методическая разработка «Активные формы методической работы в профессиональном образовании»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Березниковский строительный техникум»
Активные формы
методической работы в профессиональном образовании
выполнила:
преподаватель математики
первой квалификационной
категории И.А.Усатых
2014 год
Когда с удовольствием учатся,
тогда с удовольствием учат.
Педагог – главное действующее лицо педагогического процесса, именно к нему сегодня предъявляются новые требования. Тип преподавателя – информатора уходит в прошлое. Конкурентно способного в современных социокультурных условиях выпускника может подготовить лишь высокопрофессиональный учитель, педагогическая компетентность которого определяется методическим уровнем, достаточным для самостоятельного решения широкого спектра задач теоретического и прикладного характера. Поэтому одной из основных задач методической службы техникума является повышение квалификации педагогов.
Повышение квалификации – наиболее гибкая подсистема непрерывного образования, мобильно откликающаяся на запросы общества. Она способствует подготовке кадров к педагогической деятельности в новых условиях. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель был творческой, неповторимой личностью. Это требует использовать новые эффективные формы в организации методической работы.
Первое направление методической работы – индивидуальный подход и дифференциация форм и содержания. Методическая работа должна быть направлена на каждого педагога, учитывая его индивидуальные способности и уровень профессиональной подготовки. Очень важно чтобы методическая работа велась логически обосновано, чтобы формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из проблем, решаемых в учебном заведении. С него же начать эту работу? В конце учебного года необходимо провести диагностику преподавателей и мастеров П/О.
Только сам педагог способен оценить насколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями педагогического труда. Содержание анкет может меняться в зависимости от того, на какой стадии находится методическая работа. Диагностика позволяет индивидуализировать её и сделать неформальной.
Формы методической работы в техникуме
индивидуальные
коллективные
Школа передового опыта, семинары
Самостоятельная методическая работа
Пада-гогический совет
Индивидуальная работа руководителей с мастерами и преподавателями
Методи-ческии комиссии
Методические совещания, конференции
Теоретические семинары, психолого-педагогические семинары, семинары-практикумы, диспуты, дискуссии, игры, посещение и обсуждение открытых уроков, взаимопосещение уроков, вечер педагогического портрета, методические оперативки, педчтения, разнообразные выставки, отчёты по самообразованию, выставки лучших тетрадей учащихся, лучших продуктов их творчества, научно практические конференции, конкурсы «Лучший учитель» и «Лучший мастер года», уроки-панорамы, дни уроков-показов, уроки-показы опытными учителями.
Методическая работа в учреждениях среднего профессионального образования осуществляется в коллективных и индивидуальных формах. Они должны оптимально сочетаться.
К индивидуальным формам относятся:
Индивидуальные консультации
Стажировка
Наставничество
Самообразование
Работа над личной творческой темой
Разработка материалов по комплексному методическому обеспечению
Изучение передового педагогического опыта и т.д.
Но наибольшего внимания заслуживают коллективные методы работы.
Рассмотрим некоторые из них.
Традиционные формы работы
педсовет – это высший совещательный коллективный орган образовательного учреждения, определяющий перспективы его развития и координирующий вопросы учебно-воспитательной и методической деятельности. Основной задачей педсовета является организация работы педагогического коллектива над темой училища, по повышению качества профессионального образования в соответствии с требованиями государственных стандартов.
методические комиссии – создаются при наличии трёх или более преподавателей и мастеров производственного обучения, определённого предмета(специальности, профессии) или родственных предметов. Основным содержанием работы методических комиссий является – повышение качества профессионального обучения в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Разработка рабочей учебно-программной документации (региональной и училищной компоненты) на основании типового; опытных программ для профессионального изучения предметов естественно научного цикла. Анализ учебно-программной документации, внесение в учебные программы корректив. Изучение и использование в учебном процессе новых педагогических и информационных технологий. Составление паспортов комплексного методического обеспечения предметов и профессии. Разработка тестовых заданий для контроля качества профессионального обучения. Выявление, изучение, формирование и распространение передового педагогического опыта. Оказание помощи начинающим педагогическим работникам в подготовке и проведении уроков и внеурочных мероприятий, организация взаимопосещения занятий, открытых уроков и их посещений. Участие в проведении конкурсов, олимпиад по предметам и профессиям, семинаров-практикумов, читательских конференций, конкурсов профессионального мастерства.
методические совещания – на них обсуждаются отдельные проблемы педагогического методического характера, имеющие значение для повышения уровня учебно– воспитательной работы, а также текущие методические вопросы, требующие срочного обсуждения и решения.
Информационные на них руководство учебного заведения знакомит педагогический коллектив с полученными директивными указаниями, новыми положениями и инструкциями.
Инструктивные призваны дать правильное направление педагогическому коллективу для выполнения стоящих перед ним задач, руководители училища, дают указания о путях и методах решения этих задач. На инструктивных совещаниях могут быть рассмотрены такие вопросы, как планирование учебно-производственной работы, составление перечней учебно-производственных работ, планирование воспитательной работы в группах, подготовка к выходу на производственную практику и т. д.
Отчётные совещания. На них мастера и преподаватели докладывают о выполнении отдельных поручений, о состоянии учебной работы и успеваемости в группах и т. д.
Нетрадиционные методы работы.
Психолого-педагогические семинары – знакомят педагогов с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и передового опыта. При подготовке и проведении семинаров осуществляется органическая связь теории и практики, реализуется конкретное обучение, различные его формы и методы.
Теоретические семинары (доклады, сообщения) – эта форма занятий является необходимой для ознакомления учителей с новейшими достижениями науки и передового педагогического опыта. Она требует доступно освещать в сообщениях, докладах актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса, раскрывать содержание новых технологий, методов, приёмов обучения. К выступлениям и докладам должны привлекаться высококвалифицированные учителя – члены методических комиссий. Для этого требуется большая подготовка: индивидуальные беседы, консультации с специалистами – учёными, педагогов, планирующих выступать перед коллективом. Проведение научно-теоретических семинаров следует планировать 2-3 раза в течении учебного года.
Семинары – практикумы на них педагоги знакомятся с результатами собственной поисковой исследовательской работы. В центре внимания присутствующих на таких семинарах находятся не только теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что собственно и важно и весьма ценно для роста профессионального мастерства учителей и мастеров. На таких семинарах необходима взаимосвязь теории и практики.
Диспуты, дискуссии – это целенаправленный обмен суждениями, мнениями, идеями, осуществляемый членами метод. комиссий с целью достижения истины. Её существенной чертой является равный диалог всех участников, желательно чтобы группа участников подобного диалога была небольшой (до10 человек), благодаря чему каждый сумеет высказать свою точку зрения и доказательно её отстоять. Кратко охарактеризуем некоторые формы дискуссий. «Панельная дискуссия» – в ней могут участвовать 2-3 и более предметных метод.комиссий. Однако следует составить из них группы по 6-8 участников, которые заранее избирают председателей. Последний обсуждает намеченную проблему, после чего совместно приходят к совместному выводу, решению. Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заинтересованы в обсуждении решаемой проблемы.
Форум – обсуждение, механизм приведения которого сходен с изложенным выше. Однако мнениями обмениваются все участники.
«Круглый стол» - это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10 учителей (мастеров) и в ходе её происходит обмен мнениями между всеми участниками.
«Техника аквариума» такова:
формируется проблема по просьбе учителей или председателя метод.объединения;
участника дискуссии делятся на 2 группы, которые располагаются в аудитории по кругу;
члены каждой группы выбирают представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать общую позицию;
Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнением (можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течении 15-20 минут обсудить её и выработать общую точку зрения).
Представители групп выходят в центр кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции.
Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами.
«аквариумные» обсуждения заканчиваются по истечению отведённого времени или после принятия решения.
После окончания дискуссии представителям групп проводится критический разбор хода обсуждения, а решение вырабатывается уже всеми участниками «аквариумного» диспута.
Игры.
Деловые игры
Ролевые игры
Игры имитации
Урок – панорамы
Рассмотрим механизм проведения ролевой игры.
распределяются роли: преподавателей, студентов, директора, родителей и т.д.
руководитель сообщает тему игры
даётся инструктаж о ходе игры
фиксируется эмоциональная реакция каждого из играющих
руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.
Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых суждений играющим.
Рассмотрим механизм урока – панорамы. Эта форма не требует особой подготовки, а опирается на потенциальные возможности учителей их компетентность, эрудицию.
Участники работают в группах по 2-3 человека или индивидуально.
преподаватели сами определяют тему урока – игры или выбирают её из числа тем, предложенных представителем метод.комиссии.
Участники получают из библиотеки училища учебники и учебные программы.
Каждая группа составляет план урока, чётко планируя все его этапы и использование современных методов, форм, приёмов, видов работ на каждом этапе.
Игроки защищают свои варианты разработки урока, причём защита проводится в присутствии всех участников.
Участники оценивают урок – панораму с точки зрения триединой дидактической цели и рационального, эффективного использования методов форм, приёмов, видов спланированных работ с учащимися.
В роли арбитра выступает председатель метод.комиссии.
Уроки – показы опытными преподавателем. Такие уроки должны быть адресными, т.е. оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Для этой цели в анкеты вносят такие вопросы:
1. Какая часть урока у Вас получается, какая вызывает затруднение?
- проверка домашнего задания;
- опрос;
- активизация детей при споре;
- объяснение нового материала;
- закрепление;
- подготовка к домашнему заданию;
- самостоятельная работа на уроке;
- применение наглядных пособий, ТСО.
2. Методика каждого типа урока вызывает затруднение, какого типа получается?
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок-объяснение нового материала;
- урок - обобщение и систематизации знаний;
- урок - усвоения новых знаний;
- урок- контроля и коррекции знаний и умений;
- урок – практического применения знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок и т.д.
Анализ анкеты даёт чёткую картину, кто в чём может помочь и кому нужна помощь. Можно составить следующую таблицу:
Кто даёт? Форма урока Для кого?
Иванов Иван Максимович
Сидоров Сидор Иванович Урок – лекция
Урок - семинар Усатых И. А.
Джуро И. А.
Дни уроков – показов – это одна из новых эффективных форм работы даёт определённый результат. Рассмотрим механизм проведения этих уроков:
Заранее составляется график уроков – показов. (их желательно проводить в течении 2-3 дней), учителя и мастера выбирают группу, тему, форму урока. Составляется график. Затем мастера и преподаватели определяют кто к кому пойдёт на урок.
Дата
№ Урока Группа Форма Тема Кто проводит? Для кого?
15.03.2000г
5 18 Урок-игра куб Усатых
И. А. Шмырина С. Г.
Итог посещения проводится на педсовете или на «круглом столе». Учителя высказывают своё мнение, совместно выбирают рекомендации по методике ведения урока. Ими могут пользоваться все.
Методические оперативки. Их цель – обзор новой педагогической литературы по проблемам училищ (статьи в журналах, газетах, монографиях).
Школа методической поддержки.Создаётся для поддержки начинающих учителей и мастеров. Рассматриваются вопросы, вызывающие небольшое затруднение при работе.
Обсуждение отдельных открытых и взаимопосещённых уроков, мероприятий или их цикла. При обсуждении необходимо учитывать реализацию следующих задач:
умение планировать и определять образовательные, воспитательные развивающие цели;
умение чётко формулировать задачи, цели, содержание урока или мероприятия перед учащимися;
умение вырабатывать эффективные и целесообразные формы, методы, виды, приёмы работы учащимися;
умение добиваться максимальной результативности и рациональности труда учащихся.
Конкурсы « Лучший учитель года», «Лучший мастер года». Названная форма занятий не требует подробного описания, так как на этот счёт существуют нормативные, программно-методические документы, в которых даётся подробная информация.
Педагогические чтения. Эта форма работы требует привлечения всех звеньев методической службы и является своеобразным подведением итогов работы последних. Темы педагогических чтений должны быть связаны с единой методической темой училища и отражать опыт преподавателей и мастеров их достижения, успехи, исследовательскую работу, связанную с преодолением ошибок, недочётов, профессиональной деятельности и приведшую, в конце концов к положительным результатам.
Приложение
Диагностика.
Анкета № 1
Профессиональные потребности преподавателей и мастеров.
Пояснение.
Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности. Заполните колонку А, ранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы.
Насколько Вы довольны своими знаниями и умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов, в каждом из видов подготовки.
Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А-Б=В), если разность окажется отрицательной, то учитель испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу.
№ Знания, умения, качества
А Б В
1. Личностная подготовка 1.1 Уверенность в своих силах 1.2 Контактность с людьми 1.3 Системность в работе 1.4 Понимание происходящих в учебном заведении изменений 1.5 Понимание норм отношений в коллективе 2. Правовая подготовка 2.1 Знание своих гражданских и профессиональных прав. 2.2 Знание основ законодательства в сфере образования 2.3 Знание норм, прав ученика 2.4 Умение обучить правовой самозащите ученика 2.5 Умение отстоять свои права 3. Экономическая подготовка 3.1 Знание основ рыночной экономики 3.2 Знания хозяйственного механизма учебного заведения 3.3 Умение рационально организовывать свой труд 3.4 Умение рационально организовывать труд ученика 3.5 Умение формировать экономическое мышление студента 4. Управленческая подготовка 4.1 Знание основ управления учебного заведения 4.2 Умение управлять развитием ученика 4.3 Умение корректировать свои стиль руководства 4.4 Умение развивать самоуправление студента 4.5 Умение стимулировать качественную учёбу студента 5. Общественная культура 5.1 Способность к творчеству 5.2 Знание основ искусств 5.3 Умение развивать творческие способности ученика 5.4 Поддержание своей спортивной формы 5.5 Умение соблюдать режим труда и отдыха 6. Общеобразовательная подготовка 6.1 Знание стандарта преподаваемой дисциплины 6.2 Знание смежных дисциплин 6.3 Умение осваивать новый опыт 6.4 Умение развивать у студента общее учебное умение 6.5 Умение использовать ТСО 7. Коммуникативная подготовка 7.1 Знание основ делового общения 7.2 Умение бесконфликтно общаться со студентом 7.3 Умение разрешать конфликты с родителями 7.4 Умение избегать конфликтов с коллегами 7.5 Умение без конфликта общаться с руководством 8. Психологическая подготовка 8.1 Умение управлять своим состоянием 8.2 Знание основ психологии 8.3 Умение изучать личность студента 8.4 Умение развивать память студента 8.5 Умение развивать мышление студента 9. Методологическая подготовка 9.1 Знание теории поэтапного формирования умственных действий 9.2 Знание теории развивающего обучения 9.3 Знание теории программированного обучения 9.4 Умение самостоятельно изучать дидактические теории 9.5 Знание основ дидактики 10. Технологическая подготовка 10.1 Умение планировать изучение тем 10.2 Умение проводить уроки разных типов 10.3 Умение управлять учебно-познавательной деятельностью ученика 10.4 Умение организовывать самостоятельную работу студента 10.5 Умение организовывать контроль знаний Анкета № 2
Насколько важно для Вас улучшить свою подготовленность по следующим вопросам. (ранжируйте вопросы по степени важности для Вас)
Умение проводить практические лабораторные работы.
Умение обучать решению расчётных задач.
Умение раскрывать на уроках вопросы экологии.
Умение применять на уроках деловые игры.
Умение применять на уроках дидактические игры.
Умение применять а уроках технологические игры.
Умение использовать на уроках КО и логические схемы.
Анкета № 3
Результативность форм методической работы в техникуме.
Как влияет на рост Вашего мастерства, применяемые в техникумеформы методической работы?
(-1 влияет скорее отрицательно, 2- не влияет никак, з- влияет скорее положительно, 4- влияет положительно.)
1. Педсоветы
2. Научно-практические конференции
3. Семинары
4. Деловые игры
5. Социально-психологические тренинги
6. Практикумы
7. Консультации директора
8. Консультации зам. директора
9. Работа методкомиссии
10. Самообразование
11. Анализ администрации уроков и воспитательных дел
12. Методические дни
13. Предметные декады
14. Открытые уроки коллег
15. Собственные открытые уроки
16. Неформальная помощь коллег
17. Наставничество
18. Конкурсы педагогического мастерства
19. Школа методической поддержки
20. Творческие группы педагогов
Анкета № 4
Программа-анкета изучения трудностей в работе преподавателя и мастера П/О.
Виды и элементы педагогической деятельности Степень затруднений
Очень сильно Сильно Средне Почти нет
Тематическое планирование Поурочное планирование Планирование воспитательной работы Помощь студентам в планировании работы по самовоспитанию и саморазвитию Планирование работы по саморазвитию и повышению педагогического мастерства Овладение содержанием программ и учебника Использование разнообразных форм работы на уроке, в т. ч. Нестандартных Обеспечение самостоятельной и активной работы студентов в течении всего урока Использование методов развивающего обучения Использование новых педагогических технологий Проведение практических работ Формирование умений и навыков учебного труда Развитие интереса к учению и потребности в значениях Выявление типичных ошибок и затруднений учащихся в учении Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения Использование межпредметных связей Обеспечение правильного поведения и дисциплины студентов Работа по профориентации учащихся Использование разнообразных форм и методов воспитательной работы Выявление типичных причин неуспеваемости Выявления уровня воспитанности учащихся Учёт и оценка ЗУН Оценка эффективности работы
а) по обучению студентов;
б) по воспитанию студентов;
в) По умственному развитию студента Обобщение своего опыта Внедрение передового опыта и рекомендаций психолога педагогической науки Работа с родителями План работы «Школы методической поддержки»
Сентябрь
«Круглый стол» «Идеальный учитель – каков он?»
Инструктивное совещание «Проектирование учебного процесса» (зам. УР знакомит с учебной документацией и её заполнением).
Семинар – практикум «Составление тематических и поурочных планов»
Октябрь
Теоритический семинар «Современный урок» (выступление с сообщением:
- история развития
- сущность урока и его признаки
- требования к уроку
- структура и основные типы уроков
- разработка урока (план)
- достоинства и недостатки классно-урочной системы.)
2. Практикум «Конструирование уроков, изучение нового материала, усвоение ЗУН, закрепление ЗУН»
Ноябрь
1.Теоритический семинар «Нетрадиционные формы урока» (выступления с сообщениями:
- урок-лекция
- урок-практикум
- бинарный урок.)
2. Урок –панорама «Планирование урока, обобщение систематизации знаний»
Декабрь
1. Теоретический семинар « Открытый урок». (Сообщения:
- о задачах и целях открытого урока;
- подготовка к открытому уроку;
- как провести открытый урок;
2. Урок-показ – опытного учителя
3. Практикум «Планирование комбинированного урока»
Январь
Семинар «Анализ и самоанализ урока»
Практический семинар «Анализ и самоанализ урока».
Февраль
Психолого–педагогический семинар «Характеристика типов темперамента и ацентуализация характера» (Проводит психолог училища)
«Круглый стол» «Каков он современный ученик?»
Март
Семинар-практикум «Индивидуальный подход и дифференцированное обучение» Сообщение:
– сущность индивидуального подхода;
– сущность дифференцированного подхода;
– педагогические воздействия.
Практикум по разбор педагогических ситуаций.
Апрель
Психолого-педагогический семинар «Основы взаимодействия учитель-ученик» (проводит психолог училища)
Разбор педагогических ситуаций
Май
Теоритический семинар «Техника речи учителя»
«Круглый стол» «Учитель – актёр»
Дни открытых уроков.
Июнь
1. Анализ открытых уроков.
2.Подведение итогов и планирование на следующий год с учётов диагностики.
Разработка психолого-педагогического семинара «Воспитание подростков в современных условиях»
1.Изучить «Программу развития воспитания в системе образования России на 2013-14годы»
2. На семинаре рассматриваются доклады:
- «Сущность воспитания цели и задачи воспитания»;
- Различные подходы к понятию воспитания».
3. На семинаре рассматриваются сообщения:
- Каковы современные условия воспитания».
- О программе воспитания .
4. Игра «Проектирование программы воспитание для учебного заведения на 2013-14 год.
Преподаватели разбиваются на 3 микрогруппы для составления программы на 2013 год. Защита программы. Экспертные совет, состоящий из представителей микрогрупп, составляет минипрограмму.
Разработка дискуссии по теме «Портрет идеального учителя».
Учителя разбиваются на группы по 3-5 человек.
Выбираются главные эксперты групп.
Из предложенного списка личностных качеств учителя выбирать наиболее значимых и доказать их значимость.,
- гуманность
- дипломатичность
- доброта
- интеллигентность
- трудолюбие
- честность
- чувство собственного достоинства
- гибкость ума
- разумная требовательность
- чуткость
- внимательность
- ответственность за своё дело
- аккуратность
- самокритичность
- эрудированность
- коммуникабельность
- выдержка
- тактичность
- уважение к детям
-высокое чувство долга
- принципиальность
- корректность в отношениях к коллегам
- творческое мышление
- целеустремлённость
- душевная щедрость
- уравновешенность
- работоспособность
- прозорливость
- физическое здоровье
- решительность
- идейность
- терпение
- скромность
- профессиональный кураж
- риск
- креативность
- любовь к детям
- объективность в отношениях и в оценках
- компетентность
- эстетический вкус
- чувство юмора
- артистичность
- чёткая дикция.
3. Экспертный совет составляет общий портрет идеального учителя.
Ролевая игра по теме «Самосознание, само проявление личности как педагогическая проблема».
Проблема рассматривается с точки зрения учителей, мастеров, учащихся и родителей, в роли которых выступают учителя. Такая организация позволяет глубоко рассмотреть данный вопрос с позиции различных категорий. Игра осуществляется в несколько этапов. На первом этапе ставится задача определить факторы, мешающие ученику проявить себя, как личность.
Из числа наиболее компетентных учителей избирается экспертная группа, которая анализирует наработки «учителей», «мастеров», «учащихся», «родителей» и даёт им экспертную оценку.
На втором этапе группы должны составить программу корректировки вышеназванных факторов. Эксперты вновь анализируют выступления и выдают мини-программу по данному вопросу.
Чтобы ребёнок мог ощутить себя личностью в процессе обучения, необходимо:
Изучить внутреннюю мотивационную сферу личности каждого;
Процесс обучения, воспитания и развития осуществлять на дифференцированной основе;
Усилить роль гуманитарных наук, способствующих в первую очередь развитию личностных качеств;
Развитие общественной жизни осуществлять на основе гуманизации и демократизации.
Моделирование ситуации.
Ситуация1 Учащиеся одной группы решили сорвать урок математики у нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил за слабые ответы хорошие отметки. Иван Фёдорович же в своих требованиях был твёрд, казалось слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он делает плохо – мы ему сделаем плохо.
Инициатором бойкота стал Саша Лобов, крепкий, но не очень умный и трудолюбивый. «Братцы продолжил он, - И. Ф. заходит в класс, а мы его не видим. Разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть оборётся – не реагируем».
И. Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никто не обращает внимания. По глазам ребят, по фальшивой оживлённости учитель догадывается о бойкоте.
Что делать? Что бы сделали Вы?
Ситуация 2Урок литературы. Учительница интереасно рассказывает, блестяще читает стихи. Класс слушает с восторгом. На камчатке сидит Серёжа и вторит учительнице: бу-бу-бу, бу-бу-бу, пытается поговорить с соседом. Не прерываясь, учительница ловит взгляд Серёжи. Он на минуту замолкает. Потом снова б –бу–бу. Учительница мягко клядёт ему руку на плечо. Снова минута тишины. И опять невыносимое бу-бу-бу. «Серёжа, помолчи, пожалуйста!» Не помогает. Что делать? Чтобы Вы сделали на месте учительницы?
Анализ ситуаций.
Рекомендации к плану проведения творческого отчёта.
Выступление администрации учебного заведения.
Сообщение учителя о главном в своей работе (педагогических находках), кроме этого рассказывает:
Как готовится к уроку, к изменению темы, к новом учебному году;
Как излагает новый материал, обеспечивает его связь с жизнью, с трудовой деятельностью учащихся;
Кто организует самостоятельную работу на уроке, осуществляя при этом индивидуальный подход к учащимся;
Как работает над реализацией воспитательных задач урока;
Как проверяет, оценивает знания, умения и навыки учащихся;
Как даёт домашнее задание, его объём, как проверяет его выполнение;
Как создаёт и использует на уроке учебные пособия, учебные комплексы предметного кабинета;
Как руководит внеклассным чтением учащихся;
Какую и как ведёт внеклассную работу по предмету;
Как работает с родителями учащихся;
Как организует работу класса;
Как организует работу с детьми, требующими особого воздействия.
Учитель готовит выставку, иллюстрирующую его рассказ:
Самодельные учебно-наглядные пособия, дидактические материалы;
Ученические тетради;
Планы удачных уроков;
Конспекты внеклассных мероприятий;
Выставка материалов метод. Кабинета по данному учителю.
Об учителе говорят руководители, коллеги, молодые специалисты.
Администрация готовит рекомендацию для коллектива об использовании опыта работы данного учителя.
Литература:
Журнал «Народное образование» №7-8 1999 г.
Журнал «Народное образование» №1-2000 г.
«Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях» Ильненко Л. П. из Аркти М – 99г.
«Искусство преподавания» Пидкасистый П. И. М.-99
« В помощь методическому работнику проф. образования» М – 1997 (справочный материал)
Справочник «Администрации школы по организации учебного процесса» часть 2 Педагогический поиск - 1999
Журнал « Завуч» №1 – 99
«Содержание методической работы в системе проф. образования» Кравцов 1974 год
Искусство воспитывать. Азаров Ю. П. М Просвещение – 85г.