Тема по самообразованию Развитие проектных навыков у младших школьников
Тема по самообразованию « Развитие проектных навыков у младших школьников »
Учителя начальных классов
Висягиной Светланы Владимировны
Цель: общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как « умение учиться », т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.
Задачи:
- изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
- исследовать актуальность проблемы;
- изучить теоретические основы новой технологии;
- выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
- ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
- исследовать результативность применения метода проектов;
- использовать метод проектов в классно- урочной деятельности;
- внедрить метод проектов в педагогическую практику.
Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
- личностно- ориентированный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся.
Главной целью внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Особую роль играет проектно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Начальная школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Я использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно- ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
Суть своей работы по данной теме кратко можно сформулировать так: от ученика, вовлечённого в деятельность, к человеку умеющему. Такая формулировка, как я думаю, достаточно полно и ёмко отражает суть данного опыта, т.к. включает в себя и процесс, т.е. деятельность, в которую вовлекаются ученики, в нашем случае это проектная деятельность, и тот результат, к которому мы стремимся при подходе - человек умеющий.
Формирование конкурентоспособной личности начинается уже в начальной школе, а может быть ещё и раньше. Специфика воспитания такой личности в младшем школьном возрасте в условиях современного образования заключается в следующем: нам нужны деятельностные формы и методы обучения, т.е. групповые, игровые, ролевые, практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные. Именно с их помощью можно решить важнейшие задачи, которые выдвигает перед образованием современная действительность:
- развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
- сформировать умение отстаивать свои права;
- развивать способность к созидательной деятельности;
- воспитывать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Поэтому нашей целью является создание условий на первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование метода проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформировать и решить проблему.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы ( технологию ), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой- необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Учебный проект – это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой- либо проблемы, значимой для участников проектов.
Считаю, что одним из современных средств формирования ключевых компетентностей является метод проект. Этот метод мене реализует деятельностный подход к обучению, по сколько обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
Понятия, сущность компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций освещается во многих работах современных учёных. По мнению А.В.Хуторского, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности ( знаний, умений, навыков, способов деятельности ), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Я разделяю точку зрения авторов, считающих, что для организации обучения необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Только тогда само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.
Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.
1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.
2 этап. Апробация и внедрение.
С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.
К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.
Памятка для родителей
«Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль? »
Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- помогают предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детско - взрослого проектирования.
Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика воспитательный маршрут. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей ( во время работы над проектом ) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
Но нельзя не отметить и те трудности, с которыми приходится сталкиваться в реализации проекта. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на уроках: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Всегда очень трудно начинать. Неизбежны ошибки, так как часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определённые сложности. Поэтому проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с учебным материалом.
Оценить результативность проектной работы как условия формирования компетентностей достаточно сложно. Результативность мы представим по следующим критериям: критерий результативности образовательных результатов ( успеваемость, уровень обучения, уровень воспитанности ).
Отличие текстовых заданий в том, что они организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Результаты выполнений заданий были проанализированы и обобщены.
Познавательная активность.
Методики – количественные и качественные показатели участия обучающихся в проектах, играх, конкурсах, коллективных творческих делах и др.
Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны её результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – важная задача современной школы.