Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе

ПАМЯТКА
для выполнения работы над ошибками.
№1. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Выпиши предложение правильно.
Делай так: Выпал пушистый снег.

№2. Слог.
Раздели слово на слоги.
Делай так: у-чи-тель (писать 1раз)
Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

№3. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на, си-ние (писать 1 раз)
Запомни! При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку.

№4. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
Выпиши слово правильно. Выдели ь и подчеркни согласную перед ним. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: ель, тень, день, пень; пальто, мальчик, коньки, пальма.

№5. Гласные после шипящих, сочетания чк, чн, нч, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Выдели сочетания. Пропиши слово до конца строки.
Делай так: малыши (ши), чашка (ча); дочка (чк), ночной (чн).
Запомни! ЖИ и ШИ пиши с И.
ЧА и Ща пиши с А.
ЧУ и ЩУ пиши с У.
В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН мягкий знак (ь) не пишется.

№6. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Определи в слове безударную гласную, которую надо проверить. Подбери проверочное слово. Выдели корень. Поставь ударение.
Делай так: волна
· (во
·лны); моря
· (мо
·ре). Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.
Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

№7. Безударная гласная в слове, непроверяемая ударением. Словарное слово.
Напиши три раза словарное слово, в котором допустил ошибку.
Запомни, как оно пишется!
Делай так: ребя
·та (словарное слово) ребя
·та ребя
·та

№8. Парные звонки и глухие согласные в корне.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Выдели корень.
Делай так: мороз (морозы); ягодка (ягода)
Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

№9. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: Илья (имя собств.); собака Дружок, Москва, река Волга.

№10. Замена, пропуск, перестановка букв, слогов.
Напиши слово три раза правильно, выдели пропущенную или замененную букву.
Делай так: тетрадь тетрадь тетрадь

№11. Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово правильно. Выдели Ь, подчеркни гласную после него. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: вьюга, листья, соловьи, деревья.
Запомни! Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И.

№12. Разделительный твердый знак (ъ).
Выпиши слово правильно. Выдели Ъ и приставку, подчеркни гласную после него. Делай так: съезд, объявление, подъём, въезд.
Запомни! Ъ пишется только после приставок на согласную перед гласными Е, Ё, Ю,Я.

№13. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: группа, утренний, коллектив, аллея.

№14. Правописание непроизносимых согласных в корне.
Запиши слово правильно, выдели непроизносимую согласную. Запиши проверочное слово. Выдели корень. Пропиши до конца строки.
Делай так: звездный (звездочка)
№15. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще три слова с этой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули, положили.

№16. Правописание приставок со словом.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

№17. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно со словом.
Делай так: к берегу; к (какому?) берегу; к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Не путай предлог с приставкой. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

№18. Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: луч (м.р.), товарищ, шалаш, мяч.
ночь (ж.р.), дочь, молодежь, тишь.
Запомни! Ь на конце существительных после шипящих пишется только у сущ. ж.р.

№19. «Не» с глаголами.
Выпиши слово с «не». Запиши еще три слова на это правило.
Делай так: не пришел (гл.), не выучил, не знал, не умел.
Запомни! Не с глаголами пишется отдельно.



№20. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания и о союзах между однородными членами.
Делай так: Ласточки, жаворонки, грачи улетели в теплые края.

№21. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму (И.п.), определи тип склонения (1,2,3) и падеж. Выдели окончание.
Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.
из избушки – избушка, сущ., 1 скл., Р.п.

№22. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р, ед.ч., Д.п.

№23. Предлог перед местоимением.
Выпиши местоимение с предлогом. Запиши еще три примера на это правило.
Делай так: у нас, с тобой, ко мне, о ней.
Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

№24. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2 лица ед. числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще три глагола на это правило.
Делай так: пишешь, решаешь, читаешь, рисуешь ( наст. вр., 2 л., ед. ч.).

№25. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Посмотри на гласную перед – ТЬ. Определи спряжение глагола и вспомни, какую гласную нужно писать в окончании глагола. I спр. – пишу Е, II спр. – пишу И. Не забудь про глаголы-исключения.
Делай так: пишет – писать ( I спр. );
ставит – ставить ( II спр. ).
№ 26. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком в конце. Запиши его. Выдели знак.
Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!

№27. Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Подчеркни второстепенные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Дай характеристику предложения.

№28. Разбор слова по составу.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Вначале выдели окончание, затем основу, корень, суффикс и приставку.

№29. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни соединительную гласную. Придумай еще 3 слова на эту орфограмму.
Делай так: водовоз, самолет, снегопад, ледокол.


№30. Сложное предложение.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выдели запятую.
Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

№31. Предложение с прямой речью.
Запиши правильно. Составь схему. Выдели знаки препинания.
Делай так: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».
А: «П». или
«А ты кем будешь на карнавале?»- спросил Мишка.
«П?»- а.
№32. Правописание суффиксов.
Запиши слово правильно, выдели в нем суффикс, запиши еще 2 слова с этим же суффиксом. Запомни, как пишется данный суффикс.
Делай так: берёзонька (-оньк-), лисонька, лапонька.

№33. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Запиши глагол правильно, задай к нему вопрос, пропиши глагол до конца строки.
Запомни! Если в вопросе есть Ь, то пишется ТЬСЯ,
Если в вопросе нет Ь, то пишется ТСЯ.
Делай так: бояться (что делать?), бояться, бояться;
волнуется (что делает?), волнуется, волнуется.

№34. Правописание кратких прилагательных.
Запиши слово правильно, подчеркни шипящий звук, пропиши слово до конца строчки.
Запомни! В кратких прилагательных после шипящих на конце Ь не пишется.
Делай так: могуч (кр.прил.), могуч, могуч.
15