Памятка для работы над ошибками по русскому языку
Памятка для работы над ошибками 8. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2
1.Проверяемая безударная гласная в корне слова слова с этой орфограммой.
(а, о, е, и, я). Например: дочка, речка, носочки.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне 9. Раздельное написание предлогов с другими словами.
подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Выпиши слово вместе с предлогом. Обозначь орфограмму.
Подбери проверочное слово и запиши рядом. Приведи и Например: над землёй, к берегу.
запиши два своих примера. Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с
Например: сады
· - са
·д, волна
· – во
·лны, черви
·вый - че
·рвь предлогом. У глаголов нет предлогов.
2.Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Например: надписать, списать.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне 10. Употребление Ь на конце существительных после
подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Запиши шипящих.
три раза. Запомни, как пишется. Запиши два однокоренных слова. Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши своё слово.
Например: я
·года, я
·года, я
·года, я
·годка, я
·годный. Например: рожь (3 скл.), дочь (3 скл.)
3.Проверяемые согласные в корне слова. 11. Гласные и согласные в , кроме на з (с).
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь Выпиши слово. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с
согласную. Обозначь орфограмму. Приведи свой пример, запиши. этой же приставкой.
Например: мороз – морозы, ягодка – ягода. Например: полетели, побежали, потянули.
Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся отнёс, отбежал, отлетел.
так же, как и перед гласными. 12. Буквы З и С на конце приставок.
4. Непроверяемые согласные в корне слова. Выпиши слово. Выдели в нём приставку. Обозначь орфограмму.
Выпиши слово. Выдели корень. В корне подчеркни непроверя- подбери 2 своих слова.
емую согласную. Обозначь орфограмму. Запиши три раза. Например: разбудить, разнести, возвести.
Запомни, как оно пишется. Расписание, исписать, раскидать.
Например: футбол, футбол, футбол; 13. Буквы О – А в корне -лаг- - -лож-.
5. Буквы И, У, А после шипящих. Выпиши слово. Обозначь корень. Поставь ударение. Обозначь ор- -лож-вы О_А в корне расписание,
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Придумай и фограмму. Запиши свои 2 слова.
запиши ещё 3 слова на эту орфограмму. Например: предполагать, предлагать, слагать.
Например: жизнь, ежи, ужи; чудо, чукча, чум; предположение, заложить, сложить.
6. Разделительные Ъ и Ь. 14. Буквы О-А в корне -раст- - -рос-.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь корень. Запиши свои
2 слова. 2 слова.
Например: Объяснение, съезд, объявление; Вьюга, листья, соловьи. Например: вырасти, зарасти, перерасти (пред ст).
7. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Выросла, заросла, переросла (не перед ст, щ).
Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Росток и производные от него слова – исключения.
Запиши ещё три слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень, коньки.
15. Буквы О и А в корне -кос- - -кас-. Например: поётся в песне (1 скл., П.п.)
Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь корень. Запиши читать о революции (П.п., на –ия).
свои 2 слова. 22. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях .
Например: касаться, прикасаться, соприкасаться. существительных и прилагательных.
Коснуться, прикоснуться (нет а ). Выписать слово правильно. Выделить окончание. Поставить ударе-
16. Буквы О и А в корне -гор- - -гар-. ние. Обозначить орфограмму. Записать свои 2 слова.
Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь корень. Запиши Например: врачом, калачом, ключом; свинцом.
свои 2 слова. товарищем; полотенцем.
Например: подгореть, загореть, пригореть. Загар большого хорошего
17. Буквы О-Ё после шипящих в корне слова. 23. Безударные гласные в окончаниях имён прилагат.
Выпиши слово. Выдели корень. Обозначь орфограмму. Выписать прилагательное с существительным. Поставить ударение.
Запиши свои 2 слова. От существительного задать вопрос, определить род, падеж, выде-
Например: жёрдочка, шёпот, чёрный. лить окончание.
Запомни исключения: шов, капюшон, шорох, трущоба, обжора Например: глубоким озером (озером каким? ср.р., Т.п.)
крыжовник, чопорный, чокаться, шоссе, шофёр, шоколадный, 24. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
жокей, жонглёр. Выпиши слово правильно. Задай вопрос. Обозначь орфограмму.
18. Буквы И-Ы после Ц. Запиши свои 2 слова.
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова. Например: беречь (что делать?), обжечь, привлечь.
Например: цифра, циркуль, цирк. Но: цыган, цыц, цыплёнок,.. учишься (что делаешь? 2 л., ед.ч.), бежишь, идёшь.
Лекция, секция, инъекция (на –ция). 25. –Тся и –ться в глаголах.
С улицы, таблицы, столицы. Выпиши глагол с тем словом, от которого задается к нему вопрос.
Сестрицын, куницын, лисицын. Обозначь орфограмму.
19. Буквы Ы и И после приставок. Например: пошли (что делать?) купаться (неопр.ф.),
Выпиши слово. Обозначь приставку. Подбери проверочное он (что делает?) купается (3 л.)
слово. Запиши 2 своих слова. 26. буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
Например: безынтересный (интересный), подыскать (искать), Выпиши слово. Поставь ударение. Обозначь орфограмму.Определи
предыстория (история). спряжение по неопределённой форме.
Но: сверхинтересный, межинститутский (сверх-, меж-), Например: борется (бороться) - I спр.
дезинформация, контроигра (дез-, контр-). Зависит (зависеть) - II спр., искл.
20. Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. 27. Буквы Е и И в корнях с чередованием.
Выпиши слово. Обозначь приставку. Подчеркни гласную. Выписать слово обозначить орфограмму. Записать 2 своих слова.
Подпиши значение приставки. Например: расстилать, застилать, перестилать.
Например: привинтить (присоед.), прескверный (= очень). Расстелить, застелить, перестелить (не перед а).
21. Буква Е и И в падежных окончаниях имён 28. Не с глаголами.
существительных. Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова.
Выписать словосочетание, выделить окончание у существит. Например: не был, не знал, не мог.
От главного слова задать к нему вопрос, определить падеж. Ненавидеть (искл.).
29. Не с существительными. 36. Соединительные О и Е в сложных словах.
Выпиши слово. Определи слитное или раздельное Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё
написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример. одно слово с этой орфограммой.
Например: негодование ( не употребляется без не) Например: водовоз, самолёт.
неправда (ложь-синоним без не) 37. Дефис в сложных прилагательных.
не правда, а ложь (есть противопост. с союзом а). Выпиши слово. Выдели корни. Объясни написание.
30. Не с прилагательными. Например: жёлто-синий (цвет), светло-серый;
Выпиши слово. Определи слитное или раздельное горько-солёный (горький и солёный);
написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример. железнодорожный (железная дорога).
Например: неряшливый ( не употребляется без не) 38. Дефис в неопределённых местоимениях.
нелживый (правдивый-синоним без не), нелжив (правдив) Выпиши слово. Обозначь орфограмму.
не правдивый, а лживый (есть противопост. с союзом а). Например: кто-нибудь, кое-кто, кое у кого.
нисколько не интересная книга. 39. Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ
31. Не с причастиями. Выпиши слово. Обозначь суффикс.
Выпиши слово. Определи слитное или раздельное Например: по имени (на –мя).
написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример. 40. Буквы Щ и Ч в суффиксе –ЧИК (-ЩИК).
Например: ненавидящий (не употребляется без не) Выпиши слово. Определи слово, от которого образовано существи-
несделанный (нет зависимого слова) тельное, обозначь суффикс. Запиши своё слово.
не сделанный, а только начатый Например: смазчик (смазать), разносчик;
не сделанный вовремя (есть зависимое слово) каменщик (не на д-т, з-с, ж), лакировщик.
не сделан ( кр. причастие). 41. Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик.
32. Не с деепричастиями. Выпиши слово. Измени слово (поставь в Р.п.).Обозначь орфограмму
Выпиши слово. Определи слитное или раздельное Например: сыночек – сыночка;
написание у слова. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример. носик – носика.
Например: ненавидя (не употребляется без не) 42. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах
не видя Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели суффикс. Обозначь
33. Не в неопределённых местоимениях. орфограмму. Запиши свой пример.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели приставку. Например: снежок, прыжок.
Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова. горошек, дорожек.
Например: несколько (неопр.). 43. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
34. Не- и ни- в отрицательных местоимениях. прилагательных.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели приставку. Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели суффикс. Обозначь
Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова. орфограмму.
Например: никого. Например: ёжовый (ёж)
35. Слитное или раздельное написание НЕ и НИ вещевой (вещь).
в отрицательных местоимениях. 44. Ь в глаголах повелительного наклонения.
Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свои 2 слова. Выпиши слово. Обозначь орфограмму.
Например: ни у кого. Не с кем. Например: отрежь, отрежьте; познакомь, познакомьте.
45. Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) 52. Дефис в наречиях.
и –ыва-(-ива-). Выпиши слово. Обозначь орфограмму. Запиши свой пример.
Выпиши слово. Поставь глагол в 1 л. обозначь орфогр. Например: по-осеннему, по-хорошему.
Например: советовать (советую, -ова- не сохран.) по-дружески, по-братски.
опаздывать (опаздываю, -ыва- сохран.). по-заячьи, по-рысьи.
46. Суффиксы -К- и -СК- в прилагательных. во-первых, во-вторых.
Выпиши слово. в-пятых, в-десятых.
Например: кое-как, кое-куда.
47. Н и НН в суффиксах прилагательных. когда-нибудь, когда-то.
Выпишите слово. От какого существительного оно еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу.
образовано? Обозначь суффикс. 53. Разбор предложения.
Например: каменный (камень), безветренный, ветреный, Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части
лебединый, песчаный, оловянный (искл.), речи. Выпиши слова парами с вопросами.
даль туманна. Например: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоск., прост.,
48. Н и НН в суффиксах причастий. распр.) Туманы (какие?) седые, плывут (куда?к чему?) к
Выпишите слово. От какого глагола оно образовано? облакам.
Обозначь орфограмму. 54. Знаки препинания в сложном предложении.
Например: украшенный (украсить), украшены, Выпиши предложение. Подчеркни главные члены.
затерянный (затерять). Например: Сильно пахло вечерней свежестью, и на небе всходила
49. Н и НН в наречиях на –о и –е. луна. (ССП)
Выпиши слово. От какого прилагательного оно образовано? На этой планете отсутствует вода, поэтому там никогда
Обозначь орфограмму. не идут дожди. (СПП)
Например: мужественно (мужественный), интересно 55. Предложения с однородными членами.
(интересный). Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены.
50. НЕ с наречиями на – о и – е. Например: В лесу и на лугу пахло мокрой травой. Мы каждый день
Выпиши слово. Определи слитное или раздельное написание. сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.
Обозначь орфограмму. Запиши свой пример. 56. Обобщающие слова при однородных членах.
Например: нелепо (не употр.), Выпиши предложение. Подчеркни обобщ.слово и однород.члены.
невесело (грустно), неискренне (фальшиво); Например: В лесу растут грибы: опята, белые, лисички.
не хорошо, а плохо (есть противопоставление);
вовсе не интересно (есть слово вовсе);
не по-товарищески (не на –о и –е).
51. Буквы О, А на конце наречий.
Выпиши слово. Объясни орфограмму.
Например: досуха (от сухой – без прист.).
досрочно (от досрочный – с прист.),
влево (от левый), направо (правый).
15