Урок по теме признаки делимости на 10,5,2, (5 класс)

Урок по теме "Признаки делимости на 10, 5, 2".
Цель:
1) выявить и доказать признаки делимости на 2, 5, 10, сформировать способность к их использованию для решения задач; повторить и закрепить свойства делимости;
2) тренировать вычислительные навыки. 
Тип урока: урок изучения нового материала и первичное применение полученных знаний.
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
3.Изучение нового материала
4.Закрепление нового материала
5.Самостоятельная работа учащихся
6.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания
Ход урока:
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
2. Актуализация знаний: Устный счет.
 
КРОССВОРД. (изображен на доске)
По горизонтали:
А) 452 : 2  В) 585 : 5  Б) 10100 : 10  Г) 2036 : 2 Д) 100050 : 10 Е) 134 : 2 Ж) 1050 : 5 З) 1208 : 2
По вертикали:
Б) 5555 : 5  К) 83590 : 10 И) 84021432 : 2
3. Изучение нового материала.
У: - Ребята, скажите, что общего в этих примерах? Д: - Примеры на деление. У: - Вы верно заметили! Молодцы! Примеры на деление на 2, 5 и 10. И это неслучайно:
Итак, записываем тему урока: Признаки делимости на 10,на 5 и на 2.
-Ребята, какая у нас сегодня цель урока?  Учебная задача: найти способы быстрого определения деления чисел на 2, 5,10.
Затем делятся на 3 группы (1группе – признак деления на 10; 2 группе – признак деления на 5; 3 группе – признак деления на 2)
У: - Признак! Какой корень у этого слова? Д: - Знак. У: - Верно! Это значит, число должно подавать нам знак, рассказывая, на что оно делится. Вспомните, какой знак подает число, если оно делится нацело на 10, на 5, на 2?
1 группа: Д: - Число заканчивается нулем. У: - Приведите примеры чисел, которые делятся нацело на 10.
Дети приводят примеры чисел, желательно, чтобы это были числа не только двухзначные.
У: - А какие числа не делятся нацело на 10? Д: - Числа, не оканчивающиеся нулем.
(Могут назвать конкретные числа, тогда попросить обобщить эти примеры.)
 У: - А теперь попробуем перевести эти два предложения на математический язык.
И в этом нам поможет новый математический знак:
< = >
Называется он “ РАВНОСИЛЬНО”.
Ребята записывают этот знак и его расшифровку в тетрадь.
Учитель вывешивает карточку-плакат с этим знаком на доску.
У: - А на русский язык переводится этот знак “В ТОМ И ТОЛЬКО ТОМ СЛУЧАЕ”
Учитель вывешивает плакат с этими словами на доску рядом со знаком равносильности. И предлагает ребятам перевод признака делимости чисел на 10 с помощью математического языка.
А : 10 < = > * * * * * 0
Учитель читает математическое предложение, дети повторяют и записывают в тетрадь.
Число А делится на число 10 в том и только в том случае, если его последняя цифра оканчивается на 0
2 группа:
Учитель предлагает ребятам перевод признака делимости чисел на 5 с помощью математического языка.
А : 5 < = > * * * * * 0 и 5
Учитель читает математическое предложение, дети повторяют и записывают в тетрадь.
Число А делится на число 5 в том и только в том случае, если его последняя цифра оканчивается на 0 или 5
3 группа
Учитель предлагает ребятам перевод признака делимости чисел на 2 с помощью математического языка
А : 2 < = > * * * * * 0,2,4,6
Учитель читает математическое предложение, дети повторяют и записывают в тетрадь.
Число А делится на число 2 в том и только в том случае, если его последняя цифра четная
Закрепление изученного материала:
1)Как вы думаете, какие из чисел делятся на 10? (34560, 30346, 42650, 65403,65540)
2) Можете ли вы, не выполняя деления, доказать, что 34560,42650,65540 Кратны числу 10?
3) Какие числа будут делиться на 5?(48732,54270,30876,84785)
4) Какие числа делятся на 2? (36,87,481,708,885,594)
Работа по учебнику № 537
Физкультминутка.
Самостоятельная работа учащихся
1 вариант
2 вариант

1.  Из чисел 12, 15, 0, 4, 40, 2835, 4790, 8638, 10451. Выпишите те, которые: делятся на 10, на 5, на 2.
2. Верно ли, что 82901 делится на 10? Доказать.
1. Из чисел 25, 16, 34, 0, 65, 90, 29035, 8370, 43564. Выпишите те, которые: делятся на 10, на 5, на 2.
2. Верно ли, что 82900 делится на 10? Доказать.

Итог урока
– Что нового узнали? (Мы узнали признаки делимости на 2, на 5, на 10.)
– Для чего нужны признаки делимости? (Чтобы по виду числа, не выполняя деления определить, делится ли число на 2, на 5 или на 10.)
– С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
Ребята, как вы думаете, где в жизни можно применить признаки делимости?
Знание признаков делимости чисел можно использовать не только в математике, но и в жизни. Например, когда нам нужно определить, можно ли распределить некоторое количество предметов   на равные группы: разложить карандаши поровну в несколько коробок, разложить поровну конфеты в подарочные пакеты и т.д.

Домашнее задание стр.113 параграф 1(знать признак делимости) №530,№538










Рисунок 115