«Проект урока деятельностной направленности по формированию УУД учащихся 5а класса по теме « Моделирование фартука »


Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Проект урока деятельностной направленности по формированию УУД учащихся
5а класса
по теме « Моделирование фартука »
Выполнил: Васильева Алла Анатольевна
Новокузнецк, 2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД УЧАЩИХСЯ
Предмет технология
Тема урока: Моделирование фартука
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся действий необходимых для моделирования фартука.
Образовательная цель: формирование понятия о моделировании; изучить детали фартука, правила моделирования, научить моделировать фартук в соответствии с выбранной моделью, познакомить с профессией модельер.
Формирование УУД:
Личностные действия: научатся анализировать, сравнивать, обобщать, использовать фантазии, воображения при выполнении учебных действий; оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.
Регулятивные действия: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; анализировать познавательные объекты; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с технологией; выполнять сравнение, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Познавательные действия: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, выбирать наиболее удобную для себя форму, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера;
Коммуникативные действия: участвовать в диалоге (учитель-ученик, ученик-ученик), критично относиться к своему мнению, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Технологическая карта урока
Действия учителя Действия
обучающихся Доска и
оборудование Формируемые
УУД
Организационный момент (1-2 минуты)
Приветствие учеников
проверка явки обучающихся
проверка готовности обучающихся к уроку
настрой обучающихся на работу
доведение до учащихся плана урока
Приветствуют учителя,
визуально контролируют свою готовность к уроку
- рассаживаются на рабочие места
дежурный отмечает отсутствующих.
Дата
Эпиграф к уроку: «Человек по натуре своей - художник.
Он всюду, так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду»
М. Горький
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Актуализация знаний (4-5 минут)
Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.
Ой, я забыла из каких деталей состоит фартук?
Спасибо, напомнили мне.
А какая деталь фартука имеет форму квадрата?
Молодцы!
Учитель составляет на доске из геометрических фигур (треугольник) нестандартный фартук. -Отвечают на вопросы,
-рассуждают,
- приводят примеры
Слайд № 1 (чертеж фартука)
Геометрические фигуры
Модель фартука из треугольников Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод; способность к рассуждению
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, группой.
Познавательные:
умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Вопрос: что необходимо сделать, чтобы получить данную модель?
Каких знаний вам не хватает? Определяют, что должны знать и уметь
Геометрические фигуры
Модель придуманного фартука Познавательные: преобразовывать полученную информацию
Личностные: построение логических рассуждений
Коммуникативные: выражение своих мыслей
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
(15 минут)
Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.
Прошу вас организоваться в группы: с кем бы вы хотели вместе работать на уроке.
Перед вами модели фартуков. (слайд № 2)
Посмотрите на них внимательно и найдите сходства и отличия и запишите их в таблицу, учитывая вопросы помощники (слайд № 3)
Мы видим модели совершенно разные.
Скажите, а кто занимается созданием моделей одежды? Да, совершенно верно, модельеры- они создают модели одежды. Какая необходимость модельерам придумывать новые модели одежды? Учитель обращает внимание детей на эпиграф, написанный на доске.
Каких модельеров вы знаете? Я назову 2-х. (слайд № 4) В. Зайцев; (слайд № 5) В. Юдашкин.
А к следующему уроку вы подготовите сообщения о других.
Итак. Как вы думаете о чём же пойдёт речь на нашем уроке? Правильно, именно модельеры занимаются моделированием одежды и тема нашего урока моделирование фартука. ( На доске записать тему) (слайд № 6)
В тетрадях записать определение: (слайд №7). Моделирование-изменение выкройки в соответствии с выбранной моделью.
-Отвечают на вопросы;
-выбирают оптимальные решения;
-фиксируют тему урока в тетрадь;
-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов (письменно и устно)
Слайды № 2 – 8
Тема урока, сформулированная вместе с обучающимися
Термин «модельер», «моделирование»
Личностные: построение логических рассуждений
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений
Регулятивные: планирование последовательных действий
Первичное закрепление (10-15 минут)
Наш фартук состоит из частей? Катя? Настя?
Работа в группах. Сейчас, перед тем, как приступить к моделированию, каждая группа должна соотнести детали фартука. (слайд № 8). Задание: из предложенных геометрических фигур, учитывая их формы, цвет создать фартук; приклеить в тетрадь. Обоснуйте, почему так.
Молодцы, вы правильно соотнесли части фартука по принципу моделирования. Работают в группах по примеру;
выбирают оптимальные решения, обосновывают свой выбор;
проговаривают вслух этапы создания новой модели;
приклеивают готовую модель фартука в тетрадь.
Слайд № 8
Геометрические фигуры
Цветовой круг Личностные: построение логических рассуждений
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений
Регулятивные: планирование последовательных действий
Практическая работа.
Самоанализ и самоконтроль. (20 минут)
Итак, переходим к моделированию. Будем работать с ножницами, поэтому вспомним правила ТБ. (слайд № 9)
Существует три способа моделирования: (слайд № 10)
1.Изменение геометрических форм и размеров деталей фартука (слайд №11)
2.Применение отделки (слайд №12)
3.Моделирование цветом.
Инструктаж по выполнению практической части.
Сегодня мы с вами находимся в доме моды города Новокузнецка и вы все модельеры, пришли не на урок, а на рабочее место. Итак, приступаем к работе. Перед вами модели фартуков. Рассмотрим (слайд №13) модель №1 (фартук с частями под углом). Показываю, объясняю, моделируем.
Переходим (слайд №14) к модели №2. Уважаемые модельеры, ваша задача провести моделирование этой модели самостоятельно по инструкционным картам. -Формирование безопасной работы;
-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.
Слайды № 9-14
Геометрические фигуры
Цветовой круг Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Регулятивные:
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.
Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, используя таблицу вопросов и терминов (слайд №15) и спросим друг друга. Я начну. Хочу спросить Асю: Какие детали фартука мы моделировали на уроке? Спасибо, я удовлетворена ответом. Ася, ваша группа спрашивает. Девочки, достаточно.
Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. И я, думаю, вас можно предложить в команду Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина. - Рассуждают;
- отвечают на вопросы;
- дают самооценку результатам своей работы.
Слайд № 15
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод; способность к рассуждению
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем, группой.
Познавательные:
умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Рефлексия деятельности учащихся (3-4 минуты)
А теперь, поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Обучающиеся высказывают свое мнение.
Заготовленные фразы:
было интересно…
было трудно…
теперь я могу…
я научилась…
меня удивило…
мне захотелось…
Личностные: умение излагать свои мысли, делать вывод; способность к рассуждению, проводить самооценку
Коммуникативные: умение слушать.
Итог урока (5-7 минут)
Молодцы! Вижу все справились с заданием. А теперь оценим ваши практические работы. Работают в парах. Оценивают по предложенным критериям.
Давайте посмотрим, какие же оценки получили, например, Галина и Алёна. Хорошо, вы оценили друг друга правильно.
Сообщает о достижении цели занятия. -Проводят самооценку и взаимооценку работ;
-определяют качество выполненной работы;
-рассказывают, слушают;
-выставляют отметки в дневники.
Критерии оценки практической работы. Личностные: формирование эстетического вкуса.
Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.
Регулятивные: оценка выполненной работы.Познавательные: выводы о проделанной работыПостановка домашнего задания (3-5 минут)
На этом урок закончим и запишем домашнее задание: найти сообщения о модельерах или пословицы, поговорки о труде.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
Обучающиеся
слушают и записывают домашнее задание в дневниках.
Домашнее задание Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности