Использование метода учебных проектов при организации учебного процесса по дисциплине (модулю)
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Тема: «Использование метода учебных проектов при организации учебного процесса по дисциплине (модулю)
Выполнил: Слушатель
Ф. И. О. Хрущева Н.А
Группа: 0 – II – 8 Пр
Донецк – 2016 г.
АНОТАЦИЯ
В данной итоговой выпускной работе раскрыты теоретические, методические и практические аспекты темы «Использование метода учебных проектов при организации учебного процесса по модулю УП.00 Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного общего образования».
Представлены результаты изучения общепедагогической и специальной литературы. Рассмотрены вопросы классификации учебных проектов и требования к использованию метода проектов; освещены правила выбора темы проекта и постановки целей; приведена классификация и типология учебных проектов; рассмотрен вопрос действий обучающихся и педагога при подготовке и проведении проектов.
Практическая часть выпускной работы представляет собой разработку коллективного проекта «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок»
Работа может быть интересной для преподавателей и мастеров производственного обучения, особенно для начинающих специалистов СПО в контексте совершенствования их профессиональной компетентности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Метод учебных проектов, как образовательная система XXI века
Классификация учебных проектов.
Требования к использованию метода проектов
Этапы разработки проекта
Отличительные черты проектного метода
Теоретические позиции проектного метода
Система действий обучающихся и педагога.
Типология проектов
Телекоммуникационный проект. Кооперативные студенческие проекты.
Порядок и правила оценивания групповых проектов
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Разработка коллективного проекта «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентирована на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения.
В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.
Данная тема выпускной работы «Использование метода учебных проектов при организации учебного процесса по модулю УП.00 Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного общего образования» актуальна на данном этапе формирования образования в ДНР, так ка дает возможность раскрыть потенциал студентов на практике.
Объектом исследования выпускной работы является метод проектов, как инновационный метод подготовки студентов при овладении ими умениями и навыками в процессе производственного обучения (учебной практики).
Предметом исследования выпускной работы является классификация учебных проектов и требования к использованию метода проектов; правила выбора темы проекта и постановки целей; классификация и типология учебных проектов; порядок действий обучающихся и педагога при подготовке и проведении проектов.
Цель выпускной работы - исследование метода проектов и целесообразность их применения в условиях профессиональной школы. На основании рассмотренных теоретических аспектов и примеров различный проектов, необходимо разработать коллективный проект «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок».
Для достижения цели выпускной работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть вопросы классификации учебных проектов и требования к использованию метода проектов; осветить правила выбора темы проекта и постановки целей; охарактеризовать классификацию и типологию учебных проектов; рассмотреть вопрос действий обучающихся и педагога при подготовке и проведении проектов и разработать коллективный проект «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок».
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Метод учебных проектов, как образовательная
технология XXI века
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат, готовый к внедрению или использованию.
Умение пользоваться методом проектов показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития.
Метод проектов относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
1.2 Классификация учебных проектов
Первый из разработчиков метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель участие студентов в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты создание конкретного, полезного продукта: изготовление изделия, которое в дальнейшем найдет своё применение.
Современная классификация учебных проектов.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов создана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности студентов:
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
тематическим областям;
масштабам деятельности;
срокам реализации;
количеству исполнителей;
важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они: в определенной степени неповторимы и уникальны; направлены на достижение конкретных целей; ограничены во времени; предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По продолжительности различают:
минипроекты укладываются в один урок или даже его часть;
краткосрочные на 4-6 уроков;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание урочных и внеурочных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Виды презентации проектов:
- научный доклад;
- деловая игра;
- демонстрация видеофильма;
- экскурсия;
- телепередача;
- научная конференция;
- инсценировка;
- театрализация;
- игры с залом;
- защита на Ученом Совете;
- диалог исторических или литературных персонажей;
- спортивная игра;
- спектакль;
- путешествие;
- реклама;
- пресс-конференция.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция педагога: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция педагога должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий студентов и педагога, а каким путем был достигнут результат.
Метод проектов в контексте преемственности формирования ключевых компетенций (общих и профессиональных компетенций).
При оценке качества образовательных процессов все чаще используется понятие «компетенция».
Компетенция - способность индивида найти процедуру (знание и действие), наиболее подходящую для решения той или иной проблемы.
На данный момент времени ключевые компетенции:
Изучать;
Искать.
Думать.
Сотрудничать.
Приниматься за дело.
Адаптироваться
Соответственно, в структуре целей образования на первое место выходят не вопросы передачи и приобретения определенной суммы знаний, а формирование системности знаний, освоение приемов, методов и методологии исследовательской работы . Любая современная образовательная программа должна также предусматривать выработку умения адаптироваться к новым видам деятельности и соответствующим им средствам коммуникации.
Для достижения таких результатов традиционных моделей обучения уже явно недостаточно. Требуются новые, инновационные подходы: технологические (модернизируют традиционное обучение) и поисковые (преобразуют традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся)
В вопросах классификации образовательных проектов единый подход отсутствует.
Существует классификация - четыре типа проектов, направленных на реализацию различных целей:
Проектное обучение стимулирует истинное учение самих студентов, поскольку оно:
личностно ориентировано;
использует множество дидактических подходов;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях;
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение студентам, видящим продукт своего труда.
Немаловажно, что метод проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, а это, в свою очередь, - одна из важнейших задач современного качественного образования. Учебный исследовательский проект всегда структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом по следующей схеме:
Структура учебного проекта представлена на рисунке 1.1.
Структура учебного проектаПрименение метода проектов в системе среднего профессионального образования связано со следующими аспектами:
Необходимостью научить студентов способам и приемам самообучения, умениям пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
Актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений - умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
Актуальностью широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
Значимостью для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Работа с учебным проектом подразумевает постепенное развитие таких способностей студентов, а значит реализация метода проектов - эффективное средство формирования ключевых компетенций (общих и профессиональных компетенций)
Освоение студентами ключевых компетенций - процесс длительный, характеризующийся последовательностью и преемственностью, опирающийся на возрастные особенности интеллектуального развития и познавательные способности личности на каждой из последовательных ступеней непрерывного образования.
Достижение личностного роста и формирование базовых компетенций в процессе работы над учебными, образовательными и исследовательскими проектами возможно лишь с учётом следующих принципов:
выявления и развития способностей студентов (требует акцентирования внимания не на передаче информации, а на формировании механизма саморазвития);
субъектности (активная позиция студентов по отношению к своей учебной деятельности);
коммуникативности (построение учебного процесса как коллективной мыследеятельности);
контекстности (организация обучения с учётом будущей профессиональной деятельности студентов);
модульности (сочетание этапности, последовательности и целостности учебного процесса) .
1.3 Требования к использованию метода проектов
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
1.4 Этапы разработки проекта
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других выдвигаться педагогами с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей студентов. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими студентами, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, реальные образцы). В ходе решения какой-либо проектной проблемы студентам приходится привлекать знания и умения из разных областей.
Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.
Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.
Цели при создании проектов условно делят на 3 основные типа.
1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.
2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.
3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.
Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность студентов, научить его проектированию, называют проектным обучением».
1.5 Отличительные черты проектного метода
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта студентов: формированию личностно значимых для него способов учебной деятельности; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу перевод студентов в режим саморазвития.
Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы студентов в развитой информационной среде.
Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: студент сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, студент не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности.
Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только у студентов, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Карл Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимы следующие:
- участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- участники проекта организуют себя на дело;
- участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- участники проекта вступают в дискуссии.
Все это говорит о том, что под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся.
Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний». Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.
Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.
1.6 Теоретические позиции проектного обучения
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
- в центре внимания студент, содействие развитию его творческих способностей;
- образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в обучении;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
1.7 Система действий обучающихся и педагога
С целью выделения систем действий студентов и мастера производственного обучения предварительно важно определить этапы разработки проекта.
Обязательное требование каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Системы действий учащихся и мастера производственного обучения на разных стадиях работы над проектом приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Системы действий студентов и мастера производственного обучения на разных стадиях работы над проектом
Стадии
Деятельность мастера
Деятельность учащихся
1. Разработка проектного задания
1.1. Выбор темы проекта
Мастер отбирает возможные темы и предлагает их студентам
Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме
Мастер предлагает студентам совместно отобрать тему проекта
Группа студентов совместно с мастером отбирает темы и предлагает группе для обсуждения
Мастер участвует в обсуждении тем, предложенных студентами
Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения
1.2. Выделение подтем и тем проекта
Мастер предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора
Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую
Мастер принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта
Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3. Формирование творческих групп
Мастер проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Если проект объемный, то мастер заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и параллельных групп принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением командой
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности
Мастер принимает участие в обсуждении
Учащиеся в команде а затем в группе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка проекта
Мастер консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление результатов
Мастер консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, в потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Мастер организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов студентов старших курсов или параллельную группу, родителей и др).
Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности студентов
Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу
1.8 Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерный для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной группы, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно возникает необходимость организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Подходы для структурирования проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются студентами с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
1.9 Телекоммуникационный проект. Кооперативные студенческие проекты
Особое место в образовательной деятельности занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.
Телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между студентами. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа студентов в сети может дать более высокий педагогический результат.
Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества студентов разных учебных заведений. Основной формой организации учебной деятельности студентов в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность студентов -партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения. Это всегда диалог культур.
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов.
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр.;
предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного решения, приемлемого для любых ситуаций, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: практической (например, выполнение монтажных работ однотипных элементов) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д;
предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
Параметры внешней оценки телекоммуникационных проектов приведены на рисунке 1.2.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 1.2 - Параметры внешней оценки телекоммуникационных проектов
Кооперативные студенческие проекты
Обучение студентов становится активным, если преподаватели и мастера производственного обучения уступают место в центре процесса студентам и помогают им брать на себя больше ответственности за обучение. Кооперативные студенческие проекты предоставляют преподавателю мастеру п/о возможность стать постановщиком и режиссером процесса обучения своих учащихся. Хотя это немного сложнее, чем при работе с неформальными малыми группами, разработка и составление планов для кооперативных проектов раскрывают богатство способов активного обучения, предоставляя учащимся интересные роли и задачи.
Прежде, чем изучать эти роли и задачи, необходимо уточнить терминологию. Термин кооперативный был избран под влиянием труда Роджера и Дэвида Джонсонов, он оказался полезным для описания и характеристики событий в кооперативных группах.
С точки зрения результатов обучения, метод кооперативных проектов имеет определенную общность с методом работы в неформальных малых группах: студенты получают возможности совершенствовать мышление в беседе и письме, сверять собственные мысли с мыслями других, давать оценку новым подходам и совершенствовать навыки группового общения. Однако кооперативные проекты требуют от студентов практически применять позитивное взаимодействие и нести индивидуальную ответственность, уметь осуществлять более сложную групповую активность. Кооперативные группы заняты совместным трудом на протяжении более длительного периода, ряд недель и целый семестр идя к совместной цели. Эти группы могут вместе работать над такими проектами, за которые студенты получают общую оценку или ими может обеспечиваться обратная связь, акцентирующая внимание на индивидуальных проектах учащихся.
Черты, которые характеризуют кооперативные студенческие проекты в отличие от неформальных малых групп:
Зависимость участников от группы как целого способствует успешному завершению задачи.
Учитывая индивидуальность навыков, перед участниками можно ставить разные задачи, чтобы добиться вклада в групповой проект.
Содержание учебной задачи может оказаться более сложным, и тогда группы могут собираться внеурочно, а не только по расписанию.
Требуемые социальные навыки намного шире, чем просто слушание и запоминание. Здесь есть место для создания и получения положительной обратной связи, а также - для формирования навыков критики группового процесса как целого.
Преподаватели мастера п/о выступают в роли соучеников, помогая группам удерживать направление, и предоставляя ресурсы для выполнения групповых заданий.
Преимущества кооперативных ученических проектов следующие:
Позитивная взаимозависимость. Студенты должны знать, что группа не сумеет справиться с задачей без вклада со стороны каждого ее члена. Позитивная взаимозависимость означает, что студенты, играя различные роли и выполняя различные задания, должны при реализации общей цели зависеть друг от друга. Преподавателям и мастерам нужно подкреплять эту связь ясными групповыми инструкциями и групповыми вознаграждениями. Когда позитивная взаимозависимость действует, то студенты делятся совместными ресурсами, оказывают друг другу поддержку и радуются общим успехам.
Индивидуальная ответственность. Каждый студент должен нести ответственность за личный вклад в групповой проект. Преподаватели и мастера заботятся о том, чтобы выстроить главные указания для различных составных частей кооперативного проекта, назначить конкретные задания и сроки исполнения, обеспечить индивидуальную ответственность за групповые дела. Хотя в группах формируется свое самосознание и свои способы подкрепления индивидуальной ответственности, иногда преподаватель, мастер должен помочь в организации надлежащих последствий, чтобы никто не мог «проехаться» за счет работы других. Эта обеспокоенность реальная. Ради решения этой проблемы преподаватели каждые две недели предлагают заполнить анкеты самооценки, где студенты дают характеристику себе и остальным за вклад в общий проект. Для оценивания своей собственной работы, задают вопросы (например «Что конкретно я внес в этот кооперативный проект в его исследовательской, описательной и организационной части?» или «Справедливой ли была доля выполненной мной нагрузки?»). Тщательно работая со структурой группы и инструментами оценки, строго распределяя индивидуальные роли и задачи, удается создать среду, где студенты быстро приходят к пониманию того, что для успеха группы нужно каждому стараться изо всех сил. Если же этого не происходит, то всегда может вмешаться преподаватель и выступить в качестве модератора.
Взаимодействия лицом к лицу. Огромным преимуществом подобного взаимодействия является процесс уяснения, который происходит, когда студенты рассказывают о своих подходах в решении задач и достижении целей. Обсуждение позволяет студентам разрешать возможные трудности. Группа получает ценную обратную связь и оказывает помощь проблемным студентам. Каждый студент должен иметь равную возможность воспользоваться вниманием группы в качестве форм проявления индивидуального мышления и подкрепления позитивной обстановки при взаимодействии лицом к лицу. Другая важная грань этих взаимодействий состоит в обеспечении членов группы возможностью поддержки и ободрения друг друга, обеспечивая при этом и ответственность каждого. Преподаватели, выступая ролевой моделью, определенным образом формулируют вопросы на уроке, а также поддерживают студентов при уяснении ими причин своих тревог.
Межличностные навыки в малых группах. Изнчально у студентов не имеются все необходимые навыки групповой интеракции. Полезно давать им письменные указания (например, «Правила для авторов и читателей»), а также моделировать различные социальные навыки в собственном преподавании. Для осознания того, что именно они являются центром учебного процесса, студентам необходимо некоторое время, потому что они привыкли считать преподавателя или мастера подлинным источником познаний. Студентам надо учиться опираться друг на друга, поддерживать участие сверстников, и при этом не соглашаться и не «ставить на место», а активно слушать друг друга и предоставлять каждому возможность полновесного участия. Многие преподаватели и мастера, применяющие кооперативные стратегии, специально помещают в учебные программы задачи по формированию у студентов хороших межличностных навыков.
Групповая работа. Группам требуется, наконец, количественная характеристика успехов и неудач, чтобы научиться оценивать то, что они делали хорошо, а что - не столь хорошо. После недели, проведенной студентами в совместной работе в группе, преподавателям можно собрать всех и задать некоторые вопросы по оценке работы группы. Это позволяет группе отрефлектировать свое взаимодействие. Для этого на занятии группе предоставляют время, чтобы ответить на вопросы (например, «Какие индивидуальные дела стали полезным вкладом, а какие нет?», «Что надо нам изменить, чтобы улучшить работу в предстоящие недели?» либо «Каждый ли в полной мере вносит свой вклад в работу группы?» Работа преподавателей - мастеров заключается в наблюдении за групповыми взаимодействиями и вмешательстве в эти взаимодействия, если становится ясно, что студенты самостоятельно выхода не найдут. На протяжении семестра преподаватели могут запланировать два-три групповых собрания для оценки продвижения.
1.10 Порядок и правила оценивания групповых проектов
Оценивание усилий студентов в групповом проекте предполагает ряд задач. Особенность кооперативной работы группы заключается в том, что студенты получают групповую оценку за общие усилия. Этот тип кооперативной работы является для преподавателей и мастеров самым обескураживающим и проблематичным. В нем есть элемент риска, потому что выставление единой для всей группы студентов оценки противоречит порядку оценивания, а именно индивидуализм оценки каждого студента. Практика кооперативных учебных групп больше напоминает собой деятельность при реальной работе над решением задач, она позволяет студентам работать с более сложными и нередко более интересными задачами, не ощущая подавленности.
Конкретную пользу от проектов с групповой оценкой следующие:
Группа студентов получает задание придумать некий процесс, создать план, представить его всем на занятии так, как это делается на совещании совета директоров конкретного предприятия. Сроки проекта назначены на конец семестра, и он засчитывается как одна треть итоговой оценки студента; оставшаяся часть оценки выводится по итогам индивидуального тестирования и оценок за решение задач. Проект должен содержать раздаточные материалы, которые придают структуру заданию, различные роли на выбор для индивидуальной реализации таких стратегий как исследование, написание, а также планирование. Данный проект начинается в начале семестра и создает студентам дополнительную мотивацию к посещению занятий и выполнению заданной работы с литературой, а для успешного выполнения проекта важно и то, и другое.
Группы для работы встречаются в основном внеурочно, хотя и урочные часы тоже распланированы так, чтобы преподаватель мог всех посетить и проверить, как двигается работа над групповыми проектами. Последние два занятия выделены для презентаций. Каждой группе предоставляется определенный отрезок времени (одинаков для всех групп), чтобы представить всем разработанную концепцию и поделиться той библиографией источников, которая была составлена в ходе работы. Затем вся группа получает пятнадцать минут на то, чтобы задать вопросы и получить обратную связь. Все заполняют также оценочный бланк. Весь цикл работы под руководством преподавателя предусматривает практическое применение приобретенных в курсе навыков общения, принятие ответственности за обучение других, а также за привлечение не рекомендованных преподавателем источников, углубленно раскрывающих предмет исследования.
На создание разумно построенных проектов уходит определенное время, но студентам такие формы деятельности полезны, так как в атмосфере коллегиальности студенты чаще открыты для экспериментирования: пробуются новые идеи, выражаются различные точки зрения.
Другим преимуществом кооперативных проектов выступает эффективность, с которой они предоставляют преподавателю возможности оценивания. Разбиение группы из тридцати человек на пять групп по шесть человек резко уменьшает количество итоговых работ, которые должны оцениваться.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Разработка коллективного проекта «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок»
Участники: группа студентов второго года обучения.
Продолжительность: 25 занятий (150 часов).
Актуальность проблемы: потребность в рациональном использовании старых, отслуживших свой срок вещей.
Экологический аспект проекта: переработка старых вещей.
Прагматическая цель: разработать технологию изготовления музыкального звонка для квартиры из вторсырья и новых элементов монтажа.
Педагогическая цель: вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс, развитие художественно-эстетических способностей, проектировочных и технологических умений.
Задачи:
практическое использование знаний, умений, навыков;
формирование навыков исследовательской деятельности;
освоение работы с технологической документацией;
воспитание бережного отношения к окружающей природной среде;
Оборудование: текстолит фольгированный, набор радиоэлементов, набор монтажника.
Изделия: музыкальный звонок.
Вопросы для защиты проекта:
Почему именно эту схему звонка вы выбрали?
Каковы материальные затраты на Ваш проект?
Какова необходимость Вашей семьи в данном изделии?
Тематический план занятий
Содержание проекта
Количество часов
Обсуждение проблемы, постановка целей и задач
2
Беседа «Музыкальный звонок»- игрушка и необходимость
2
Мотив деятельности по проекту
2
Самостоятельная работа с литературой «Журналы радиолюбительских схем»
10
Выполнение чертежей изделия.
10
Обоснование выбранных схем для их реализации, экспертная оценка аналогов проектируемых изделий
2
Самостоятельная работа: разработка печатной платы звонка и его конструкции. Разработка требований к проектируемому изделию.
20
Творческие идеи и замыслы. Выбор лучшей схемы, её обоснование и проработка. Составление «инструкционно-технологической карты изготовления музыкального звонка».
20
Разработка музыкального звонка
20
Изготовление проектируемого изделия-звонка. Функциональность конструкции, эстетическое оформление, экологическая безопасность, экономическая оценка изделия Самооценка, самоанализ.
56
Подготовить презентацию с демонстрацией действия музыкального звонка, обоснованием и выводами.
4
Всего
150
Результативность
Студенты научились работать с различными источниками информации, анализировать, обрабатывать ее, делать выводы, получать полное и глубокое удовлетворение от своего труда.
Овладели разными технологиями переработки готовых изделий в необходимое.
Научились выбирать схемы, с учетом сложности обработки и дальнейшего его использования. Изучены свойства и характеристики устройств, параметры и принцип их работы.
Освоили приемы работы с технологической документацией. Изготовили изделия.
Научились рекламировать свои изделия и определять их себестоимость.
В процессе коллективной работы у студентов сформировались умения сотрудничества, сотворчества, координации действий для достижения лучшего результата.
Появление новых идей и замыслов.
Презентация проекта «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый педагог может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, то в настоящей жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если студент будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества.
ЛИТЕРАТУРА.
Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? Методист, №1, 2004.
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика.Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004.
Горлицкая С.И. История метода проектов. Компьютерные инструменты в образовании. – М., 2001.
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. - М.: , 2001.
Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. . - М., 1989.
Круглова О.С. Технология проектного обучения. - М., Высшая школа. - 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пакет документов для защиты проекта «Полезная вещь для дома – музыкальный звонок»
№
Маркировка элементов
Номинальное значение
Прим.
Необ
Фактич
1
2
3
4
5
Конденсатори
C1,C2
К 10 - 17
0,47мкФ
0,47мкФ
±5%
С3
К50-35
200мкФЧ16В
200мкФЧ16В
электролит
Микросхема
DD1
К155ИД3
К155ИД3
К155ИД3
24 вив
Резистори
R1,R5,R8,R11,R14,R17
МЛТ-0,125
1кОм
±10%
R2,R7,R10,R13,R16,R19
МЛТ-0,125
5,1Ом
±10%
R3,R6,R9,R12,R15,R18
МЛТ-0,125
3,3кОм
±10%
R4
МЛТ-0,125
20кОм
±10%
Полупроводниковые диоды
VD1
КД510А
КД510А
КД510А
VD2-VD16
КД522А
КД522А
КД522А
Транзисторы
VT1
КТ14Г
КТ14Г
КТ14Г
n - p - n
VT2
КТ815Г
КТ815Г
КТ815Г
n - p - n
VT3, VT4
КТ361Г
КТ361Г
КТ361Г
p - n - p
VT5
КТ315Г
КТ315Г
КТ315Г
n - p - n
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
Созидательный, или производительный - воплощение идеи во внешнюю форму (разработать и изготовить усилитель)
Потребительский - наслаждение эстетическими переживаниями (наблюдение за тем, как распускается бутон)
Проект решения проблемы - справиться с каким-либо умственным затруднением (произвести замену транзистора по справочнику);
Проект-упражнение - получить какие-либо данные, некоторую степень сноровки, таланта или познания (научиться паять РЭ)
определение целей
исследовательской деятельности;
выдвижение проблемы
исследования по результатам анализа исходного материала
(предусматривает самостоятельную деятельность студентов)
формулировка гипотезы
о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
уточнение
выявленных проблем и выбор
процедуры сбора и обработки необходимых данных;
сбор
информации, ее обработка и анализ полученных результатов;
подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов
Параметры внешней оценки телекоммуникационных проектов
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте)
значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике
характер общения и взаимо-помощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы
эстетика оформления результатов проведенного проекта
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргумен-тированность ответов каждого члена группы
Музыкальный звонок – элемент интерьера
Средство оповещения
Необходимая вещь в доме
Звонок – определитель звонящего
Звонок для оповещения
Звонок – помощник
Звонок – любимая мелодия
Гр. 2 РТ 08
Гр 2 РТ 08
Изм
Лист
№ докум.
Подп
Дата
Лист
Разраб.
Пров.
Т. Контр.
Н. Контр.
Ута.
.
Электромузыкальный звонок
Схема электрическая принципиальная
Листов
.
Масса
Масштаб
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315