Использование притч в рамках преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР, при организации воспитательного процесса в школе


Использование притч в рамках преподавания курсов ОРКСЭ и ОДНКНР, при организации воспитательного процесса в школе «Слово – искра в движении сердца»Царь Соломон Иванова.Е.М, учитель истории и обществознания БОУ г.Омска «СОШ №79» Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе.Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – использование притч в курсе «ОРКСЭ», «ОДНКНР», при проведении классных часов. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» притчи могут играть особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Давайте разберёмся, что же такое притча?  Притча – это удивительный жанр. Слово притча является переводом греческого слова paraballo, что значит "располагать в ряд". Таким образом, притча - это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В «Полном церковно-славянском словаре» дается следующее определение: «Притча — загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». По словарю Д.Н Ушакова: «Притча-рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение.»По словарю С.Ожегова: «Притча- краткий иносказательный поучительный рассказ»По словарю Т.Ф Ефремовой: «Притча- иносказательное повествование с нравоучительным выводом» Жанр притчи один из самых древних в мировой литературе.Возник на Востоке,где любили говорить иносказаниями, аллегориями и загадками.Притча во многом сходна с басней, но в отличие от последней,она предлагает слушателю сделать самостоятельный вывод из её содержания. Это сближает притчу с загадкой. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории). Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Она является одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи 1. Краткость(есть замечательная спартанская притча о послах, которые говорили пространно и долго. Спартанцы сказали им: «Ваша речь была слишком длинна. Пока мы слушали вторую часть, мы забыли то, что звучало впервой части. А так как мы забыли начало, мы не поняли ничего»)2. Не требует доказательств.3. Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации. 4. Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.5. Строится на сравнении.6. Предполагает мыслительную деятельность. - функция зеркала;- функция модели;- функция опосредования;- функция хранения опыта. 1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся. Ценность Список притч Снисходительность,терпеливостьПрощение.Покаяние.Благородство и великодушиеЖертва и самопожертвование.Чувство долга и ответственности.Чуткость и отзывчивость.Надежность, верность, преданность.Благодарность и признательность.Бескорыстие. Щедрость.Милосердие и состраданиеСправедливость.Воля, целеустремлённость.Бесстрашие духа.Трудолюбие.Доверие, вера.Совесть.Любовь Притчи царя Соломона, содержащие советы и заповеди людям.Притча о блудном сыне.Притча о добром семени и плевелах.Притча о зерне горчичном.Притча о заблудшей овце.Притча о работниках на винограднике.Притча о сеятеле.Притча о богатом и Лазаре.Притча о мытаре и фарисее.Притча о милосердном самарянине.Притча о милосердном царе и злом рабе. Евангельские притчи Христа изложены четырьмя евангелистами, содержат иносказание и поучение, т.е. мораль. Чтобы понять истинный смысл притчи, надо иметь особый слух и зрение. Древнейшее назначение притч-быть афоризмом, изречением житейской мудрости,наставлением и поучением на жизненной дороге.Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых.Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. (из притч царя Соломона, содержащих советы и заповеди людям). «Блудный сын»/из притчи о блудном сыне/ - сын, вышедший из повиновения отцу; употребляется в значении:человек беспутный, нравственно нестойкий, но чаще в значении: раскаявшийся в своих заблуждениях. «Отделять плевелы от пшеницы»/из притчи о добром семени и о плевелах/-отделять вредное от полезного,плохое от хорошего.«Суд Соломона»-суд мудрый,скорый «Соломоново решение»-справедливое,мудрое решение. «Беден как Лазарь.Петь Лазаря»/из притчи о нищем Лазаре/ жаловаться на судьбу, плакаться,клянчить,притворяться бедняком,несчастным. - определить основную идею и смысл;- придумать название;- при использовании приема чтения с остановками – предположить финал;- проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.);- сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; - выделить ключевые понятия;- инсценировать притчу;- найти или предположить (вставить) пропущенные слова;- рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.); Использование притч на уроках позволяет ученикам усилить интерес к предмету, к постижению нравственного смысла религиозных преданий, заставить задуматься над содержанием нравственного опыта человечества. В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве документа для анализа, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии. Образы притч могут быть и примером для подражания. - Понравилась ли вам эта история?- Как вы поняли, о чем она?- Кто главные герои притчи? -C чем сравнивает старик внутренний мир человека? - Что представляет собой каждый волк? - Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука? -В чём нравственный урок притчи?- Какое название можно придумать к этой истории? (Далее педагог раскрывает истинное название притчи.) ДОБРО ЗЛО Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.Добро со злом неразделимы.Борьба идет под плач и смех,Но жаждет каждый видеть зримо,Когда добро одержит верх. Заслужит только тот награды,Кто испытание пройдет.Кувшинчик с кладом И в мир добра он с ним войдет. У нас 2 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать (жетоны: черные и белые полоски) Работают со словарями Ожегова: первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло. Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». Какие из следующих поступков являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.Играть в футбол на газонах;Рисовать на стенах в школе;Посадить растения возле школы;Метко плюнуть жвачкой в товарища; -Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин ; -Отобрать у друзей мяч;-Помочь пожилому человеку перейти улицу;-Уступить место в автобусе; Если поступок, изображённый на картинке добрый – хлопаем, плохой – топаем. «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? Присутствие зла и добра в человеке зависит от его поступков. Основная мысль притчи Всё зависит от __________________ .Каким он ______________ стать, таким и станет.Будет делать зло – станет _________.Будет нести добро – станет ________ . Человека захочет злым добрым которые можно использовать на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях воспитательного характера для детей разной возрастной категории при организации образовательного процесса Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял стеклянный стакан и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка?Ответили: да, полна.Тогда он гальку и высыпал её содержимое в этот стакан, немного потряс его. Галька заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Притча о полном стакане Ответили: да, полна.Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в стакан. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в стакан до последней капли, размачивая песок. Притча о полном стакане Студенты смеялись.— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Галька — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Притча о полном стакане Если сначала наполнить стакан песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?Профессор улыбнулся.— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке. Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Современная притча «В больничной палате» Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз. В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?» Современная притча «В больничной палате» Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Современная притча «В больничной палате» Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна? Медсестра печально улыбнулась:_Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым. Счастье бродило по свету и исполняло желания тех, кто встречался на его пути. Однажды оно упало в яму и не могло оттуда выбраться. К яме подходили люди и загадывали желания, а счастье выполняло их. Но как-то раз к яме подошел необычный человек. Эта история кончается так: человек спросил у счастья, чего оно само хочет. – «Выбраться из ямы». Человек помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье… побежало за ним следом… «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».