Конспект урока по литературному чтению Русалочка Х.К. Андерсен
Урок 9
Предмет: Литературное чтение Дата:
Тема: . X. К. Андерсен «Русалочка»;
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Предметные задачи: Читать осмысленно, бегло, правильно и выразительно. Развивать воссоздающее воображение. Расширять словарный запас.
Расширять читательский кругозор. Прогнозировать содержание читаемого.Характеризовать персонажей.Сравнивать персонажей.
Выявлять мотивацию поступков персонажей.Обосновывать ответ ссылкой на текст.Цитировать.Оперировать опорными словами.
Выделять эпизод.Выявлять кульминацию.Находить в тексте сравнения и осознавать их роль.
Метапредметные задачи:
– Развивать эмоциональную сферу. (Л.)
– Формировать рефлексию. (Л.)
– Принимать и выполнять учебную задачу. (Р.)
– Прогнозировать. (Р.)
– Развивать способность к самоконтролю. (Р.)
– Ориентироваться в тексте. (П-1.)
– Выделять главное. (П-1.)
– Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)
– Сравнивать персонажей. (П-2.)
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)
– Аргументировать своё мнение. (К.)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Мотивация к учебной деятельности
- Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. Я надеюсь на вашу плодотворную работу.
-Ребята, кто из вас был на море?
-А кто из вас хотел бы побывать на море?
- Почему вам туда хочется?
-Каким вы себе представляете море?
--Каким вы себе представляете подводный мир?
- Ребята, можно ли находясь в классе побывать на море и увидеть подводный мир?
- Как это возможно?
- Действительно, художники, композиторы, писатели нам могут помочь побывать на море, не покидая класса.
Сегодня на уроке мы сможем увидеть море благодаря великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену.
Я думаю, вам будет интересно узнать кое - что из биографии и творчестве
Анализ задач урока
Отвечают на вопросы, стараются представить море.
( большое, синее, с большими волнами)
(Посмотреть фильм, послушать музыкальное произведение, прочитать художественное произведение, посмотреть слайды, фотографии.)
Актуализация опорных знаний
- Сейчас мы посмотрим презентацию об этом человеке. После просмотра каждая группа должна будет составить несколько вопросов для викторины о великом сказочнике и задать их своим соседям.
Словесная оценка работы детей.
- Ребята вы молодцы, внимательно просмотрели презентацию и составили вопросы.
Учитель раздает карточки с кроссвордом.
-А читали ли вы сказки этого писателя?
-У вас на партах кроссворд, составленный по его сказкам. Вспомните сказки и попробуйте разгадать кроссворд. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете ключевое слово.
- Какое слово у вас получилось? (Русалочка)
-Что вы знаете о русалках?
- Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.
Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретёт ли его Русалочка бессмертную душу.
-Прежде чем мы начнём читать сказку, поиграем в игру «Море волнуется» и отдохнём.
Просматривают слайды, запоминают.
Анализируют появляющиеся изображения.
Наблюдают.
Дети в группах составляют вопросы для викторины, обдумывают их, выбирают лучшие, задают соседним группам и отвечают на поставленные вопросы.
Дети разгадывают кроссворд, вспоминают ранее прочитанные сказки, находят ключевое слово.
Постановка целей
Какова цель нашей учебной деятельности
Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способа действия.
Самостоятельная работа
В сказке вам встретятся слова, которые мы в своей повседневной речи используем редко. Уточним их значение. На партах у вас карточки. Соотнесите слово с их значением. Организует чтение и анализ 1 части сказки.
- Прочитаем 1 часть сказки (до слов « Когда вам исполнится 15 лет) до стр. 46
Читают слова и находят их значение.
Читают 1 часть сказки вслух и слушают.
Физминутка
Первичное закрепление
- Где разворачивается действие сказки?
-Какие чувства у вас вызвало начало сказки?
- Как автор описывает морское царство?
-Сколько сестёр было у Русалочки?
-Как автор описывает Русалочку? Какая она?
- О чём мечтала Русалочка?
-Когда Русалочке разрешили всплыть на поверхность?
-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом?
Отвечают на вопросы, анализируют сказку, делают выводы.
Контроль, самоконтроль
Достигли новой цели?
Что нам в этом помогло?
Рефлексивный анализ
- Захотелось ли вам дочитать сказку?
- Сумели ли вы мысленно побывать на море и морском дне?
- Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения:
- Я узнал(а)
- Больше всего мне
-Я обязательно
- Я могу свою работу на уроке оценить на...
Анализируют и оценивают работу на уроке. Представляют оценку своей работы классу и учителю.
д/з
- Прочитайте 2 часть сказки и составьте словесные картинки.
Стр. 41-46 . Дома дети с целью подготовки к выразительному чтению перечитывают то, что читали на уроке, и выполняют задания тетради:
1 и 2 (с. 17), 3–5 (с. 20–21).
Слушают и записывают задание на дом.
(Справочный материал
ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
(1805–1875)
Давно, около ста пятидесяти лет назад, в Шотландии, в одной маленькой гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к ней записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» – и отнёс тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким необычным адресом и доставила её забывчивому путешественнику. Это стало возможным потому, что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека.Когда, более двухсот лет назад сын прачки и сапожника появился на свет в маленьком датском городке Оденсе, гадалка зала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло, но не так просто и быстро, как бы хотелось.
Мальчик посещал школу для бедняков. Он часто слушал народные легенды и сказки. Уже в детстве Андерсен писал стихи, трагедии, пел и декламировал.
В 14 лет, после смерти отца, Андерсен отправился в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актёром. Там он учился в гимназии,
позже – в университете, работал статистом, танцором, певцом, брал уроки у итальянского певца. Великий сказочник Андерсен вовсе не хотел стать сказочником и вообще писателем. Он хотел стать актёром, танцевать и петь на сцене, декламировать стихи. Причём всё это у него неплохо полу-
чалось, и знать города Оденсе с интересом смотрела на худого, длинного и очень некрасивого мальчишку, который охотно и звонко пел,
а стихи мог читать часами.Но всё же стать актёром Андерсен не смог и стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Андерсен писал много и ужасно мучился, потому что его сочинения долгое время никому не нравились. Только в тридцать лет Ханс Кристиан написал сказку, сделавшую его знаменитым. Это было «Огниво».«У меня масса материала, – писал Андерсен, – иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».
Первый сборник писателя назывался «Сказки, рассказанные детям». Потом появились «Новые сказки», «Истории» (на самом деле
тоже сказки), «Новые сказки и истории». Они разлетелись по белу свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский
тоже. Андерсен знал об этом. Он даже получил в подарок свой собственный том на русском языке и ответил первым переводчикам
весьма любезным письмом. Андерсен стал всемирно знаменит. Родной город Оденсе объявил сына прачки и сапожника своим почёт-
ным гражданином. В тот день, когда это произошло, в городе гремел салют, а все дети были освобождены от школьных занятий.
Андерсен не имел семьи, жизнь его проходила в путешествиях из страны в страну, всего он 29 раз выезжал из Дании, добрался даже до
Африки. Андерсен дружил со знаменитыми художниками, музыкантами, писателями, монархами. Свою судьбу Андерсен считал чудом,
его автобиография так и называется – «Сказка моей жизни». Фило-софия жизни и творчества выражены им в словах «Нет на свете та-
кого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его мень-
ше всего ожидают найти». По мнению писателя, жизнь полна чудес, которые нужно только увидеть и услышать. Удивительные истории
может рассказать любой предмет, даже безделушка – штопальная игла, бочка, чайник...
Герда, стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, трубочист, Русалочка – эти и другие персонажи сказок Андерсена выражают
его веру в добро и любовь. «Я приношу пользу миру, а в этом ведь весь смысл, вся радость жизни», – считал Андерсен. Одна из люби-
мых героинь писателя Русалочка стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит вдаль...
Он умер в доме друзей. В день смерти Андерсена в Дании был объявлен национальный траур.
Но грустить не надо. Знаете, как завершается одна из сказок Андерсена? «Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное!
Я это знаю и потому счастливее всех!» День рождения сказочника – 2 апреля – ежегодно отмечается как Международный день детской
книги.)
15