Доклад Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы


Работа с одаренными и способными детьми на уроках
русского языка и литературы
Забота об одаренных детях -одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления  творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно.
Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже?
Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утратило культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло…
Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное.
Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:
Урочная деятельность
1) проектная деятельность
2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.
3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)
4) работа в группе
Внеурочная деятельность
1) предметные недели
2) научно-практические конференции
3) олимпиады по предмету
4) участие в конкурсах исследовательских работ
5) участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Полиглот»
6) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.
Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому постоянно провожу уроки, опирающиеся на фантазию:
урок творчества, урок изобретательства, комплексно-творческий отчёт, урок "удивительное рядом", "урок выставка". Уроки, иммитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция. Уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?". Уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок - встреча.
Например, в 7 классе, проводя цикл уроков «Пейзаж в художественном произведении », учитель имеет возможность использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, часто собственного сочинения. Пишут эссе на заданную тему. Каждое стихотворение, эссе сопровождается иллюстрациями. Большую помощь в иллюстрировании творческих работ оказывает талантливая ученица Дудина Татьяна, которая обучается в художественной школе. Совместно с увлеченными предметом ребятами собираем работы в тематические альбомы: «Времена года» ,«Сказка в гости к нам пришла» , «Родное слово о родной земле», «Литературные герои в рисунках детей» и т.п.
В течение трех лет составляем с учащимися 5-9 классов сборник детских работ под названием «Прошлое и настоящее моей Родины », посвященный памятным датам, которые широко отмечаются в нашей стране: День Победы, День Президента, день Независимости РК , и др. Ребята посвящают свои сочинения, стихи нашему президенту Н.А. Назарбаеву, своей любимой Родине, ветеранам войны, учителям. Наиболее талантливые ребята выступают в творческих конкурсах , как в своей школе , так и на городском, областном уровне. Неоднократно становилась победителем городских конкурсов чтецов ученица 8 класса Пурис Алена, а совсем недавно она заняла I-е место в городском конкурсе юных поэтов, прочитав стихотворение собственного сочинения « Мой Казахстан».
С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на предложение инсценировать литературное произведение: младшие - сказку, басни, а старшие – эпизод из драматического произведения, диалог героев романа. Так ,например, на заключительном этапе изучения романа «Евгений Онегин» ребята с удовольствием участвовали в ролевой игре «Знаешь ли ты роман А.С. Пушкина « Евгений Онегин»? Наибольший интерес у подростков вызвал поединок « Дуэлянты» и « Секунданты», где участники игры во фраках и цилиндрах демонстрировали свою эрудицию и знание текста романа.
Любимой книгой многих учащихся 7 класса, как показали сочинения ребят, стал роман Д.Дефо « Робинзон Крузо». А интерес к этому произведению также проявился благодаря инсценированию отдельных эпизодов романа самими ребятами. Респеков Азат , в шубе из козлиной шкуры, с попугаем на плече и с плетеной корзинкой в руках, блестяще справился с ролью знаменитого героя, показал на карте необитаемый остров, продемонстрировал принесенные в корзине предметы, которые помогли Робинзону выжить в необычайной ситуации, показал видеофрагменты о дружбе Робинзона и Пятницы. Использование игровой ситуации на уроке способствовало более глубокому пониманию содержания книги о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах . Важно и то, что ребята проявили свои творческие способности , изображая героев произведения.
Одним из приоритетных направлений в работе учителя является внедрение в образовательный процесс проектной технологии, именно она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, что позволяет сделать для каждого учебный процесс личностно значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Проект способствует созданию на уроке условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно- деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Какую роль играет проектная деятельность для одаренных детей – это прежде всего развитие и познавательных ,и творческих способностей.
В течение года работала под моим руководством над научным проектом по языкознанию ученица 9 класса Кривошеева Юлия и успешно защитила его на городской научно-практической конференции. Помимо представленного теоретического материала Юля продемонстрировала практическое приложение исследовательской работы, куда входили результаты анкетирования одноклассников, интернет –опрос по исследуемой теме, словарь терминов.
Своими впечатлениями о выступлении на конференции, Юля поделилась с одноклассниками: «В этом году я впервые выступала на конференции научного общества учащихся. Тема моего доклада: «Язык рекламы и его влияние на современный русский язык». Я решила в практической части своей работы провести опрос среди своих сверстников, пользователей Интернета, о том. как влияет язык рекламных объявлений на их лексикон. Я полагаю, что это особенно актуально в наше время. Проблема бескультурья речи остро стоит среди молодого поколения: ошибки в произношении слов, использование в речи слов-паразитов. Например, при проведении эксперимента по чистоте языка речевого носителя, подросток за 30 минут произнёс 27 слов-паразитов: «это» - 6 раз, «ну» - 11, «чё» -5, «типа» -1, «короче» -5 раз. Так почему же в наше время настолько упала планка образования? И почему речь так далека от идеала?» - задаёт вопрос Юля, и сама же отвечает: « Потому что большая часть молодого поколения пополняет свой словарный запас под влиянием средств массовой информации, в том числе и рекламы, которая не всегда придерживается норм правильного литературного произношения. Молодежь не желает читать не только ради своего же удовольствия, но и даже то, что им задают по школьной программе. А ведь это произведения наших великих классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и многих других – без знакомства с которыми невозможно стать культурным человеком».
Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы
Ученик 9 класса Мыктыбай Санжар , готовясь к городскому конкурсу исследовательских историко-краеведческих работ «Я шагаю по Семею» , увлекся творчеством поэта-земляка Николая Алексеева. В процессе работы над темой, учащемуся удалось собрать и обработать значительный по содержанию материал из литературного наследия автора и показать уникальные особенности его поэтического таланта. В результате юноша получил диплом за лучшую исследовательскую работу в номинации « Летопись родного края».
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

К ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»
ГУ « Отдел образования г.Семей ВКО»




Из опыта работы учителя
русского языка и литературы
Шпицер Надежды Александровны