Конспект индивидуального логопедического занятия «Космическое путешествие»


В основе грамотной и красивой речи лежит четкое и правильное произношение звуков. Кроме четкого и внятного звукопроизношения для детей с нарушением речи важно научится грамматически верно строить предложения, отвечать на поставленные вопросы и при этом не испытывать страха. Желание заговорить, пойти на контакт со взрослым вызывает интересный и занимательный материал, используемый логопедом на занятии.
Данное занятие построено в игровой форме, с учетом индивидуальных особенностей ребенка с общим недоразвитием речи. На занятии закрепляется лексическая тема «Космос» и правильное произношение звуков [с], [ш], проходит их дифференциация.
Индивидуальное логопедическое занятие
«Космическое путешествие»
Цели:
Коррекционно-развивающие:
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи;
учить различать эти звуки на слух и в произношении;
развивать умение соотносить звуки [С] - [Ш] с буквами С и Ш;
обогащать словарный запас по теме «Космос»
развивать оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Образовательные:
Продолжать учить составлять из слогов слова.
Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов.
Совершенствовать навык чтения.
Воспитательные:
воспитывать стремление выполнить все задания четко и правильно;
развивать контроль над звукопроизношением.
Оборудование:
фото космонавтов
карточки-схемы
шифрограмма, лабиринт «Космический полет»
предметные картинки [с] или [ш]; ракеты
карта со звездами.
Ход занятия
Организационный момент.
Предлагаю вспомнить число, месяц (12 апреля).
Как этот день отмечен в календаре? (день космонавтики).
Кто был первым космонавтом земли. (Ю. Гагарин)
Откуда стартовала космический корабль с Ю. Гагариным? (с космодрома Байконур)
Вспомни и назови имена первых казахстанских космонавтов. (Т. Аубакиров, Т. Мусабаев)
Предлагаю отправиться в космическое, логопедическое путешествие.
Сейчас мы к звездам полетим,И звуки мы все повторим!Будем в космосе летать,Навык речи закреплять!
- Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.). А на голову наденем шлемы. Имитация надевания.
- Какие звуки мы должны взять с собой? Назови первый звук в словах: скафандр, шлем.
Характеристика звуков: оба согласные, твердые, глухие. Звук «с» свистящий,
«ш» - шипящий.
- Чем отличаются эти звуки? (ш – губы округлые, язык наверху, воздушная струя широкая и теплая; с - губы в улыбке, язык внизу, воздушная струя тонкая и прохладная).
Логопед: - А теперь давай, расскажем чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,Каша, пирожки, лапша.Язык вниз: са – са - са, Сахар, масло, колбаса.
1 звезда «Прочти шифрограмму»
↓А ↑О ↓У ↑ У ↓Ы ↑Е ↓О ↓ЛА ↑ЛА
↑ЛО ↑ЛИ ↓КА ↑КО ↓КО ↑ПА ↑ПУ ↓ЛЕ ↑ТИ
2 звезда. Работаем со словом. Эти слова раскололись при столкновении с кометой. Необходимо их собрать, добавив слоги СА или ША
ли ... , ка ... , ко ... , су ... , Ми ... ,
кры ... , кры ... , колё ... , колба ... , но ... , ро ...
3 звезда. Распредели слова по ракетам (предметные картинки «с» и «ш», ракеты с буквами)
4 звезда. Полёт продолжается! Следующая звезда и на ней новое задание – составить из слов-звездочек предложения. При столкновении с метеоритом предложения рассыпались на отдельные слова. Построй предложения заново. Как строится предложение?
Соединяем мы два слова-И предложение готово!Все должны мы твёрдо знать,Как слова соединять!
- А что же такое – предложение? (Предложение – слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль).
Кошка, есть, каша.
Алеша, любить, салат.
Пушистый, кошка.
5 звезда. «Проведи ракету к земле». (лабиринт)
Итог: Закончилось наше путешествие. Какой вывод мы можем сделать?
Чтоб водить корабли,Чтобы в космос взлететь,Надо многое знать,Надо много уметь!
Логопед: Совершенно верно! Знания помогут осуществить все мечты и желания, а в основе любого знания лежит правильная, грамотная речь! Желаю тебе новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч.