РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ для 1 класса УМК Школа России


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8 " г. Гая Оренбургской области

«Рассмотрено»
Руководитель ШМО

Николаева Т.Ю./_________/
ФИО

Протокол № ___
от «__»__________20_г.

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Хвостова Р. В. /____________/
ФИО

«__»____________20___г.

«Утверждаю»
Директор
МАОУ «СОШ № 8» г. Гая
Филиппов С. Н. /_____________/
ФИО

Приказ № ___
от «__»__________20_г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ПЕДАГОГА

Савочкиной Татьяны Викторовны,
высшая квалификационная категория

Литературное чтение, 1 класс



























2014 - 2015 учебный год
г.Гай

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы начального общего образования, и на основе авторской программы «Обучение грамоте» В. Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Виноградской, М.В. Бойкиной. авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой.
Учебники:
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 Ч. / Л. Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. М.В Голованова и др. – М. : Просвещение, 2011.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.Азбука: Учебник 1 класс. в 2-х частях. М: Просвещение. 2011.
Целями обучения литературному чтению в 1 классе являются:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.



Задачи обучения литературному чтению в 1 классе являются:

развивать умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
учить пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин;
формировать сознательное, правильное, плавное слоговое чтение, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой;
развивать связную речь, повышать культуру речевого общения;
совершенствовать звуковую, произносительную речь детей, устранять недочёты произношения;

Общая характеристика учебного предмета
Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане.
На предмет «Литературное чтение» учебным планом МАОУ «СОШ№8» отводится в 1 классе 132 часа. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4 часа в неделю).
1 четверть – 36 часов, 2 четверть – 28 часов, 3 четверть – 36 часов, 4 четверть - 32 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Литературное чтение формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка, оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Логика изложения и содержания авторской программы и рабочей программы по литературному чтению в 1 классе полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, поэтому в рабочую программу по русскому языку программу не внесено изменений.

Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
проблемно-поисковый метод обучения,
проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
дифференцированное и личностно-ориентированное образование школьников, реализация педагогики сотрудничества;
использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
ориентация на здоровьесберегающие технологии;
Коллективные способы обучения (сменные пары, взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление)
Групповые технологии (классно-урочная организация, лекционно-семинарская система, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод и др.)
Технологии поддержки ребенка
Игровые технологии
Опережающее обучение с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой
Технология развивающего обучения
Метод (технология) проектов
Развитие критического мышления

Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Основными формами текущего контроля являются :
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания.
В конце года проводится проверка уровня сформированности читательской деятельности и техники чтения.


К концу 1 класса учащиеся должны знать:
наизусть 34 стихотворных произведения классиков русской литературы;
автора и заглавие 34 прочитанных книг;
имена и фамилии 34 писателей, произведения которых читали в классе.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
Выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
Читать небольшой текст плавно,  целыми словами с элементами послогового чтения;
Читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты, соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
Отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
Воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
Высказать свое отношение к прочитанному.





Содержание курса.

п\п
Наименование
разделов
и
тем.
Всего
часов






1.
Изучение
Букв.

86ч.


2.
Произведения
русских
писателей.


12ч.


3.
Жили-были
буквы.

6ч.


4.
Загадки,
сказки,
небылицы.

5 ч.


5.
Апрель, апрель!
Звенит
капель.


4 ч.



6.
И в шутку и
всерьёз.
5 ч.


7.
Я и мои друзья.
7 ч.

8.
О братьях наших
меньших.

7 ч.


Итого
132 часа


Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшею развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.


График контрольных мероприятий


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4четверть
год

Проверка техники чтения



1
май
1

Диагностика
Стартовая
Сентябрь
22-26.09
Промежуточная
Декабрь
15-19.12
Мониторинг УУД
март
Итоговая
Май
13-24.04
4




















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Дата
Тема урока

Характеристика деятельности учащихся
корректировка

I четверть (36 часов).

Подготовительный период (16 часов)

1
1-5.09
Знакомство с азбукой. Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком.
Различать звуки родной речи.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком.
Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву


2

Устная речь. Письменная речь. Деление слов на слоги. Потешки народов Севера



3

Письменная речь. Ударение в словах. Выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове.



4

Внеклассное чтение
Народные сказки



5
8-12.09
Представление о звуке. Гласный звук. Согласный звук.



6

Согласный звук. Слияние согласного и гласного.



7

Слогообразующая роль гласных.



8

Внеклассное чтение
Игры, песенки, потешки.



9.
15-19.09
Знакомство с буквами А а, обозначающими звук [а]. Скороговорки, считалки, небылицы



10.

Буквы О о, обозначающие звук [о].



11.

Буквы И и, обозначающие звук [и].



12.

Буквы И и, обозначающие звук [и].
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



13.
22-26.09
Буква ы, обозначающая звук [ы].
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в артикуляционном отношении звуков. Подбирать слова с заданным звуком.
Различать звуки родной речи.
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.
Анализировать: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным звуком.
Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.
Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву


14.

Стартовая диагностика



15.

Буквы У у, обозначающие звук [у].



16.

Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [ы]. Буквы: а, о, и, у, ы.
Внеклассное чтение
Зарубежная классическая сказка. Книжка-театр.



Букварный период (60 часов).

17.
29-3.10
Согласные звуки [с ], [с ]. Буквы С, с
Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.
Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные буквы в открытом слоге: букв гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков.
Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустикоарти-куляционным признакам согласные звуки, и буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.
Объяснять функцию букв ь и ъ знаков.
Воспроизводить алфавит.


18.

Буквы С с, обозначающие звуки [с], [с]. Чтение слогов-слияний с буквой С.



19

Согласные звуки [к], [к ]. Буквы К, к.



20

Буквы К к, обозначающие звуки
[к ], [к]. Чтение слогов и слов с буквой К.



21.
6-10.10
Согласные звуки [т], [т ]. Буквы Т, т.



22.

Буквы Т, т, обозначающие звуки
[т ], [т]. Чтение слогов и слов с буквой т.
Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Читать слоги с изменением буквы гласного.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.
Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения
Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Сравнивать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое – по целям.
Читать орфоэпически правильно.
Составлять текст по серии сюжетных картинок. Описывать случаи из собственной жизни, свои
наблюдения, переживания. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя.


23

Согласные звуки [л], [л ]. Буквы Л, л.



24.

Буквы Л,л, обозначающие сонорные звуки [л], [л]. Чтение слов, предложений с буквами Л,л.




25.
13-17.10
Согласные звуки [р], [р ]. Буквы Р,р.



26.

Буквы Р, р, обозначающие звуки [р], [р]. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Р.




27.

Согласные звуки [в], [в ].Буквы В,в.



28.

Буквы В, в, обозначающие звуки [в], [в].Чтение слогов и слов с буквой В.



29.
20-24.10
Буквы Е, е, обозначающие звуки |йэ|.



30.

Буква Е – показатель мягкости согласного звука.



31

Согласные звуки [п], [п ].Буквы П, п.



32.

Чтение текстов с буквами П,п. Заглавная буква при написании имён, отчеств, фамилий



33.
27-31.10
Согласные звуки [м], [м ]. Буквы М, м.



34.

Чтение текстов и слов с буквами М,м.



35.

Согласные звуки [з], [з ].Буквы З, з.



36.

Чтение слов, текстов с буквами З,з.



II четверть (28 часов).

37


Согласные звуки [б], [б ].Буквы Б, б.

Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.
Читать слоги с изменением буквы гласного.
Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.
Сравнивать прочитанные слова с картинками, на которых изображены соответствующие предметы.
Анализировать: находить слово, соответствующее названию предмета. Соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения
Читать предложения и небольшие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.