Рассказ-эссе «Моя профессия – школьный библиотекарь»
Рассказ-эссе
«Моя профессия – школьный библиотекарь»
Найди себе занятие по душе,
и ты не будешь работать
ни одного дня в жизни.
Конфуций
Давайте знакомиться! Я – Обрезкова Елена Анатольевна, родилась 18 декабря 1967 года. Замужем, моя семья – муж и трое сыновей. Работаю в МОУ-лицей №21 в городе Иванове. Заведующей библиотекой служу с 2000 года, а библиотечный стаж больше – 13 лет. В библиотеку пришла случайно, так как освободилось место библиотекаря в школе. Трудно представить, что несколько лет назад я чувствовала себя отправленной «в ссылку» в библиотеку, горько оплакивала свою незавидную участь, стыдилась произносить вслух, что я – школьный библиотекарь. Мне казалось, что это место для неудачников. Почему я так считала? Видимо, сказывалось общественное мнение, библиотекарь стоял где-то посередине между уборщицей и учителем. «Выдавальщик» книг, «серая мышка», которую не слышно и не видно. С позиции сегодняшнего дня трудно определить, когда прошёл период привыкания и начался процесс «вживания». Колоссальный переворот в моём «библиотечном» сознании произошёл во время второй Библиотечной школы в Москве (огромное спасибо редакции газеты «Библиотека в школе» (издательский дом «Первое сентября») Меня удивили и потрясли замечательные организаторы-учителя и коллеги из разных городов России. Такие люди не могут быть «серыми» и «невидными», а работа полна перспектив и может приносить УДОВОЛЬСТВИЕ! Мой мир перевернулся с головы на ноги, потому что я поняла, что и здесь, на этом рабочем месте, я могу быть полезна, существует множество проблем, которые могу решить сама или просто привлеку к ним внимание; цель, «инструмент», «объект» моей деятельности остались прежние: дети и книги, а это – главное. Изменилась не моя работа, а я сама, моё отношение к этой профессии. Я вернулась в Иваново буквально окрылённая, полная планов, в предвкушении огромной предстоящей работы Прошло 9 лет. Работы не стало меньше, и она не наскучила мне за это время. Желание что-то усовершенствовать, улучшить, изменить осталось и по сей день. Работа превратилась в нескончаемый творческий процесс. Может быть, поэтому утром ждёшь с нетерпением начала рабочего дня, а вечером возвращаешься усталая и довольная, что что-то успела и завтра дел по-прежнему много. Простая случайность, каприз судьбы обернулись любовью к незнакомой для меня профессии. Поэтому и о библиотеке я сегодня говорю только с любовью. Итак, о любимой работе в библиотеке.
Наша школьная библиотека, несмотря на сложившееся мнение, что дети меньше сегодня читают, никогда не бывает пустой. К нам в первую очередь идут старшеклассники за литературой к уроку, к нам бегут малыши за яркой книгой, которую они будут читать в свободное время (его у них пока еще достаточно). Чувствую очень большую ответственность за своих читателей. Мое поведение, обстановка в библиотеке не должны оттолкнуть их. Девизом работы нашей библиотеки в этом учебном году являются слова Вольтера: «Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой». А повод для «довольства» был: 19 февраля 2009 в нашей школе был торжественно открыт долгожданный медиацентр (так нас теперь называют). Как старались библиотекари, директор школы Нина Юрьевна, завучи, ребята-ученики, готовясь к открытию! Сколько усилий было предпринято со всех сторон! Мы целых 2 недели не разгибая спины носили стеллажи, книги, отмывали, вешали занавески, украшали и т.д. и т.д. Это было общее детище, и оно удалось на славу! Первое время лицеисты входили в медиацентр на цыпочках и робко спрашивали: «А нас пускать будут?» И недоверчиво качали головами, когда слышали в ответ наше возмущённое: «А для кого же это всё?» А потом был торжественный приём, высокие гости, которые по достоинству оценили наши совместные старания и дали высокую оценку новому информационному центру, аналогов которому тогда (и сейчас!) в городе и области просто нет. Нам год. Кинешь взгляд назад: как много пережито уже в этих, ставших такими родными, стенах. Не хватит страницы, чтобы только перечислить занятия, творческие встречи, выставки, семинары, конференции, которые прошли у нас или с нашим участием. Замечательно, что сейчас обслуживают медиацентр 3 работника: есть возможность и викторину подготовить и провести, и выставку оформить, и материал подобрать для посетителей (и книгу, и диск, и ресурс Интернет). Так и должно быть! Творческий коллектив способен на многое для своего лицея, для своих (и не только своих) читателей и посетителей. Осваиваем новые формы работы (работаем в «Сетевом взаимодействии», создаём свои продукты (буклеты, библиотечные указатели (в которых используем не только традиционные документы – книги, но и ресурсы Интернет, например), пропагандируем старые (на «ура!» проходят традиционные творческие выставки), очень любят читатели по-прежнему наши конкурсы («Осенняя сказка», «Зимняя сказка», «Конкурс валентинок»), ребята начальной школы ждут и готовятся к Литературным викторинам и играм-путешествиям по прочитанным книгам, нужны и библиотечные уроки для учащихся среднего звена, на которые они приходят к нам, в медиацентр). В общем, жизнь кипит. Это очень интересно и здорово, когда есть такие возможности для работы! Но это всё внешнее. А что «внутри»?
Очень серьёзно отношусь к словам древнего мыслителя, что «библиотека – аптека для души». И школьная – особенно. Почему? Попробую доказать.
Книга лечит, помогает человеку в трудные минуты, позволяет отдохнуть и Этот ряд можно продолжить, а мы позволим себе говорить о книготерапии, которую проводит наша библиотека. Стараемся уделять книге достойное внимание, чтобы она действительно помогала нашим читателям, была другом и учителем. Имаготерапия – использование игр различного вида. В библиотечной практике очень часто используют игровые формы работы для привлечения детей к чтению. Наши читатели очень любят играть. Конечно, в первую очередь это относится к читателям начальной школы. Мы с удовольствием проводим викторины, путешествия, литературные игры, книжные студии, бюро, КВНы для них. Маленький коллектив библиотеки творческий. Но и наши читатели не отстают от нас. Домашние задания, которые получают читатели после читательских семинаров, литературных игр всегда выполняются, причем, с большим старанием и любовью, будь это письменные ответы на вопросы, мини-сочинения или рисунки к произведениям. Мы считаем, что эта деятельность обязательна, если мы хотим, чтобы у нас с читателями была обратная связь. К Неделе Детской книги оформляется выставка «По следам наших занятий». Это своеобразный отчёт деятельности библиотекаря и читателей. На этой выставке мы представляем работы детей: рисунки, отрывки из сочинений, кроссворды, стихи, синквэйны и т. д. Этот стенд с удовольствием рассматривают и сами участники занятий, и те читатели, которые на них не присутствовали: комментируют, удивляются, отгадывают кроссворды. Читая отзывы, обращаются затем за книгами к библиотекарю, читая синквэйны, создают затем свои. Терапией творчеством (креативной терапией) мы «лечим» и наших гостей – читателей. Уже стало традицией проводить Неделю класса в библиотеке: дети сами оформляют выставки, украшают библиотеку найденными высказываниями о книге, библиотеке, да и просто жизни, предлагают свои мысли. А на «сезонные» выставки («Осенняя сказка», «Зимняя сказка») приводят и своих родных, такое это яркое зрелище. Это еще одна возможность для нас привлечь учащихся в библиотеку, а нашим читателям – проявить себя, добиться успеха, пусть это и не учебная деятельность. Порой раскрываются те дети, которые в обычное время не производят какого-то яркого впечатления на окружающих. Это и есть наши рецепты успеха. Работы детей гармонично вписываются в интерьер новой библиотеки, дополняют наши книжные выставки, привлекают зрителей, приносят удовольствие нашим посетителям. Положительные эмоции обеспечены всем. Очень понравилась всем последняя выставка, созданная усилиями и библиотекарей, и детей: «Победа деда – моя Победа!» Книги о войне, рисунки, инсталляции, открытки ветеранам Великой Отечественной войны, мини-выставка «Книги из чемодана деда» (изданные в 30 и 40-х годах).
Библиотека – особое место в школе. Она объединяет и учителей-читателей, и читателей - учащихся. Стараемся, чтобы у нас было уютно всем – и малышам из начальной школы, и взрослым, чтобы наши читатели были нашими частыми гостями. Когда-то в нашем помещении был зимний сад. Решили возродить его. Часть библиотеки заставлена цветами (выращиваем сами, приносят в дар родители детей). Придумали в этом году проект «Цветы библиотеки», восьмиклассники нашли материал обо всех наших цветах, «украсили» их информационными карточками. Цветы стали как-то роднее и ближе (карточки читают не только девочки, но и мальчишки).
Работая в школьной библиотеке уже больше 15 лет, поняла, что «школьный библиотекарь» - не профессия, это призвание. И уже не важно, что и когда ты заканчивал – технический ВУЗ, гуманитарный (как я) или вообще имеешь средне-специальное образование. Главное – ты врос в ЭТО. Когда-то меня обижали слова детей: «Вон библиотекарша пошла». Теперь я только улыбаюсь – знают, здороваются, мамам-папам представляют, на ходу могут поделиться очень важным для них: «А я книгу уже прочитал» или «А мама просила принести что-нибудь похожее». Это общение очень дорого. Осознаёшь важность себя и библиотеки в школе.
Понадобилось около пяти лет кропотливой работы, пока и дети, и учителя, и администрация нашей школы поняли, что библиотека – кабинет №1 в школе. Она необходима, без неё невозможно подготовиться к урокам, провести качественно мероприятие, просто пообщаться и провести время с книгой. Теперь мы вместе решаем насущные проблемы, реализуем новые проекты. Это потребность времени. Если раньше мы работали в одиночку на себя, то теперь на нас (школьную библиотеку) работает вся школа, а вместе мы делаем одно общее дело – служим детям. В нашей школе мы очень близко подобрались к идеалу, к мечте о современной, под стать самой школе, библиотеке.
Впереди много интересной работы, только успевай поворачиваться. Всё в наших руках, если делаешь любимое дело да с душой!
0 @ 15