Доклад Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы 
    Работа с одаренными и способными детьми на уроках  
                                 русского языка и литературы
    Забота об одаренных детях -одна из особенностей нашего времени.         Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских  работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это,  конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от  авторитетных людей. Наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
   Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно. 
   Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже? 
  Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло… 
Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. 
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность
1) проектная деятельность
2) нетрадиционные уроки с применением  ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.
3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)
4) работа в группе
Внеурочная деятельность
1) предметные недели
2) научно-практические конференции
3) олимпиады по предмету
4) участие в конкурсах исследовательских работ
5) участие в конкурсах  «Русский медвежонок»,  «Полиглот» 
6) участие в дистанционных конкурсах через  сети Интернет и др.
  Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве.  Поэтому постоянно провожу уроки, опирающиеся на фантазию: 
урок творчества, урок изобретательства, комплексно-творческий отчёт, урок "удивительное рядом", "урок выставка". Уроки, иммитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция. Уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?". Уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок - встреча.
  Например, в 7 классе, проводя цикл уроков «Пейзаж в художественном произведении », учитель имеет возможность использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных  художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, часто собственного сочинения. Пишут эссе на заданную тему. Каждое стихотворение, эссе сопровождается иллюстрациями. Большую помощь в иллюстрировании творческих работ  оказывает талантливая ученица   Дудина Татьяна, которая обучается в художественной школе. Совместно с  увлеченными предметом ребятами  собираем работы в  тематические альбомы: «Времена года» ,«Сказка в гости к нам пришла» ,  «Родное слово о родной земле»,  «Литературные герои в рисунках детей» и т.п.  
    В течение трех лет  составляем с учащимися 5-9 классов сборник детских работ под названием «Прошлое и настоящее моей Родины », посвященный  памятным датам, которые широко отмечаются в нашей стране:    День Победы,  День Президента, день Независимости РК ,  и др. Ребята  посвящают свои сочинения, стихи  нашему президенту Н.А. Назарбаеву,  своей любимой Родине, ветеранам войны,   учителям.  Наиболее талантливые ребята выступают в творческих конкурсах , как в своей  школе , так и на городском, областном уровне.  Неоднократно становилась победителем городских конкурсов чтецов ученица 8  класса Пурис Алена, а  совсем недавно  она заняла  I-е место в  городском конкурсе юных поэтов, прочитав стихотворение  собственного сочинения « Мой Казахстан».
   С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на предложение инсценировать литературное произведение: младшие - сказку, басни, а старшие – эпизод из драматического произведения, диалог героев романа. Так ,например, на  заключительном этапе изучения романа «Евгений Онегин» ребята с удовольствием  участвовали  в ролевой игре  «Знаешь ли ты роман А.С. Пушкина  « Евгений Онегин»?  Наибольший интерес  у подростков  вызвал поединок « Дуэлянты» и « Секунданты», где  участники игры    во фраках и  цилиндрах   демонстрировали  свою эрудицию и знание  текста романа. 
   Любимой книгой многих учащихся 7 класса, как показали   сочинения ребят,  стал роман Д.Дефо « Робинзон Крузо». А интерес к этому произведению также проявился благодаря инсценированию   отдельных эпизодов романа самими ребятами.    Респеков Азат , в шубе из козлиной шкуры, с попугаем на плече и с плетеной корзинкой в руках,  блестяще  справился с ролью знаменитого героя, показал на карте  необитаемый остров, продемонстрировал   принесенные в корзине предметы, которые помогли  Робинзону выжить в необычайной ситуации, показал видеофрагменты  о  дружбе   Робинзона и Пятницы. Использование игровой ситуации  на уроке способствовало более глубокому пониманию  содержания книги  о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах . Важно и то, что ребята проявили свои творческие способности , изображая героев произведения.
   Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии,  именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных ,и творческих способностей.
        В течение года работала под моим руководством над научным проектом по языкознанию  ученица 9 класса Кривошеева Юлия и  успешно  защитила его на городской научно-практической конференции. Помимо представленного теоретического материала  Юля продемонстрировала  практическое приложение исследовательской работы, куда входили результаты анкетирования одноклассников, интернет –опрос по исследуемой теме, словарь терминов.
   Своими впечатлениями о выступлении на конференции,  Юля поделилась с одноклассниками:  «В этом году я впервые выступала на конференции научного общества учащихся. Тема моего доклада: «Язык рекламы и его влияние на современный русский язык». Я решила  в практической части своей работы провести  опрос среди своих сверстников, пользователей Интернета, о том. как влияет язык рекламных объявлений на их лексикон. Я полагаю, что это особенно актуально в наше время.  Проблема бескультурья речи остро стоит среди молодого поколения: ошибки в произношении слов, использование в речи слов-паразитов. Например, при проведении эксперимента по чистоте языка речевого носителя, подросток за 30 минут произнёс 27 слов-паразитов: «это» - 6 раз, «ну» - 11, «чё» -5, «типа» -1, «короче» -5 раз.    Так почему же в наше время настолько упала планка образования? И почему речь так далека от идеала?» - задаёт вопрос  Юля, и  сама же отвечает:  « Потому что большая часть молодого поколения   пополняет  свой  словарный запас под влиянием средств массовой информации, в том числе и рекламы, которая не всегда придерживается норм правильного литературного произношения. Молодежь  не желает читать не только ради своего же удовольствия, но и даже то, что им задают по школьной программе. А ведь это произведения наших великих классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и многих других – без знакомства с которыми невозможно стать культурным человеком».   
    Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы
Ученик 9 класса Мыктыбай Санжар , готовясь  к городскому конкурсу исследовательских  историко-краеведческих работ «Я шагаю по Семею» , увлекся творчеством поэта-земляка Николая Алексеева. В процессе работы над темой, учащемуся удалось собрать и обработать значительный по содержанию материал из   литературного  наследия  автора и показать уникальные особенности его поэтического таланта. В результате  юноша получил диплом за лучшую исследовательскую работу в номинации « Летопись родного края». 
     Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. 
         Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. 
                          
                            К ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
                                    ГУ « Отдел образования г.Семей  ВКО»
     
                   
                                        
                                         Из опыта работы  учителя
                                                     русского языка и литературы 
                                             Шпицер Надежды Александровны