конспект: «Психолого-педагогические основы воспитания детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 33 города Ставрополя»






«Психолого-педагогические основы
воспитания детей в специальной (коррекционной)
школе VIII вида»







Составила:
педагог – психолог
Н.А. Дзагкоева





г. Ставрополь, 2014г.
Воспитанность – это та ценность,
к которой должны стремиться люди.
Психологические основы воспитания учащихся
специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.
Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях.
В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

· совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств

· учета индивидуальных особенностей воспитанника

· условий и обстоятельств, проведения воспитательного процесса
Специальная коррекционная школа VIII вида готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно должны находится в центре внимания педагогов. 
Воспитательная работа пронизывает весь процесс обучения. Она имеет коррекционную направленность и оказывает корригирующее влияние на личность воспитанника.
Главная задача воспитательной работы школы VIII вида заключается во всестороннем развитии и коррекции дефектов развития детей с умственной отсталостью. Решение этой задачи осуществляется особыми приемами и методами воспитательного воздействия, трудового обучения и воспитания, а также в процессе изучения общеобразовательных предметов.
Воспитание и обучение умственно отсталого ребенка должны находиться в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.
Привитие учащимся школы VIII вида жизненно необходимых умений и навыков является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. ЗПР, нарушая адаптационные способности личности в значительной степени изменяет поведение человека.
«Психические аномалии, - утверждает    В.В. Королев, - являются не  прямой причиной социально-психологической деформации личности, а лишь почвой, которая благоприятствует ее возникновению. Они оказывают лишь опосредованное влияние, нарушая контакты ребенка со своими сверстниками и воспитателями, затрудняют нормальную трудовую и учебную деятельность, что в конечном счете вызывает противопоставление индивида окружающим, содействует становлению у него антиобщественных взглядов и установок».
      Иногда в основе внешне правильного поведения ребенка с диагнозом ЗПР, лежит только мотив подчинения. И наоборот, неправильный поступок совершается не всегда из плохих побуждений.
Причиной этих поступков может являться непонимание ситуации и межличностных отношений, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость, несдержанность, агрессивность, повышенная возбудимость нервной системы, или другие причины. В процессе общения с учащимся, причины поведения должны быть выявлены педагогом-психологом, для построения дальнейшей педагогической и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Исходная  установка   педагога,  ориентируется на потенциальную  социально-психологическую полноценность формируемой личности. Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и поведении следует воспитать достойным и равноправным членом общества.
Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания школьников, олигофренопедагогам, педагогам – психологам, воспитателям, работающим с детьми, необходимо хорошо знать особенности структуры дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.     
Важно учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности каждого ученика и с учетом этих данных, намечать как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к учащемуся.
В специальных (корекционных) школах формирование воспитанности учащихся требует создания максимально благоприятных для этого условий.
В условиях организации на базе образовательного учреждения разнообразных видов деятельности ребенок получает богатые впечатления о взаимоотношении в обществе, активно участвует в решении задач, стоящих перед индивидом и коллективом, и у него формируются потребности и характер человека, живущего интересами общества.
Нельзя говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива. Один из путей воспитания несовершеннолетнего это воспитание коллектива, к которому он принадлежит. Коллектив оказывает влияние на человека в целом. Это положение было выдвинуто Л.С. Выготским, который подчеркивал, что именно коллектив выступает на первое место как фактор коррекции недостатков психических функций у ребенка.
Коллективная деятельность создает наиболее благоприятные условия для воспитания и нравственного развития детей. В коллективе имеются широкие возможности для построения коммуникативных отношений, обеспечивается равноправное положение детей в межличностных отношениях, возможность самоутверждения.
Становление личности ребенка с ЗПР связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими и его собственная деятельность.
Воспитанность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
 У учащихся младших (I-V) классов по средствам воспитания формируется чувство уважения к старшим, чувство ответственности за дисциплину, успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного, чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и тд.
Не менее значимым является расширение временных рамок и содержания общения учащихся с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщение.
Но младших школьников нужно готовить и к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников, может воспользоваться следующими правилами:
Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям.
Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей.
Правило шестое: Учите детей не бояться выражать свои положительные эмоции.
У учащихся средних (IV-VI) классов формируется чувство коллективизма, дружбы, непримиримости к нечестности, несправедливости, лени. В этот период особенно важно воспитывать у мальчиков чувство уважения к девочкам, а у девочек чувство собственного достоинства и скромности. У младших подростков воспитывается чувство гордости за свой коллектив, школу, город, страну.
У старших подростков (VII-X классы) формируется чувство ответственности не только за свои дела  поступки, но и за поступки окружающих, всего коллектива.
 Особое место в работе с учащимися школы VIII вида занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Учащимся, обучающимся в специализированных образовательных учреждениях свойственна инертность, слабая подвижность мыслительных процессов, что ставит успех воспитания несовершеннолетних и формирования их привычек в зависимость от случайных отрицательных впечатлений.
Такие впечатления могут спровоцировать импульсивные поступки, которые в дальнейшем фиксируются в виде привычного способа реагирования на подобные ситуации. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, довольно велико, они могут служить основой возникновения других привычек.
 Патологические особенности эмоционально-волевой сферы могут быть и следствием неправильного отношения взрослых, входящих в зону ближайшего социального окружения и родителей к ребенку. В этом случае олигофренопедагог и психолог должны конкретно знать, где и с чьей стороны были допущены ошибки в воспитании ребенка, наметить перспективу психолого - педагогического воздействия.
Неправильное отношение к несовершеннолетним, имеющим разную степень умственной отсталости, часто выражается в том, что взрослые (родители, педагоги) видят в нем только «больного ребенка», который нуждается в помощи, постоянном контроле, неспособного к принятию самостоятельных решений и совершению поступков.
В результате такого отношения ребенок вырабатывает свою норму поведения: «я сам ничего не могу», «я ничего не хочу, не буду», что приводит к формированию иждивенческой позиции по отношению к ближайшему окружению.
Имеют место случаи, когда детей с диагнозом ЗПР, в семье воспринимают только как рабочую силу. Это формирует у ребенка отрицательное отношение к труду, неверие в свои силы и возможности, негативизм.
Целью воспитательной системы  специального (коррекционного)
образовательного учреждения VIII вида должно является создание условий для обеспечения успешной социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество детей с интеллектуальным недоразвитием.
В этой связи можно выделить основные задачи воспитательной системы:
1. Создание в образовательном учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
Выделение, осмысление и усвоение учащимися социально
одобряемых норм и правил поведения в обществе.
Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих
осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
Направления воспитательной системы:
*Здоровье.
Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствование собственного здоровья.
* Нравственность
Понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей
*Общение
Передача знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений
*Социум и право
Формирование знаний о праве, правовых нормах, как регуляторах поведения человека в обществе.
*Досуг
Проявление инициативы и самостоятельности, искренности и открытости, развития интереса к внеклассной работе.
*Ученическое соуправление.
Развитие самостоятельности учеников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
*Творческая лаборатория классных руководителей и воспитателей . Деятельность классных руководителей по совершенствованию своего профессионального мастерства
*Семья
Максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.
*Воспитанность
Интегрированный показатель сформированных отношений к учебе, природе, к себе и обществу.
  Л.С. Выготский в статье «На перекрестке советской и зарубежной педагогики” писал, что ближайшая цель, стоящая перед школой VIII вида, совпадает с ближайшей целью, которая поставлена перед массовой школой. Поэтому школа VIII вида  также стремится воспитать коллективиста, “дать самые необходимые для трудовой деятельности и культурной жизни навыки и знания и пробудить в детях живой интерес к окружающему».
В.П. Кащенко писал: «В основе воспитания должен лежать сердечный, любовный подход к ребенку. Чем ближе подошел воспитатель к ребенку, чем искреннее их взаимные отношения, тем надежнее фундамент воспитания”.
Показатели качества воспитания: 1. Социальный рейтинг образовательного учреждения. 2. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг. 3. Инновационные процессы в учебно-воспитательном компоненте. 4. Включенность личности несовершеннолетнего в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, в формы ценностного взаимодействия с субъектами социума). 5. Включенность личности ребенка в общественный разноуровневый процесс (общественные организации, объединения, органы самоуправления жизнедеятельностью сообщества детей и взрослых). 6. Включенность родителей в образовательный и воспитательный процессы (социально-ценностные игры, праздники, совместные виды деятельности). 7. Включенность государственных, общественных организаций, субъектов производственной сферы в процесс воспитания. 8. Социально-негативные явления в подростковой среде. 9. Показатель ориентированности содержания учебно-воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей. Среди воспитанников школы проводится диагностика уровня воспитанности с периодичностью один раз в полугодие.
В диагностическую программу изучения воспитанности обучающихся  входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств. Для каждого из них раскрыты основные проявления (отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе) по следующим критериям: 1) внешний вид; 2) манера общения, речь; 3) отношения с учителями и воспитателями; 4) отношения с воспитанниками; 5) дисциплинированность (в плане выполнения поручений); 6) отношение к школьному имуществу, труду других; 7) особенности поведения; 8) отношение к своим поступкам; 9) отношение к педагогическим воздействиям
Предполагаемая результативность диагностики:  1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, социализации личности учащегося, о самочувствии воспитанников школе  (внутренний комфорт), о результатах процесса воспитания. 2. Фиксация происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития личности. 3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося. 4. Выявление воспитывающего потенциала воспитательных программ школы. 5. Эффективное целеполагание, планирование, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности. 6. Корректировка воспитательного процесса, программ и планов работы школы.
В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

· передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

· непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

· организацию жизни и деятельности воспитанника;

· создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.














Приложение 1.

Опросник
«Факторы, влиявшие на уровень развития воспитанности»

1. Кто повлиял бы на твой уровень воспитанности (нужное подчеркнуть):
а) родители (мама, папа);
б) учитель;
в) друзья;
г) ____________________(кто то другой).
2. Чей образец поведения повлиял бы на твой уровень воспитанности (нужное подчеркните, впишите имя):
а) кумира ________________________________________________
б) литературного героя _____________________________________
в) героя фильма ___________________________________________
г) библейский _____________________________________________
д) собирательный ___________________________ (кого, перечисли)
3. На мой уровень развития воспитанности влияет (нужное подчеркните):
а) политика страны;
б) экономика страны;
в) экология;
г) отношения между людьми;
д) фильмы;
е) музыка;
ж) ______________ (что?)





Приложение 2.
Выявление коммуникативных  склонностей воспитанников. 
Цель: выявление коммуникативной развитости воспитанника 1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения? 2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой? 4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного? 5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня? 7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из –за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты? 15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе? 16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания? 19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Приложение 3.
Изучение социализированности  личности воспитанника
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности. 1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей. 2. Считаю, что всегда надо чем – то отличаться от других. 3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха. 4. Я умею прощать людей. 5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав. 8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни. 9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 12. Мне нравится помогать другим. 13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 16. Переживаю неприятности других, как свои. 17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. 18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. 19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.








Приложение 4.

«Изучение эффективности воспитательных средств»
Цель: изучить эффективность воспитательных средств. 1. Общешкольные дела 2. Классные дела. 3. Взаимоотношения с учителями 4. Взаимоотношения в классе. 5. Взаимоотношения с родителями. 6. Занятия в кружке, секции или другом объединении по интересам. 7. Обстановка в классе. 8. Пример родителей. 9. Пример педагогов. 10. Отношение к Вам Ваших товарищей. 11. Ваше увлечение в свободное время.













Приложение 5.

Тест: «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)

 Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. 
 
ФИО.
класс


Утверждение
Оценка (позитивная или негативная)

1
Хорошая жизнь это ...
 

2
Быть человеком значит ...
 

3
Самое главное в жизни ...
 

4
Нельзя прожить жизнь ...
 

5
Чтобы иметь друзей, надо ...
 

6
В хорошей школе ...
 

7
Когда есть свободное время, я ...
 

8
Музыка нужна, так как ...
 

9
Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...
 

Вывод:






















Приложение 6.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Связь теории воспитания с другими науками

Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, жизненными потребностями и достижениями научно-технического прогресса, возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников.
Максимально эффективное использование достижений других наук, позволяет повысить эффективность воспитательного процесса в учебном учреждении.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Виды и влияние в воспитании

Влияние в воспитании – форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Механизмы воздействия в воспитании

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Принципы воспитания

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Методы воспитания
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Семейное

По месту жительства

Конфессиональное
(религиозное)

Воспитание в специальных учебных заведениях

Школьное

Трудовое

Внешкольное

Авторитарное

Умственное

Свободное

Физическое

Демократическое

Идейно -политическое

Нравственное


Эстетическое


Экологическое

Правовое

Патриотическое


Интернациональное

Гражданское

Экономическое

по формам

по объектам воспитания

по
содержа-нию

по
отношению воспитатель воспитуемый

Виды воспитания




ВОСПИТАНИЕ

Политология

Философия и социология

Физиология

Этнология

Исторические
науки

Экономические науки

Психология

Индивидуально – специфическое влияние воспитателя

Функционально- ролевое влияние воспитателя


НЕНАПРАВЛЕННОЕ




НАПРАВЛЕННОЕ



Прямое
воздействие



Косвенное воздействие



ВЛИЯНИЕ
В ВОСПИТАНИИ

УБЕЖДЕНИЕ
---
Логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учеников в процессе воспитания

ВНУШЕНИЕ
---
Механизм воздействия воспитателя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии, деятельность мышления ослабевает и работает только на восприятие и запоминание

ПОДРАЖАНИЕ

Способ усвоения традиций общества, механизм сознательного и бессознательного воспроизведения учащимися опыта учителя, его манер, действий, поведения, движений

ЗАРАЖЕНИЕ

Общественно – психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя (воспитателя) в условиях непосредственного контакта с ним.



ВОСПИТАНИЕ

Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании

Воспитание учащихся
в группе и через коллектив


Воспитание в процессе деятельности

Опора на положительные качества личности учащегося и группы

Единство, согласованность, преемственность в воспитании

Сочетание высокой требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства

Система
основных принципов воспитания

Система
основных методов воспитания



УПРАЖНЕНИЕ


УБЕЖДЕНИЕ


СОРЕВНОВАНИЕ


ПРИМЕР



ПРИНУЖДЕНИЕ


ПООЩРЕНИЕ



15