Доклад Интегративно-деятельностный подход в обучении
Интегративно - деятельностный подход в обучении
доклад преподавателя биологии и химии
Гармашовой Ю.А.
В условиях модернизации казахстанского образования меняются задачи современного обучения. Важнейшими приоритетами для обучающихся становятся индивидуальное развитие, осознание своей позиции в обществе, самостоятельность, готовность к самоопределению, то есть те качества, без которых невозможна модернизация страны и вступление в сообщество развитых государств. Для решения этой задачи необходимо создать систему обучения, которая бы соответствовала формированию у обучающихся системных знаний, не причиняя вреда их здоровью. Психолого-педагогическая мысль и образование находятся в постоянном поиске методов, форм, приемов, способствующих созданию такой системы. Одно из направлений в этом поиске - осуществление межпредметных связей в обучении. Актуальность межпредметных связей на данном этапе развития общества очевидна, это требование времени. Она обусловлена современным уровнем научно-технического прогресса, усилением интегративных тенденций в науке, технике, производстве. И эта проблема образования по-прежнему остается не до конца нерешенной. А ведь успех в формировании единой системы научных знаний о живой и неживой природе становится возможным, если обучение ведется во взаимосвязи и взаимодействии смежных предметов, в частности предметов естественно-научного цикла — физики, химии, биологии. При реализации межпредметных связей (МПС) у обучающихся формируются «умения устанавливать и усваивать связи между предметами, осуществлять перенос и синтез знаний из смежных предметов, что, в свою очередь, способствует усилению взаимодействия индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения и конкретизации в познании, а также развитию эвристических методов обучения. Формируя у обучающихся умения обобщать знания из смежных предметов, учитель развивает у них умение в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особое» Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру обучения новизну и оригинальность, и имеют определенное преимущество для обучающихся:
• строятся с учетом индивидуальных особенностей ребенка, с учетом его возрастных и психологических особенностей;
• повышают мотивацию, формируют интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся;
• способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
• позволяют систематизировать знания;
• способствуют развитию, в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, творческого мышления обучающихся.
При использовании интеграции в обучении восстанавливается целостность
образовательного пространства за счет объединения обучения, развития,
воспитания обучающихся. В осмыслении понятия «интеграция» в образовательном процессе педагогическая наука и практика прошла довольно сложный путь. Идеи взаимосвязи наук появились давно. Великий славянский педагог Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Б.Г. Ананьев считал, что «интеграция наук позволяет выяснить главные элементы их содержания, предусмотреть развитие системообразующих идей, возможность комплексного применения знаний»
Под интеграцией в обучении мы понимаем подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы.
Интеграция может рассматриваться как цель, средство и результат обучения.
Интеграция как цель обучения дает обучающимся те знания, которые отражают связанность отдельных частей окружающего мира в единую систему.
Интеграция как средство обучения - это получение новых представлений на стыке традиционных предметных знаний, установление между ними существующих связей, дополняя и расширяя имеющиеся знания (двигаясь в познании по спирали).
Интеграция как результат - развитие обучающихся с максимальным сохранением здоровья.
Целью интегрированных внеурочных мероприятий является формирование у обучающихся целостного представления об окружающем мире, активизация мыслительной деятельности, побуждение к поиску новых способов познания учебного материала, формирование исследовательского типа мышления. Необходимость проведения интегрированных внеурочных мероприятий возникла в связи с тем, что в большинстве знания обучающихся дифференцированы, обучающиеся с трудом связывают понятия, факты из других предметов с биологией, химией, физикой. Как показывает практика, обучающие охотно выполняют те задания, которые считают интересными. Можно сделать вывод, что свое обучение обучающиеся строят только на интересе, не видя методического значения того, что изучаемые науки имеют общие понятия, законы, пользуются одними и теми же методами исследований. Поэтому мы своих внеурочных мероприятиях стремимся к тому, чтобы при переходе от внутрипредметных связей к межпредметным, обучающийся научился переносить способы действия с одних предметов на другие, что облегчает учение, формирует представление о целостности мира и служит матрицей для приращения нового знания. Интерес при этом перерастает в устойчивую учебно-познавательную и творческую деятельность.
При проведении интегрированных мероприятий очень важно создать на комфортную психологическую ситуацию, чтобы мог раскрыться любой обучающийся. В своей работе используем межпредметные связи различных видов, это могут быть и содержательно-информационные и организационно – методические. Эти связи могут быть фрагментарными, когда отдельный этап урока требует связей с другими предметами; узловыми - опора на знания из других предметов составляет необходимое условие изучения нового материала; синтезированными - на протяжении всего урока требуется синтез знаний из других предметов и урок специально проводится для обобщения материала учебной темы.
Межпредметные связи реализуются на различных этапах урока. Для того, чтобы включить обучающихся в активное восприятие знаний, используются различные приемы: исторические экскурсы, сравнения, анализ текста, задания на активизацию мыслительной и творческой деятельности. Обычно в эти задания заложен творческий компонент, т.к. знания, полученные на уроке, должны иметь непосредственную и очевидную связь с реально существующими потребностями для того, чтобы заинтересовать обучающихся в этой информации, развивать их творческую активность. Практически всегда в подготовке к внеурочным мероприятиям участвуют ребята, которые выступают с сообщениями, практическими работами и т. д. Вначале эти выступления помогают подготовить педагоги, а постепенно самостоятельность обучающихся при подготовке к выступлению на мероприятиях увеличивается. Огромное значение для творческого развития обучающихся имеет опыт подобных публичных выступлений. Это мы наблюдали при проведении конференций "Осеннее ассорти", "Коротко о главном или немного, обо всем", где ребята выступали с презентациями. Длятого, чтобы процесс познания проходил в деятельности, используется групповая работа, парная и индивидуальная. Наблюдения за обучающимися показали, что они охотнее занимаются решением проблем в гpyппax, т.к. создаются возможности диалога всех участников, а это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, достигать новых общих результатов, доказательно отстаивать свою позицию, контролировать свое участие в работе группы. Работа в группе строится с учетом индивидуального подхода в условиях сотрудничества.
При таком подходе учитель видит конкретного обучающего, а не безликую группу.
Формирование мировоззрения одна из главных целей обучения, а интеграция и есть тот инструмент, который помогает формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. В процессе подготовки и проведения интегрированного урока, внеурочного мероприятия задачи учителей-предметников состоят в: – определении содержания и объема учебного материала по тем учебным предметам, которые они излагают, согласно поставленным целям и задачам интегрированного урока; – выборе форм и методов реализации учебного материала; – выделении объективно существующих связей между базовыми знаниями, которые можно интегрировать.
Интеграция осуществляетсянатрехуровнях: 1. Межпредметные связи. Данный тип интеграции предполагает привлечение на уроки по данному предмету понятий образов, представлений из других предметов. 2.Интегрированныеуроки. 3.Интегрированныеучебныекурсы. На наш взгляд можно добавить и внеурочные мероприятия. Уроки, внеурочные мероприятия целесообразно проводить после усвоения обучающими большого раздела курса или в конце учебного года. Выделим три этапа подготовки к интегрированному уроку: 1.Консультациисучителямипредметниками. 2. Составление проблемных вопросов, задач, направленных на активизацию имеющихсязнаний. 3. Подбор наглядного материала (таблицы, схемы, выдержки из текса). Основные дидактические требования к интегрированному мероприятию можносвестикпятиаспектам: 1. внеурочное мероприятие должно иметь четко сформулированную специфическуюучебно-познавательнуюцель 2. внеурочное мероприятие должно возбуждать интерес обучающихся к установлениюсвязейсмежныхнаук 3. на внеурочном мероприятии должна быть обеспечена высокая активность обучающихся по привлечению знаний из других предметов 4. внеурочное мероприятие должно расширять и углублять научное мировоззрениеобучающихся 5.внеурочное мероприятие должно способствовать развитию навыков по изучению научно-популярной литературы, по приобретению новых знаний самостоятельно Мы считаем, что важным фактором для правильного планирования интегрированных уроков и внеурочных мероприятий являются взаимные контакты учителей-предметников, обмен опытом и коллективное решение общих для них вопросов. Преимущества, которые мы выделили для себя, как для учителей в данной интеграции:
Мир, окружающий детей познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
Форма проведения интегрированных уроков, внеурочных мероприятий нестандартна, увлекательна.
Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких мероприятий.
Они снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти обучающихся.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюденияобучающихся в различных предметах. Так как в интегрированных мероприятиях мы объединили блоки знаний физики и биологии, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель любого интегрированного мероприятия, будь то урок или внеурочное мероприятие по предмету. После определения поставленной цели, из содержания предметов мы выбираем только те сведения, которые необходимы для ее реализации, что и служит критерием успеха любого урока.
Задачи, которые мы ставим при проведении интегрированных уроков, могут быть следующими:
Формировать познавательный интерес обучающихся к изучению физики и биологии посредством внеурочных мероприятий;
Используя межпредметные связи, в увлекательной форме расширить знания, полученные на уроках, развить у обучающихся умение излагать мысли и моделировать ситуацию,
Воспитывать навыки работы в команде; коммуникабельность обучающихся, умение работать в команде сосредоточенно и внимательно.
На основании вышеизложенного, можно считать данную технологию обучения достаточно эффективной для развития таких качеств, как самостоятельность, самоанализ, системный способ мышления, творческий типличности.