Проектно-исследовательская работа Путешествие в каменный век

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НИЖНЕТЕРЯНСКАЯ ШКОЛА


краеведение
ПУТЕШЕСТВИЕ В КАМЕННЫЙ ВЕК
Районная учебно - исследовательская конференция «Первые шаги в науку»
проектно-исследовательская работа
Выполнил:
воспитанник д/о ЦДОД «Истоки»,
учащийся 8 класса
МКОУ Нижнетерянской школы
Данил Александрович Шох

Руководитель:
педагог ЦДОД
Вера Николаевна Фролова




Богучаны 2017


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. Культурно-исторические памятники Правобережья 7
Ангары в Богучанском районе
1.1.Памятники эпохи палеолита 7
1.2. Литературные и информационные источники 8
Глава II.Организация похода-экскурсии 10
2.1.Рекреационные ресурсы района 10
2.2. Туристический маршрут 11
2.3.Разработка проекта мини-экскурсии «Путешествие в каменный век» 12
Заключение 14
Литература 15
Приложения
















ВВЕДЕНИЕ

Туризм является одним из наиболее популярных видов активного отдыха. Культурный туризм - самый массовый вид туризма. Цель путешествий - знакомство с достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т.п.). Культурный туризм имеет дело с двумя основными составляющими: природным и культурным наследием. Это и специальные культурные ландшафты, и памятники архитектуры, и музеи разных типов, и исторические города и поселения, и археологические раскопки, и ремесла, и праздники, и, наконец, народная кухня.
Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых В.А. Квартальнов выделяет памятники археологии. 
В наши дни в различных регионах Земли можно увидеть древние рисунки, оставленные далекими предками. Изучение и сохранение объектов наскального искусства  интересует не отдельных энтузиастов - исследовательское сообщество формируется как в отдельных странах, так и в мировом масштабе. Трудно подсчитать хотя бы приблизительно, сколько профессионалов занято в настоящее время изучением наскального искусства. В 1983 г. Э. Анати, итальянский археолог в своей работе «Петроглифы Валькамоники»,  приводил цифру - 200 человек в 100 странах, а около десяти лет спустя - 300 человек в 150 странах. Эти данные приводит в своём диссертационном исследовании «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование» Дэвлет Екатерина Георгиевна.
Актуальность проектно-исследовательской работы  обусловлена значимостью изучения и популяризации историко-культурного и природного наследия Богучанского района. Сравнительно недавно получили широкую известность результаты исследований китайских ученых на территории Северного Китая. В горах Иньшань в долине р. Хуанхэ было обнаружено большое количество наскальных рисунков, среди которых видное место занимают разнообразного вида личины, ряд которых имеет, практически, прямое графическое сходство с личинами «каменского» типа на Нижней Ангаре. Единственное отличие – техника исполнения. Петроглифы Лунных гор исполнялись путем выбивки, гравировки, прошлифовки, личины на Ангаре – красящим пигментом. Следовательно, на огромной территории от Енисея и Ангары до Хуанхе примерно в одно и то же время проживали люди, чьё творчество осталось запечатлённым в камне.
Постановка проблемы: необходимо отметить, что информация о природных памятниках территории Богучанского района имеется в сети интернет, некоторых академических изданиях, но организованных маршрутов и экскурсий к ним нет, это противоречие породило идею создания мини-экскурсии для изучения культурного наследия.
Степень разработанности проблемы, ее историография определяется несколькими направлениями исследований. Наибольшее внимание исследователей уделялось рассмотрению истории становления и развития краеведческих и археологических исследований, формированию научных центров, процессам создания музеев и музейной деятельности по охране памятников в стране в целом и в регионах в частности. В работах Д.А.Равиковича, А.М.Разгона, С.А.Каспаринской, А.А.Формозова и некоторых других показано, что существует связь между развитием научных исследований, интересами государства и становлением российских музеев.
Заметную группу составляют региональные исследования решения вопросов охраны исторических памятников. Первоначально работы представляли собой публикации списков выявленных памятников, в том числе и археологических. Среди них серия публикаций Н.И.Дроздова и А.Окладникова.
К началу XXI вв. увеличилось количество работ археологов, сталкивающихся в своей практике с проблемой утраты и разрушения археологического наследия, которое оказалось перед лицом реальной опасности затопления после введения в строй Богучанской ГЭС. Данный вопрос рассматривают в своих работах А.Л. Заика, Е.В.Леонтьев. Нельзя не согласиться с точкой зрения авторов, утверждающих о комплексном изучении и популяризации наскальных рисунков эпохи палеолита.
Итоги обследования территории правого берега реки Ангара, легли в основу проектно-исследовательской работы «Путешествие в каменный век», которая опирается на труды данных учёных и является продолжением исследования учащейся нашей школы Струковой Екатерины на тему: «Условия, существующие в Богучанском районе для создания пешего туристического маршрута».
Цель проектно - исследовательской работы: создание мини-экскурсии, к природному памятнику «Манзенская писаница» для организации активного отдыха, изучения истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям.
Задачи:
1.Исследовать правобережье Ангары на предмет наличия природно-исторических и культурных памятников.
2.Изучить литературные и информационные источники по теме.
3.Познакомиться с правилами составления и проведения экскурсий.
4.Создать рекламную презентацию туристического маршрута.
5.Провести виртуальную экскурсию для учащихся школы и их родителей.
Объект исследования: историко-культурное и природное наследие территории Богучанского района.
Предмет исследования - территория правого берега реки Ангара в районе посёлка Нижнетерянск, деревни Каменка.
При создании работы использованы основные методы: поисковый, метод аналогий (основывается на предположении, что схожие по стилю изображения относятся к одному периоду), теоретический, метод опроса метод фотофиксации ( дает возможность уточнить композицию рисунков; отметить детали, которые при визуальном обзоре невидимы).
Гипотеза: при условии создания туристического маршрута, организации экскурсий и походов увеличится число желающих заняться активными видами отдыха и изучением исторического прошлого нашей местности.
План работы по теме исследования
1.Сходить в поход с целью ознакомления с культурно-историческими памятниками эпохи палеолита.
2.Найти и изучить необходимую литературу по теме.
3.Провести опрос на предмет выявления туристических пристрастий.
4.Разработать мини-экскурсию.
5.Создать презентацию для рекламы туристической экскурсии.
6.Провести виртуальную экскурсию для учащихся школы и их родителей.
Полученные результаты - обследован правый берег реки Ангара. Установлено местонахождение природного памятника «Манзенская писаница». Изучена литература и информация по теме. Разработана мини-экскурсия. Создана презентация для рекламы туристического маршрута. Организована виртуальная экскурсия для учащихся и их родителей. Материалы проектно-исследовательской работы могут послужить основной для подготовки сообщений на уроках истории, краеведения, спортивно-познавательного туризма, ОБЖ и внеурочных мероприятиях. В организации районных туристических слётов и экскурсий.
ГЛАВА I. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ПРАВОБЕРЕЖЬЯ АНГАРЫ В БОГУЧАНСКОМ РАЙОНЕ

1.1.Памятники эпохи палеолита

На первом этапе мы сходили в поход и исследовали территорию правого берега реки Ангара близ посёлка Нижнетерянск в радиусе 25 км. «Ангара – река в Восточной Сибири, самый крупный правый приток Енисея, единственная река, вытекающая из озера Байкал. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края. Длина  1779 км. На правом берегу, на расстоянии 5 километров от посёлка Нижнетерянск, есть скалы, на которых расположена « Писаница Манзя».
«Это памятник древнего наскального изобразительного искусства Северного Приангарья. В 1994 году здесь обнаружены изображения людей, шамана, всадников, лодок, композиция условных культовых знаков (круги, кресты). Интересна композиция из семи рисунков, изображающая охоту с собаками на лося» .
Далее мы попытались пройти к пещере, которая расположена ещё дальше по правому берегу. Первая попытка не увенчалась успехом.
Согласно материалам интернет, мы выяснили, что «пещера находится на правом берегу Ангары, в 5 километрах выше по течению от поселка Манзя. Она располагается в верхней части небольшого горного массива, где имеются локальные скальные обнажения.
От входа вглубь скалы пещера резко понижается относительно горизонтальной оси, а ее полость расширяется. Примерно в 15 метрах от устья имеется относительно обширный «зал» с высоким потолочным сводом. Здесь в центральном секторе найден фрагмент верхней части бедренной кости бурого медведя. Кость сломлена или расколота, имеет следы внешних воздействий, возможно, ударов. Степень сохранности кости свидетельствует о ее значительной древности: возраст может составлять несколько тысяч лет. Свод и стены пещеры в основном сырые, с глинистыми натёками. Местами отмечены следы копоти, вероятно, произведенные современными туристами, а также остатки современных костров, множество использованных факелов».
С помощью родителей на лодке мы побывали ниже по течению Ангары в районе деревни Каменка. Там мы обнаружили Каменный утёс. Утес расположен в живописном месте при впадении в Ангару речки Каменка. На самом верху утеса лежит большой плоский камень с тремя отверстиями.
Изучив материалы сети Интернет, выяснили, что данный памятник эпохи каменного века «с древности до 1930-х годов являлся священным местом. На нем обнаружено захоронение пяти тысячелетней давности. Это был мужчина в возрасте 25 лет. Хорошо сохранившиеся останки в 1999 году экспонированы на выставке «Лики древней Ангары» в Красноярске, а сейчас хранятся в Красноярском педагогическом институте».

1.2. Литературные и информационные источники

Изучение наскальных рисунков Нижней и Средней Ангары ведётся более двух столетий, но даже в наше время, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число природно-культурных памятников на территории Богучанского района.
Загадочные «письмена» и наскальные рисунки Сибири одними из первых привлекли внимание ученых Петербургской Академии наук. Для их изучения во второй половине XVIII в. в Сибирь и на Алтай одна за другой организуются экспедиции Д.Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера и П. С. Палласа.
Широкомасштабные исследования древних наскальных комплексов начались в середине XX в. В начале 1960-х годов А. П. Окладниковым было введено в научный оборот большое количество материалов по петроглифам Сибири.
Мы выяснили, что означает термин-петроглиф. «Петроглифы - это изображения, выбитые, процарапанные или вырезанные на скальных плоскостях разной техникой (от греч. pйtros – камень и glyphй – резьба). Петроглифы располагаются на скалах предгорных массивов и высоких горных перевалов, а также на плоскостях скалистых берегов рек и озер. Большинство петроглифических комплексов представляют собой результат многократного нанесения изображений за длительное время, иногда за два-три тысячелетия. Соответственно изображения на этих комплексах относятся к различным культурно-историческим эпохам. Самые ранние из них датируются временем верхнего палеолита».
Неоспоримость доводов А.П.Заики доцента кафедры музеологии и культурного наследия КГПУ им.В.П.Астафьева заключается в том, что современное состояние петроглифов Нижнего Приангарья требует новых методик исследования и охрану культурного наследия.
Таким образом, вопрос сохранения, использования, охраны и популяризации археологических памятников Нижнего Приангарья является в настоящий момент актуальным.




ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА-ЭКСКУРСИИ

2.1. Рекреационные ресурсы района

Сделав запрос в районную администрацию, комитет по физкультуре и спорту, районный краеведческий музей, мы выяснили, что в пределах нашего района разработанных пеших маршрутов нет. Таким образом, при наличии прекрасных, удивительных мест, кроме самодеятельного отдыха в районе не создана ни одна Программа культурно-туристического отдыха. Природные ресурсы нашей местности очень разнообразны, неповторимы, мало освоены и очень привлекательны для туристов. Но жители района вынуждены платить большие деньги за выездные экскурсионные туры, так как не развит туристический бизнес, и, кроме ЦДОД, нет, ни одной организации, которая бы обеспечивала материально-техническую сторону экскурсий и путешествий.
В практике ЦДОД (Центра дополнительного образования детей) несколько лет назад появились летние водно-туристические сплавы и походы. «В течение лета участниками водных походов становятся ребята из туристических клубов, скаутских отрядов и других объединений, воспитанники детского социально-реабилитационного центра, дети, отдыхающие в оздоровительном лагере «Березка». Сплавы на катамаранах проходят не только по Ангаре, но и по ее притокам – Иркинеевке, Карабуле, Манзе-речке. Постоянно идет разработка и освоение новых водных маршрутов. К участию привлекаются ребята со всего района».
Будет ли развиваться массовый туризм в Богучанском районе, - это зависит от грамотной целенаправленной политики местных органов власти и включения общественности в решение данного вопроса.
На ангарской земле много прекрасных и удивительных мест. Здесь есть, где отдохнуть с пользой. Можно охоться, зимой и летом рыбачить, кататься на лыжах, устраивать велопробеги и санные заезды. Интересны познавательные туристические походы, ведь в нашем районе есть что изучать.
Например: «совсем недавно, на месте строительства нового моста через Ангару были найдены орудия труда древних людей, которым примерно 22 тысячи лет. Территория левого берега Ангары очень богата на исторические находки. За 4 года специалисты Центра сохранения природного наследия исследовали 20 тысяч квадратных метров и собрали около 40 тысяч находок»».
Рассматривая вопрос о возможности развития туризма на Ангарской земле, мы выяснили, что Богучанский район обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха как жителей края, так и гостей.

2.2. Туристический маршрут

Идея создания туристического маршрута зародилась после одного из осенних туристических походов на скалы.
Мы прошли 5 километров по правому берегу реки Ангара и нашли район, где на скалах имеются рисунки эпохи палеолита.
Нами были сделаны фотографии наскальных изображений, которые позже мы сравнили с изображениями наскальных рисунков в сети Интернет и сделали выводы о подлинности рисунков на наших снимках (Приложение 1).
Исследовав рисунки Писаницы «Манзя», мы согласились с мнением А.Л.Заики, что современные «художники-вандалы» на некоторых участках исторических памятников оставили свой свежий след, принеся тем самым непоправимый урон наскальному искусству эпохи палеолита.
Следовательно, чтобы сохранить историческое наследие, необходимо познакомить учащихся школ района с историей края и наличием на нашей территории уникальнейших мест.
Проведя опрос учащихся 5-8 классов (27 человек), мы выявили, что 17 человек знают о наскальных рисунках, расположенных в нашей местности, 14 человек были участниками туристических экскурсий «на скалы», 25 учащихся желают побывать в пещере, на Ивашкином Ключе (который нам ещё предстоит исследовать) и Каменском утесе (Приложение 2). Отзывы на выставленную в сети интернет видеопрезентацию мини-экскурсии «Путешествие в каменный век» показали заинтересованность активным, познавательным отдыхом людей разного возраста.
Тем самым наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Создав туристический маршрут, мы предлагаем свои услуги в организации пеших, водных и лыжных экскурсий учащимся школ района: на «Манзенскую писаницу», «Ивашкин Ключ» и «Каменский утес», в пещеру с целью приобщения большего круга молодых людей к изучению истории края.
Мы сформировали команду единомышленников, которые намерены разработать и проверить опытным путем несколько других маршрутов весной-летом 2017 года.
Предполагаю, что данные исследовательской работы послужат основой проекта создания школьного туристического агентства.
Первоначальный этап работы по запуску данного проекта уже начался.

2.3. Разработка мини-экскурсии «Путешествие в каменный век»

Для того чтобы составить проект экскурсии, мы познакомились с правилами составления и проведения экскурсий, установили, что существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико - хронологический. Был выбран тематический принцип, потому что все природные памятники культуры, находящиеся на изучаемой территории, относятся к каменному веку.
На следующем этапе мы приступили к разработке маршрута. Это сложная, многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания экскурсии. Выяснили, что при разработке пешего маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», положением «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях» и «Типовым перечнем снаряжения и оборудования полевого туристского лагеря».
Дальнейшей нашей задачей стала разработка методического плана экскурсии. Методическая разработка - документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно (Приложение 3). Разработанная экскурсия и её виртуальное сопровождение (Приложение 4) было предложено для ознакомления родителям и учащимся на общешкольном собрании в декабре 2016года.
Таким образом, изучив рекреационные ресурсы района, обследовав район правого берега реки Ангара, где на скалах имеются рисунки эпохи палеолита, нами была разработана мини-экскурсия «Путешествие в каменный век».




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
-Исследовали правый берег реки Ангара в радиусе 25 км. На расстоянии 5километров от посёлка Нижнетерянск, выше по течению реки обнаружили Наскальную писаницу «Манзя», ниже по течению, в районе деревни Каменка «Каменский утёс».
- Изучив литературу и информацию по теме, мы выяснили, что в Богучанском районе имеются как природные, так и культурно-исторические памятники эпохи палеолита.
- Познакомились с правилами составления экскурсий, подготовили техническое и методическое описание мини-экскурсии.
- Создали презентацию для рекламы экскурсии.
- Провели виртуальную мини-экскурсию для ознакомления учащихся и их родителей с разработанным маршрутом.
Необходимо отметить, что данная проектно-исследовательская работа не завершена. Требуется разработка других пеших туристических маршрутов в пределах района и их опытная проверка.
Полученные результаты можно предложить учащимся других школ района: в походы любят ходить многие, можно сказать, все, но недостаток информации о территории похода, а также отсутствие картографического материала часто приводит к тому, что классы ограничиваются выходами на пикник в пределах поселка, уходя от него на 0,5 – 1 км.
Кроме этого презентация виртуальной экскурсии выставлена в сети Интернет, получено множество положительных отзывов . Надеемся привлечь к занятиям активным, познавательным видом отдыха не только учащихся, но и всех заинтересованных граждан.


ЛИТЕРАТУРА

Азбуков А. Х. Развитие туризма в России. – М.: Литература, 2002.
Алексеев Р. Г. Туристические ресурсы. – М.: 1999.
Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. – Красноярск.:Группа компаний «Платина», 2007
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] :  Ангара . Т.3. М.1987.326
Горбатовский В.В. Природный туризм в России. Путеводитель. Издательство: АСТ, Астрель. 2011.
Дроздов Н. И. Преподавание истории в школе. - М.: Просвещение, 1999.
Заика А. Л. Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары. Красноярск. Платина ,2006
Заика А. Л. Древности Приенисейской Сибири.Вып. 4.Красноярск,2005
Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2007
Леонтьев Е. В.Эпоха палеолита в Нижнем и Среднем Приангарье. - Иркутск, 2008.
Маклакова Е. Празднование юбилея. - Ангарская правда, 2010.
Солод С. С. Туризм: плановый, самодеятельный. - М.:, 2010.
Сунь Сяо-юн. Смысл и место наскальных изображений личин в бассейне реки Западная Ляохэ // Национальные искусства. – 2015. № 2.
Талим Е. И. Энциклопедия туриста. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
Internet ресурс www.// hictoriy XX.
Internet ресурс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Internet ресурс / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Internet ресурс www.dissercat.com Дэвлет Екатерина Георгиевна «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование»

Приложение 1















Приложение 2

Опрос учащихся Нижнетерянской школы 5-8 классов.
Всего в опросе участвовало 27 человек

Вопрос

Да
Нет
Не уверен

Знаете ли Вы о наскальных рисунках?
17
9
1

Были ли Вы участником туристических экскурсий на скалы?
14
13


Желаете ли Вы побывать в пещере, на «Ивашкином Ключе» и «Каменском утесе»?
25

2
















Приложение 3

МКОУ НИЖНЕТЕРЯНСКАЯ ШКОЛА

Технологическая карта экскурсии



Тема экскурсии: «Путешествие в каменный век»
Вид экскурсии – пеший поход
Протяженность маршрута - пять километров
Время года – осень (сентябрь), весна (май), лето (июнь, июль, август).
Продолжительность похода-экскурсии пять часов
Состав экскурсантов - учащиеся школ Богучанского района (10-12человек)
Организаторы: Фролова Вера Николаевна-педагог дополнительного образования ЦДОД, руководитель проектной работы
Шох Данил Александрович-член детского объединения «Истоки»

















Цель пешего похода-экскурсии:
организация культурно-познавательного отдыха
Задачи:
-создать у участников похода-экскурсии образные и содержательные представления по древнейшей истории Красноярского края через знакомство с наскальным искусством древних людей;
-сформировать уважительное и бережное отношение к культурному наследию и природе родного края;
-воспитать чувство коллективизма, взаимопомощи и товарищества.

Маршрут
Остановка
Объекты показа
Время
Наименования подтем, перечень основных вопросов
Организационные мероприятия
Методические указания

Школа-скалы на реке Ангара
Большой валун на берегу
Первые рисунки

«Второй
альбом»



«Камен
ная голова»
10.00-15.00
Исторические периоды (каменный век-палеолит)
Петроглифы
Писанки или писаницы
1.Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели наскальные рисунки
2.На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования
Рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте .







Техническое описание маршрута
1. Выход из школы и движение через поселок с пересечением по автодороге.
2. Движение по смешанному лесу с преобладанием хвойных пород по лесной тропинке до берега реки Ангара.
3. Пересечение автодороги, выход на берег Ангары.
4. Движение по правому берегу с привалом через 3 километра на большом валуне.
5. Движение вдоль берега до скал, на которых имеются рисунки древних людей, привал.
6. Обустройство бивуака.
7. Исследование наскальных рисунков.

Карта-схема




Индивидуальный текст экскурсовода
Добрый день! Разрешите представиться (называется фамилия, имя экскурсовода).
Сегодня мы совершим удивительное путешествие во времени, отыщем затерянный след живущих людей каменного века.
По самой кромке, вдоль правого берега красавицы Ангары, дочери седого Байкала, проходит этот маршрут. Легенда гласит: «Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.
Была у старика Байкала единственная дочь Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Красивее её не было на земле. Днём она светла светлее неба, ночью темна темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Говорили они: «Разве можно светлое чернить? ».
Очень любил ее отец-старик. Но строг был к ней и держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал ей даже наверх показаться. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле
Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея: села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейский степях. Рассказывала она и о самом красавце Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушала этот разговор Ангара и загрустила Услыхала она о Енисее и от горных ручьев и еще более заскучала. Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?
Взмолилась Ангара: «Ой вы, тэнгэринские боги. Сжальтесь над пленной душой. Не будьте суровы и строги ко мне, окруженной скалой. Поймите, что юность в могилу толкает запретом Байкал О, дайте мне смелость и силу раскрыть эти стены из скал».
Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла старика отца, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.
Пуще прежнего взывала Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.
Близилась свадебная ночь. Крепко спал в эту ночь старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.
Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что случилось. Рассвирепел. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца Могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утес и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери.
Но поздно Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаманский камень.
Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы».
Мы посетим Писаницу «Манзя», что находится напротив одноименного посёлка.
Первые русские поселенцы в Сибири скалы с рисунками называли «писаными камнями», в которых они, по всей видимости, видели не просто рисунки, но и загадочные письмена. Сами рисунки – «письменами», «писанцами» или «писаницами». Традиционно местное сибирское понятие «писаницы» обозначало как рисованные, так и рельефные изображения, поэтому в одних источниках их называют «наскальные рисунки», в других – «петроглифы».
Центром композиции писаницы являются фигурки людей, окрашенные красной и оранжевой охрой. Среди рисунков мы обнаружим изображения дерева, быка и, вероятно, птиц, множество лодок, оленей, лосей, а также знаки солнца. Все рисунки наделены значительным содержанием. Они отражают различные легенды, предания и мифы о происхождении рода, предках, строении Вселенной. Иногда рисунки рассказывают о размножении животных, охоте или просто о диких животных. Поэтому в целом писаницы отображают не только духовную, но и материальную жизнь древних жителей нашего региона.
Предлагаю самостоятельно исследовать данный участок, справа увидеть голову быка, слева множество изображений собаки, рыб, а также птиц и змей.
Считается, что местонахождения наскальных рисунков были святилищами, созданными с культовыми целями, хотя, строго говоря, никто этого не доказал.
Спасибо за внимание! Желаю отличного, познавательного отдыха!





Приложение 4

Виртуальная экскурсия «Путешествие в каменный век»


 Квартальнов В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2007,с.22

 www.dissercat.com Дэвлет Е. Г. «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование»
 Сунь Сяо-юн. Смысл и место наскальных изображений личин в бассейне реки Западная Ляохэ // Национальные искусства. – 2015. № 2.

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Т.3. М.1987, с.326
 Леонтьев Е. В.Эпоха палеолита в Нижнем и Среднем Приангарье. - Иркутск, 2008,с.7

 Леонтьев Е. В.Эпоха палеолита в Нижнем и Среднем Приангарье. - Иркутск, 2008,с13

 Internet ресурс www.// hictoriy XX.

 А.Л.Заика Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары. Красноярск 2006, с..2

 А.Л.Заика. История изучения петроглифов Нижнего Приангарья. Древности Приенисейской Сибири. Вып.4,Красноярск,2005, с.127
 Маклакова Е. Празднование юбилея. - Ангарская правда, 2010.

 Internet ресурс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]