское ущелье в Танзании ) позволяют датировать начало каменного века временем не менее 2-2,5 млн. лет назад; он делится на три этапа : палеолит (древнекаменный век) , мезолит ( среднекаменный век) , неолит (новокаменный век).
Сегодня на занятии рассмотрим трудный период на территории нашей республики.
Жизнь и развитие первобытных людей были неразрывно связанны с природно - климатическими условиями, неоднократно менявшиеся в каменном веке. Горные районы Северной Осетии расположены очень высоко и неоднократно подвергались оледенениям, превращая часть этой территории в ледяные пустыни. Ледник достигал восьмидесяти километров, захватив всю осетинскую равнину до г. Беслан. С оледенением менялись не только климат, но и растительный и животный мир, а так же рельеф. Оледенение сменилось потеплением. Оно привело к таянию ледников, вследствие чего во многих местах возникли обширные озера. В это время заселение Северной Осетии древнейшим человеком было незначительным.
Вопрос. Кто такие археологи? Чем они занимаются?
Ответ: Археологи – это люди ,которые занимаются исследованием прошлого.
Так вот, ребята, в результате первых исследований проводившихся археологом В.П. Любиным в Северной Осетии открыт ряд стоянок каменного века. Самая древняя из них – у хутора Попов (в 4 км от г. Владикавказ). Здесь найдены предметы из местного кремня: скребла, пластины различных форм. Особенно интересно рубило копьевидной формы. Такие орудия использовались для нанесения ударов, что-либо резать или копать.
Более многочисленны стоянки древнего человека эпохи среднекаменного века обнаружены в 3 км. от г. Владикавказ (Лысая гора, пос. Редант-1) и в районе сунженского хребта ( близ селений Карджын, Заманкул, Старый Батакаюрт).
Каменные орудия представляют: ручные рубила, остроконечники, ножи, скребла.
Найден крупный наконечник тяжелого копья. Это говорит о том, что охота была одним из занятий древних людей. Они охотились на таких животных как: бизон, мамонт, гигантский и благородный олень, дикая лошадь, тур, кабан, пещерный медведь, горный козел, баран, сайгак, косуля.Послеледниковый период – характеризуется потеплением климата. Вслед за отступающим ледником человек двигался ,прочнее осваивая горные районы. Важнейшим изобретением был лук и стрелы, что облегчало охоту. Древние люди охотились на дикого козла, серну, косулю, зайца, лису. Помимо охоты женщины древнего рода начинают заниматься собирательством. Возрастает роль женщины в коллективе.
И теперь переходим к последнему этапу каменного века – неолит (V – первая половина IV тыс. до н. э.Важнейшим явлением в истории человечества было зарождение земледелия и скотоводства.
Усовершенствуются орудия труда, в хозяйстве стали применять топоры, долота, ножи. Появилась керамическое производство, которым в основном занимались женщины. Зарождается обмен между различными родовыми коллективами.
Последний этап каменного века – это зарождение родового строя, во главе рода стояла женщина.
А теперь, ребята, мы закрепим, то, что мы внимательно слушали.
Викторина.
«За лесами, за горами, за холмами... ждут нас приключения…!
Ребята разделились на две команды. Каждая из них отправляется в каменный век. А теперь проверим, насколько внимательно слушали рассказ.
Вопросы.
Назовите как можно больше стоянок на территории нашей республики? ( время 30 сек.)
Сочините рассказ о каменном веке. (1 мин.)
На каких животных охотились древние люди? (30 сек.)
Какие занятия были у древних людей? (30 сек)
Как влиял климат на жизнь людей? (30 сек.)
Итог: Ребята, вы хорошо усвоили сегодняшний материал.