Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. ОС Школа 2100…

Рассмотрено на заседании школьного
(указывается тип методического объединения –
школьного, районного, городского) методического объединения
учителей
Протокол № 5
« 20 » мая 2016г.


Принято на заседании
Педагогического Совета Учреждения
Протокол № 3
« 24 » мая 2016г.


Утверждено: приказ № 113
от « 24 » мая 2016г.
Директор МБОУ «СОШ № 9»
______________ Д.М.Блинов






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
в 4 в классе.



Составитель: Мерзлякова И. А.
Ф.И.О. , должность
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы


Рецензент: Поварницына О.Н.
Ф.И.О., должность
Руководитель ШМО нач. классов
МБОУ «СОШ № 9»____________
место работы





2016 – 2017 учебный год

г. Ижевск
I. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.:Баласс, 2010) Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 2009, рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) и обеспечена учебниками «В океане света» для 4 класса, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Рабочая программа является авторской.
Цель уроков чтения в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Программа и материал УМК рассчитан на 136 часов в год, 4 часа в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ «СОШ № 9» в 4 классах (1-4). Разницы в часах между учебным планом и рабочей программой нет.
Данная программа рассчитана на учащихся 4-в класса. В данном классе 28 человек. Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в планируемых результатах, которые являются структурным элементом данной рабочей программы.
Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня сформированности предметных умений, личностных и метапредметных универсальных действий. Видами контроля результатов обучения в четвёртом классе являются: текущий, тематический, итоговый.
В течение учебного года возможны коррективы учебной рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.


















II. Содержание учебного предмета, курса.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Раздел 1. «Любимые книги» - (7ч)
Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (17ч)
Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается» - (30ч)
Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (48ч)
Произведения современной детской литературы разных жанров. (7 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. (17 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.
Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
III. Тематическое планирование.

Сроки изучения учебного материала (по неделям)
Раздел, тема
(практическая, лабораторная, контрольная работа)
Количество часов



Формирование УУД,
(предметные, метапредметные, личностные).


1
2
3
4

Часть 1 (54 часа)

Раздел 1. Любимые книги (7 часов)

1
1. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог»
1
Знать основное содержание изученных произведений, их авторов
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока; формулировать основную мысль текста
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1
2. Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»)
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»


1
3. Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1 и 2)
1



2
4. Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.3)
1



2
5. Наука как искусство (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»


2
6. Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)
Проверка навыков техники чтения
1



3
7. Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по разделу «Любимые книги»
1



Раздел 2. У истоков русской детской литературы (17 часов)

3
8. Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой»
1
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– строить рассуждения;

Познавательные:
– вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

























3
9. «Повесть временных лет». «Расселение славян»
1



4
10. Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки
1



4
11. «Похвала книгам» Ярослава Мудрого
1



4
12. «Поучение» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в XV–XVI веках. Поучение и светский рассказ «О поселянине и медведице».
1
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– отличать древнерусские стихи от современных


5
13-14. Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт
2



5
15. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина
1



6
16. Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова - внука», гл.1)
1



6
17. Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы».
Проверочная работа № 2 (20 минут)
1
Уметь:
– выполнять творческие задания;
– определять жанры древнерусской литературы по фрагментам текстов, составлять историю книги


6
18. Традиция семейного чтения (С.Аксаков «Детские года Багрова – внука», гл.2-3)
1
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть


7
19. «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.
1



7
20. «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.Новикова)
1
Знать:
– о Н. И. Новикове как издателе, писателе, ученом;
– отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.
Уметь:
– сравнивать построение нравоучительных статей;
– соотносить текст с пословицами


7-8
21-22. Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь»
2
Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть


8
23. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках. Проверочная работа №3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2)

1



8
24. Развитие речи. Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы»
(40 минут)
1
Знать автобиографическую литературу (автобиографические книги писателей о себе).
Уметь определять место книги в детстве писателей, ее роль в становлении личности


Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается (30 часов)

9
25. Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська»)
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы
Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;

Познавательные: осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диалогической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:
– задавать вопросы.
высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.
– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– задавать вопросы.
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
















9
26. Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет»)
Проверка навыков техники чтения
1



9
27. Обобщение. Басни И.А.Крылова

1



10
28. Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка
1



10-11
29-31. А.Погорельский «Черная курица»
1. Нелегкий путь в подземное царство (ч.2, 3)
2. Встреча с подземными жителями (ч.4, 5)
3. Главный герой сказки (ч.6)
3
Уметь:
– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку



11
32. Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы
– различать жанры художественной литературы


11-12
33-35. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1. Знакомство с героями сказки (ч.1-3)
2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6)
3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9)
4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15)
5. В чем главный смысл сказки? (Финал)
3



12
36. Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы


13
37. Обобщение. Литературные сказки.
1



13
38. Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра)
1



13
39. Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне»)
1



14
40. Обобщение. Проверочная работа №4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5)
1



14
41. Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы


14
42. Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева
1



15
43. Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе
1



15
44-45. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1. Картины русской природы в стихотворении
2. Дедушка Мазай – добрый охотник
2



16
46. Путешествие 7. Школа в ясной Поляне
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения
наизусть;
– различать жанры художественной литературы




16
47. Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата»)
1



16
48. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»
1



17
49. К. Д. Ушинский
«Столица и губернский город».

1



17
50. К. Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога», «Наше Отечество».
1



17
51. Р.р. Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки»)
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и
главную мысль произведения;
пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части,
составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы


18
52-53. А.И.Куприн «Слон»
1. Непонятная болезнь (ч.1-3)
2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5)
3. «Я уже совсем здорова!» (ч.6)
2



18
54. Обобщение по разделу 3 XIX век. Путешествие продолжается
Проверочная работа №5 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7)
1



Часть 2 (48 часа)

Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (48 часа)

19
55. Путешествие 8 (вбиблиотеку). Загадка Лидии Чарской
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение к людям, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:
– строить рассуждения; владеть монологической и диалогической формами речи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

















19-20
56-58. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»
1. Первый день Лены в гимназии (гл.8)
2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11)
3. Образ Лены Икониной. Обобщение
3



20
59. Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план


20
60. Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин»)
1



21
61. Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»)
1



21
62. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал»
1



21
63. Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского
1



22
64. Путешествие 10. Вокруг Маршака. С. Сивоконь «Везите все, как есть, почитаем!»
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;


22
65-66. Е.Шварц «Два брата»
1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4)
2. Спасение Младшего - победа живого мира (гл.5-8)
3. Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение)
2
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную
мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– анализировать сказки;
– составлять цитатный план;
– сравнивать сказки со схожим сюжетом;
– выразительно читать фрагменты сказок


23
67. Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок).
«Пишу на ту же тему по-своему»
1



23
68. Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка»)
1



23
69. Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот»)
1



24
70. Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель»)
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;
– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений


24
71. Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я.Маршака «Сила жизни»)
1



24
72. Р. Бёрнс «В горах мое сердце»
Р. Киплинг «На далекой Амазонке»
1



25
73. Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10)
1



25
74-75. Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто
2
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение


26
76-77. Ю.Олеша «три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом»
1. Живая кукла наследника Тутти (ч.2)
2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4)
3. «Простые высокие истины» (обобщение)
2



26
78.Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»)
1
Уметь:
– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;
– комментировать прочитанное


27
79. Путешествие 12.
«Дорогие мои мальчишки».
Р. Фраерман «Гайдар и дети»
1
Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.
Иметь целостное представление о книге.
Уметь:
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;
– выразительно читать по ролям, инсценировать;
– пересказывать текст с добавлением диалога;
– характеризовать героев;
– участвовать в обобщающей беседе по вопросам


27
80-81. А.Гайдар «Тимур и его команда»
1. «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2)
2. Игра или серьезное дело? (ч. 3, 4)
3. Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение)
2



28
82. Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача»)
1
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.

Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;


28
83. Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка»)
1



28
84. Стихи А.Барто. Сатира или юмор?
1



29
85. Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца и др.
1
Знать произведения классиков детской поэзии


29
86. Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира
1
Знать:– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;– авторов и их произведения данного периода.
Уметь:– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;– определять авторские особенности;– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;– импровизировать произведения;– размышлять о творчестве поэтов;– рассказывать об авторах произведений;– создавать собственные миниатюры


29
87. Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского
1



30
88. Стихи Саши Черного и В.Долиной
1



30
89. Миниатюры Г.Цыферова
Р.р. Создание собственных миниатюр
1



30
90. Стихи Н.Матвеевой
1



31
91. Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14)
1
Знать произведения классиков детской поэзии.
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)


31-32
92-94. Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»
1. Знакомство с героями (картины 1,2)
2. Поиски снежного цветка (картины 3-5)
3. Мудрая сказка для малышей (картины 6-8)
3
Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.
Уметь:– анализировать характеры героев;
– инсценировать пьесу;
– читать по ролям;
– рисовать волшебный цветок;
– участвовать в обобщающей беседе


32
95. Путешествие 15. Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай»)
Проверка навыков техники чтения
1
Уметь:
– читать выборочно, цитировать текст;
– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора


32
96. Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!»)
1
Уметь:
– анализировать характеры героев;
– инсценировать пьесу;
– читать по ролям;
– рисовать волшебный цветок;
– участвовать в обобщающей беседе


33
97. Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина)
1



33
98. Проверка техники чтения за II полугодие.
1
Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам»


33
99. Обобщение по всему курсу. Проверочная работа № 8 (итоговая) по теме «Интервью у детского писателя» (40 минут)
Эпилог. Письмо
к читателям.
1
Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг


34
100. Путешествие
по «океану света»
1



34
101-102. Резервные уроки.
2



ИТОГО:
102 часа



Контрольно-измерительные материалы.



Заучивание произведений наизусть

Проверочные работы (название раздела)

Творческие работы

1
Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера».
1
Раздел №1. Произведения современной детской литературы разных жанров.
1
Статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

2
Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».
2
Раздел№2. У истоков русской детской литературы.
2
Сочинение-обработка сказки.

3
Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой».
3
Раздел№2. У истоков русской детской литературы.
3
К.Ушинский «Наше Отечество». Сочинение в форме путевого очерка.

4
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
4
Раздел №3. Детская литература XIX века.
4
К.Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение – подражание Ушинскому.

5
Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.
5
Раздел №3. Детская литература XIX века.
5
Учусь читать лирический текст.

6
Детские стихи А.Шишкова. Образ идеального.
6
Раздел №4. Детская литература XX века.
6
Сочинение. Письмо к авторам учебника.

7
И.Крылов «Слон и Моська», «Квартет», «Свинья под дубом».
7
Раздел №4. Детская литература XX века.
7


8
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
8
Раздел №4. Детская литература XX века.
8


9
С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».
9

9


10
Стихи А.Толстого, А.Плещеева природе, А.Майкова, Ф.Тютчева
10

10


11
Стихи А.Толстого, А.Плещеева природе, А.Майкова, Ф.Тютчева
11

11


12
К.Чуковский «Телефон», «От двух до пяти». Стихи Д.Хармса, Ю.Владимирова
12




13
А.Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот».
13




14
С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор. «Сила жизни».






15
А.Гайдар «Тимур и его команда».





16
Стихи А.Барто





17
Стихи Б.Заходера, Е.Благининой.





18
Стихи Н.Матвеевой.






Заучивание наизусть стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Формирование умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана)


Нормы техники чтения учащихся I ступени:

класс
Количество слов в минуту
I полугодие
Количество слов в минуту II полугодие
Отметка

1 класс
26
25 – 20
19 - 15
41
35 – 40
30 - 34
41
35 – 40
30 - 34
51
45 – 50
40 – 44
«5»
«4»
«3»

2 класс
51
45 – 50
40 - 44
65
60 – 64
59
65
60 – 64
59
71
65 – 70
64 – 60
«5»
«4»
«3»

3 класс
71
65 – 70
64 – 60
85
80 – 84
75 - 79
85
80 – 84
75 - 79
91
85 – 90
80 – 84
«5»
«4»
«3»

4 класс
91
85 - 90
100
95 – 99
90 - 94
110
95 – 99
90 - 94
120
110
100
«5»
«4»
«3»












Заголовок 3 Заголовок 515