Статья “Роль проблемного обучения в формировании активной деятельности обучающихся на занятиях учебной практике”
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»
«Роль проблемного обучения в формировании активной деятельности обучающегося на занятиях учебной практики»
Подготовила: В.А.Хоменок,
мастер производственного обучения
ОГАПОУ «Шебекинский агротехнический ремесленный
техникум»
Шебекино, 2016
“Роль проблемного обучения в формировании активной деятельности
обучающихся на занятиях учебной практике”То, что мы знаем – ограниченно, а то, что мы не знаем – бесконечно.
П. Лаплас
В третьем тысячелетии мы вступили в эпоху, которая называется “информационной эпохой”. Это означает то, что теперь самым важным продуктом считается информация, с которой мы должны научиться работать: искать, обрабатывать, хранить.
Поэтому профессиональное образование ставит такую проблему – подготовить обучающихся к жизни и профессиональной деятельности в информационной высокоразвитой среде, получить образование с использованием современных информационных технологий обучения.
В настоящее время профессия «Мастер общестроительных работ» одна из немногих инновационных и востребованных на рынке профессий, делающая обучающихся современными, приближенными к жизни и запросам общества.
Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у выпускников присущие им качества (этические, интеллектуальные и другие), они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения обучающийся может лишь с помощью грамотного, творчески работающего мастера.
Задачей мастера производственного обучения на занятиях по учебной практике является формирование у обучающихся информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном профессиональном образовании, которое носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.
Теоретические основы проблемного обучения
При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложится на мастера, нагрузка обучающихся минимальна в плане учебной деятельности. Мастер производственного обучения при такой методике преподавания играет роль “Умельца”, то есть он передает опыт работы, который он знает, не давая возможность обучающимся самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Другими словами, обучающиеся приходят на занятия, чтобы получить весь готовый материал, не прилагая усилий на его поиск, обработку. Они при такой методике проведения занятий затрудняются в будущем времени искать, добывать какие – то знания самостоятельно, затрудняются самостоятельно делать выводы, доказывать свою точку зрения, другими словами, “не умеют работать” с информацией.
Такой методики преподавания изучаемого предмета недостаточно для более качественного усвоения материала. Приходится искать какую – то новую методику преподавания, более новые методы, средства, более совершенную, чем традиционная методика преподавания, какую – либо из развивающих, личностно – ориентированных технологий обучения, технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности обучающихся. Одна из таких технологий обучения – это проблемное обучение.
Проблемное обучение – система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Проблемное обучение возникло в истории педагогики как реакция на схоластические методы обучения, как ответ на систему методов, использующих в качестве основных тренировку и запоминание без понимания усваиваемого учебного материала. В истории педагогики Проблемное обучение имело различные названия – сократический метод обучения (по имени древнегреческого философа Сократа), эвристический метод обучения, исследовательское обучение и другие.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством мастера проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что – то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.
Сама проблема идет впереди знаний обучающихся, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят межпредметный характер.
По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:
1. проблемное изложение, при котором сам мастер производственного обучения ставит проблему и находит ее решение;
2. проблемная ситуация, при которой мастер производственного обучения ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с обучающимися;
3. творческое обучение, предполагающее активное участие обучающихся в формулировании проблемы и поиска ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно – исследовательских и научных работ.
Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения.
К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемного обучения на занятии идет с существенными “пробелами”. Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых понятий, явлений. Казалось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у обучающихся составляющих интеллектуальной сферы.
В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации - высказывание предположения в ответ на проблемный вопрос – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения.
Обучающиеся при постановке проблемы сначала обсуждают, что они уже знают. Дальше пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить проблему.
В проблемной ситуации важно четко сформулировать цели, конкретный результат. При продвижении к нему на каждом этапе также ясно представляется промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с продвижением к конечному результату, то переосмысливается цель деятельности на этом промежутке. Если она не отвергается при сопоставлении с полученным результатом, то корректируется общая цель и соответственно ожидается иной конечный результат.
Если корректировка общей цели неприемлема, то деятельность на этом промежутке признается ошибочной и выправляется на первый шаг продвижения к конечному результату.
Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:
· мастер подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
· сталкивает противоречия практической деятельности;
· излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
· предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;
· побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;· ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
· определяет проблемные теоретические и практические задания;
· ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Общим условием успешности проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство мастера производственного обучения, при котором он создает такую проблемную ситуацию и такой степени трудности, которая соответствует познавательным возможностям обучающихся и организации познавательной активности каждого обучающегося.
Для достижения поставленной цели развития обучающихся, вооружения их глубокими и прочными знаниями через проблемное обучение мастер должен применять эту технологию целенаправленно и систематически.
Проблемное обучение – более трудная деятельность для мастера производственного обучения и обучающихся, чем работа с готовыми заданиями, материалами. Но если эта система, система проблемного обучения, выстроена, то она окупит себя многократно.
Мастер производственного обучения, применяя проблемное обучение, видит, как меняется учебная обстановка на занятии, как обучающиеся заинтересованно работают при поиске решения, начинают учиться рассуждать самостоятельно, саморазвиваются.
Имеются результаты работы исследований психологов, где обучающихся обучали разными методами: методами с готовыми материалами, заданиями, с одной стороны, и методами проблемного обучения – с другой.
Результаты таковы:
1. На начальном этапе усвоение знаний, умений и навыков происходит быстрее, если даются готовые задания и готовые приемы работы с ними;
2. На последующих этапах, когда приходится решать новые задачи и от обучающегося требуется умение переноса знаний, умений и навыков, то преимущество переходит на ту сторону, где обучающихся обучали с помощью технологии проблемного обучения.
Заключение.
В своей статье, я выполнила поставленные цели, а именно рассмотрела проблему «проблемного обучения» обучающихся, а также какие методы активного обучения необходимо применять мастеру производственного обучения в своей деятельности.
На мой взгляд, характерной особенностью совершенствования форм обучения является стремление мастера производственного обучения к применению разнообразных приемов и методов при проведении вводного инструктажа на занятиях учебной практике в общей системе изучения определенного раздела или темы. Причем у наиболее опытных мастеров производственного обучения больше возможностей, т.к. у них складывается свой методический почерк, который позволяет им максимально раскрыть сильные стороны своего мастерства и за счет разнообразия форм активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Таким образом, правильный выбор места и времени применения того или иного метода активного обучения позволяет достигнуть совокупного обучающего эффекта, чего, разумеется, нельзя получить при использовании простых методов обучения.