Выступление на педагогических чтениях Виды текстов и приёмы работы с текстами на уроках биологии.


Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Тейская средняя общеобразовательная школа №3»
Северо-Енисейский район Красноярский край
Виды     текстов     и      приёмы     работы    стекстами  на уроках биологии.
Валентина Петровна Загороднюк,
учитель биологии
МКОУ ТСОШ №3,
высшая квалификационная категория,
663293, р.п.Тея Северо-Енисейского района Красноярского края,
ул. 50 лет Октября, 12 В кв. 7,
конт.тел.(39160)23-1-23
Текст: что такое, его особенности, этапы чтения текста.
    Текст,  в общем понимании (с т. зр. семиотики – науки о знаках), это любая последовательность знаковых единиц, несущих информацию (это может быть и картина).
   С точки зрения лингвистики под текстом понимается результат речевой деятельности, который характеризуется некоторыми признаками.  Вот некоторые из них:
        относительно законченное высказывание (есть начало и конец);
        наличие заголовка, передающего тему;
        смысловая цельность, логическая связанность;
        членимость текста, т.е. выделение смысловых частей, абзацев, микротем;
        последовательное чередование новой  информации (Ремы) и старой информации   (Темы).
    Каковы этапы в чтении текста?
   Во-первых, происходит  восприятие текста, т.е. чтение текста полностью (без пропусков) с внимательным разбором каждой сноски, научного понятия; рассматривание с позиций «Рема - Тема» с выделением содержательных признаков информации; определение проблемы и идеи текста («Рема»-новая информация; «Тема»-старая информация).
   Затем в ходе этапа декодирования и понимания осуществляется восстановление (перевод) информации из определённых знаков, символов на русский язык и осмысленное восприятие этой новой информации.
   На завершающем этапе оценки информации выделяется главное и второстепенное, выстраиваются причинно-следственные отношения и выбирается оптимальный путь запоминания информации.
      Рассмотрим  приёмы работы с текстами на примере преподавания курса биологии. Предлагаю некоторые находки из моей педагогической копилки.
Виды     текстов     и      приёмы     работы    с     текстами  на уроках биологии.
Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или  группы учащихся. (пример далее)
Таблица, схема, рисунок, опорный конспект  как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую.Таблица, схема, кластер, информационный лист как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
Тест как разновидность текста с ошибочными суждениями и требующий не только  статистической фиксации ошибочных суждений, но и  коррекции содержания (обоснования выбора правильного  решения).
Текст как  основа для формулирования заданий в тестовой форме (части А, В, С) с созданием эталонов ответов (на примере художественных произведений авторов). (пример далее)
Работа с текстом с позиций формирования критического мышления (приёмы    «Ключевые термины», «Перепутанные логические цепи», «Знаю-Узнал»,  позволяющие критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными;  составление вопросов к тексту по его содержанию).
Текст  как  основа для формулирования заданий в тестовой форме. (смотри приложение)
       Более подробно остановлюсь на применении тестирования в процессе работы с текстом. Прежде всего, необходимо соблюдать единые требования к составу тестовых заданий, а именно:
наличие инструкции – алгоритма действий  ученика;
наличие текста заданий для ученика (это либо вопрос, либо разъяснение);
наличие эталона правильных ответов у учителя.
      Использование тематического текста  для  создания   тестовых заданий различных видов  должно   происходить с учётом техники чтения учеников, т.е. при подборе текста строго просчитывается его объём (количество знаков или слов). Учитель должен владеть информацией о скорости чтения школьников  на каждой ступени обучения (в среднем 100-150 слов/мин). Временные рамки выполнения тестовых заданий также ограничены: 
    на задание с выбором одного ответа   (часть А) базового уровня сложности отводится   1 минута, повышенного уровня сложности –  2 минуты;
    задание на соответствие, определение последовательности, с выбором нескольких ответов (часть В) – до 5 минут;
    задание повышенного или высокого уровня сложности на формулирование краткого или развёрнутого ответа, с текстом из пяти тестов – альтернатива с обоснованием выбора ответа,  с использованием текста или рисунка (часть С) предполагает работу в течение 10 – 20 минут.
Работа с текстом с позиций формирования критического мышления.
 1. Приём «Ключевые термины».
 Есть уроки терминологически насыщенные. Заранее из текста учитель выбирает несколько (4-5) ключевых слов, выписывает их на доску (или помещает их в словаре терминов).   
  Группа или пары в течение 3-5 минут дают общую трактовку этих слов, предполагают применение этих терминов в конкретном  естественнонаучном тексте.
  Придя к единой трактовке смысла и применения терминов, группе предлагается обратить внимание на них в процессе изучения темы с целью проверки правильности употребления предложенных  ключевых слов.
  Возможно оформление записи в виде мини-таблицы:
Название термина Мое понимание термина Научная трактовка термина
 
 
2. Приём «Перепутанные логические цепи.
   Учитель выбирает 5-6 событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяет их в произвольном порядке (либо записав их на доске, но лучше записав на отдельном листе и разместив на доске).Группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к более единому мнению.
   После чего учитель просит детей при изучении материала  обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных  предположений.
  Этот прием неплохо используется при изучении циклов развития растений, животных, митоза,  мейоза, особенно при наличии динамических пособий. (Смотри приложение)
 
 3.  Приём  «Знаем. Хотим узнать. Узнали.  (З-Х-У)».
   Этот прием  «З-Х-У»  применим для чтения (прослушивания лекции) на протяжении одного урока.
   Доска (большой  лист бумаги) делится на три графы:
              «ЗНАЕМ»,          «ХОТИМ   УЗНАТЬ»,        «УЗНАЛИ».
    Учащиеся эту работу выполняют в тетрадях .Объявляется тема. Выясняется, что учащиеся по этой теме уже знают. В ходе обсуждения выясняются главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. В первое время учащимся можно предлагать план разговора по  выбранной  теме. Эти  сведения заносятся учителем и учениками в 1-ую графу. Предложенные сведения, идеи можно также группировать по категориям.
  Наверняка у учеников возникнут сомнения. Спорные идеи, вопросы заносятся во вторую графу. Учащиеся могут дополнить этот список (сами или по просьбе учителя): что ещё они хотят узнать по данной теме.
   Ещё раз обсудив вопросы, нацелив учащихся на чтение текста (или прослушивание лекции), предлагается читать текст и сравнивать, что ученики знали раньше, с информацией, полученной в ходе самостоятельной работы.  
Если же остались вопросы без ответа, то это толчок к новому витку «З-Х-У». (Смотри приложение)
       Умению читать текст и понимать его человек учится всю жизнь. Это сложное интегрированное умение. Предложенные приёмы работы с текстом  способствуют формированию читательской компетентности учащихся, что непременно поможет ученику в выборе правильных ответов и при выполнении заданий тестового характера (например, в ходе итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ), и в оперативном решении жизненных проблем социальной и профессиональной направленности.
 
Литература:
Большаков А.П. Занимательные факты и тесты/-СПб: Паритет 2000.
Красновидова С. С. Общая биология. 10-11 кл. дидакт. Материалы/М.: Просвещение,2002.
Рохлов В.С..Дидактический материал по биологии. Человек :кн. для учителя/-М. Просвещение,2007.
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М.: Просвещение, 1998, с. 58.
Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М.: Просвещение, 1993, с. 94.
Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987, с. 58.
Методика обучения ботанике.// под редакцией Н.В. Падалко и В.Н. Федоровой. – М.: Просвещение, 1982.
Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.: Просвещение, 1987, с. 32.
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996, с. 73.
Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. - М.: Просвещение, 1989, с. 37.
Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001, с. 103.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. - М.:, Просвещение, 1989,с. 27.