Некоторые приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики.


Некоторые приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики.
Учитель Литвин Н.Б.
При осуществлении системно – деятельностного подхода на уроках главной задачей учителя является развитие учебных и познавательных мотивов, что требует организации таких условий как создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания, организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.
На своих уроках использую следующие приемы создания проблемных ситуаций:
Предлагаю ребятам самостоятельно или в парах сформулировать определение математического объекта . Проверка правильности и точности этого определения
проводится коллективно. Например, формулируем определение угла. Я принимаю
все версии учащихся и выполняю построение по их формулировкам. Получается весело и познавательно. В конечном итоге верное определение мы получим, но в ходе обсуждения становится понятна важность каждого слова.
Версии ребят: -это две линии и точка;
*
- это две прямые и точка;
.

-это две прямые и общая точка; *

И так пока не дойдем до истины. Все это происходит быстро.
Проводим лабораторные работы при изучении некоторых математических понятий.
Тема «Обыкновенные дроби». Для проведения целой серии лабораторных работ по этой теме каждый учащийся готовит набор кружочков одного размера и вместе с ножницами они хранятся в кабинете математики. По необходимости мы их режим или составляем из частей целые круги.
Например: неправильная дробь, смешанное число, выделение целой части.
Пять долек 14 -это дробь 54. Из четырех долек составляем кружок, т. е. единицу и останется еще одна долька. Результат: 54 = 114
По результатам лабораторной работы создаем теоретические справочники или обобщающие схемы.


Тема «Признаки равенства треугольников». Выполняем лабораторную работу по построению треугольника, равного изображенному на листе без клеток. Использовать можно транспортир и линейку с делениями. В результате ребята видят , что для получения такого треугольника не обязательно измерять все шесть пар равных элементов, достаточно трех.
Использую индивидуальный, познавательный, жизненный и практический опыт учащихся.
Каждое математическое название—носитель информации и поэтому важно задуматься над вопросом «Почему назвали именно так?».(Например луч, уравнение, координаты и т.д.)
Ассоциации: подобные слагаемые- Золушка, знак равенства в уравнении- граница, область определения- антивирусник и т.д.
Жизненные ситуации, знакомые ребятам: плоскость-опора ( пересек. прямые-
- крестовина для елки, параллельные прямые - лыжи, точка и прямая-рамка для фото, три точки -штатив видеокамеры); пример функции- формула для вычисления стоимости похода класса в музей; сложение положительных и отрицательных чисел- баланс мобильного телефона и др..