Воспитание экологической культуры воспитанников посредством экскурсий на занятиях объединения «Мастерилка».

Воспитание экологической культуры воспитанников посредством экскурсий на занятиях объединения «Мастерилка».

Приобщение человека к природе через ее познание является средством формирования экологической образованности и культуры, которые становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.
Роль экологического образования и культуры особенно возросла на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. И на первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения. Экологическое образование особенно сильно влияет на формирование экологической культуры личности.
Экологическое воспитание обучающихся означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры - длительный процесс,  начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также в учреждениях дополнительного образования детей.
Экологическая культура личности - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, которое предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности, а также его практических действий, согласующихся с требованием бережно относиться к природе.
Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей, с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить общечеловеческие ценности, ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.
Формирование экологической культуры немыслимо без проведения экскурсий в мир природы.
Экскурсия – одна из форм учебно-воспитательной работы в объединениях дополнительного образования детей, проводимая с познавательной целью по темам, связанным с программой вне образовательного учреждения.
Экологические [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] имеют большое образовательное  значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с экологическими проблемами и наблюдать за ними как в природе, в естественных условиях, так и в хозяйстве человека.
На экскурсиях педагог проводит работу по уточнению и расширению природоведческих понятий, формированию мировоззрения, развитию логического мышления, воспитанию эстетических чувств. В ходе экскурсии обучающиеся получают возможность увидеть не отдельные разбросанные формы и явления, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение, так как с их помощью обучающиеся знакомятся с разнообразными биологическими явлениями, обогащаются конкретными представлениями.
На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие из них реализуются в узнавании изученных объектов, в объяснения увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дает обучающимся конкретные, правильные биологические знания, но имеет и большое  значение воспитательное.
Наблюдение природных явлений на экскурсиях способствует образованию первичных представлений о познаваемости мира, взаимосвязях и развитии в природе, значении природных богатств для человека, о необходимости всемерной охраны и  их воспроизводства. На экскурсиях обучающиеся учатся видеть прекрасное, открывают для себя мир больших чувств и мыслей, становятся защитниками и друзьями окружающей их природы. Например, на экскурсии ранней весной обращаю внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с педагогом вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака и др.
Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы навыки элементарного исследования природы.
На экскурсиях собирается материал, используемый в дальнейшем на занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов, для гербариев и коллекций. Экскурсия предусматривает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение, использование результатов на занятиях и в других формах работы . Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех ее элементов.
Подготовка к экскурсии начинается с составления тематического плана, определения цели, места и времени ее проведения. Заранее осуществляется предварительное изучение природы родного края, предприятия, намечается ограниченный сбор объектов. При подготовке к экскурсии тщательно продумывается ее содержание.  Не  следует включать в экскурсию вопросы, которые нельзя подкрепить наблюдениями. Главное внимание должно быть сосредоточено на изучении доступных наблюдению фактов и явлений, на формировании практических умений. В плане экскурсии определяются ее учебно-познавательные задачи, и этапы, вопросы, которые должны рассматриваться во вступительной и заключительной беседах, самостоятельная работа обучающихся.     При подготовке к экскурсии важно ориентировать ее участников на повторение материала, чтение научно-популярной литературы. Необходимо четко поставить задачи экскурсии, раскрыть характер работы учащихся, требования к выполнению правил поведения в природе, выражающих заботу о ее сохранении. На подготовительном к экскурсии занятии обучающиеся делится на группы, педагог знакомит их с образцами отчетов обучающихся, ранее участвовавших в подобной экскурсии.         Экскурсия начинается со вступительной беседы, в процессе которой педагог вводит обучающихся в тему, ориентирует их на выполнение заданий, которые получает каждая группа. Иногда значительную часть экскурсии составляет сообщение педагога или экскурсовода, работника производства. В ходе их сообщения, обучающиеся должны записывать основные сведения, наблюдать объекты, а затем по заданию еще раз осмотреть экспонаты, схемы, стенды.        
Выполнение заданий осуществляется с разной степенью самостоятельности. Использование индивидуальной и групповой форм работы позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении. В зависимости от возраста и подготовленности объединения отдается предпочтение той или иной форме организации деятельности обучающихся. Это может быть фронтальная работа, в процессе которой дети проводят наблюдения под руководством педагога. При этом проверяется качество выполнения задания по частям. Однако такой характер работы требует много времени. Или групповая форма работы обучающихся, которая из-за экономии времени чаще всего используется на практике. Группы из 3-5 человек получают задание и выполняют его коллективно. Однако отчеты по экскурсии каждый обучающийся готовит самостоятельно: обрабатывает  и оформляет материалы экскурсии, использует дополнительную литературу.   В процессе заключительной беседы педагог проверяет, как обучающиеся справились с заданием, что узнали нового, что им не удалось выяснить. Обучающиеся получают инструкцию о том, как писать отчет и оформлять собранные материалы. Короткие сообщения участников экскурсии о выполнении заданий способствуют формировано у них целостного представления об экскурсии, о ее содержании в целом. Например, целесообразно начать оформление отчета на следующем после экскурсии занятии под руководством педагога, а закончить его дома с использованием записей. Педагог помогает обучающимся составить план отчета, учит работать с записями, справочной литературой, собранными материалами. Эффективность экскурсии в большой степени зависит от использования ее результатов на последующих занятиях, от привлечения примеров, фактов для конкретизации изучаемых явлений.    
Я в своей работе тщательно готовлюсь к экскурсии и составляю подробный план подготовки.
1. Намечаю тему экскурсии. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.
2. Определяю цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.
3. Выбираю место проведения экскурсии, заранее побываю там, разрабатываю маршрут. Предусматриваю места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.
4. Уточняю содержание воспитательного и познавательного материала, подбираю игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумываю методику проведения экскурсионного занятия.
6. Планирую организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяю обязанности между детьми.
Часто предлагаю детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На
экскурсии использую загадки. Перед экскурсией даю также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.
Экскурсии бывают различными по целям, содержанию, месту проведения. Наиболее распространены классификации экскурсий по дидактическим целям и месту проведения. В то же время выделяют типы экскурсий, исходя из  тематики, характера познавательной деятельности обучающихся и других признаков. Любая экскурсия может быть проведена либо с целью изучения нового материала, либо для конкретизация и обобщения ранее изученного. В зависимости от дидактических целей, содержания, возраста и подготовки учащихся их деятельности придается поисковый или репродуктивный характер. Экологическая культура согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспитательном отношении трудовые задания по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями.
Научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, приобрести навыки общения с ней поможет метод целевых экскурсий в природу.
Экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания, экологических связей, единства и целостности природных комплексов.



Список литературы:
1.Карташевская И.Ф. Географические аспекты познавательного туризма. Рынок экскурсионных услуг. - Симферополь: Издательство «Пирамида Крым», 2000. - 146 с.
2.  Савина Н.В. Экскурсоведение: Учебно-практ. пособие.2-е изд. - М.: БГЭУ, 2001. - 132 с.








15