Эссе «Одаренный педагог. Какой он?»

Эссе «Одаренный педагог. Какой он?» Синтюрина Людмила Николаевна,
учитель географии
МБОУ г. Иркутска СОШ №10 им. П.А.Пономарева

Идет урок географии. Ученики выполняют творческую работу «Современная Россия. Какая она?». Предлагаю детям представить, что у них в руках палитра красок и им нужно нарисовать портрет сегодняшней и будущей России. Работа идет оживленно и с интересом. Краски понадобились разные, но больше всего серые и темные.
«Неужели все так мрачно?»- встревожилась я.
«А как вы думаете? Кто или что сможет сделать нашу страну светлой и яркой?»- спросили меня мои девятиклассники.
Класс затих в ожидании ответа.
«Семья, учитель и его ученики», - ответила я. Прозвенел звонок, но притихшие дети не спешили расходиться.
Я и сейчас ответила бы точно так же, уверенная в том, что будущее держится на учителе - деятеле, строителе детской души, а значит строителе будущего страны.
Ни одна профессия не имеет такой власти над человеческой природой. Хороший учитель - творец. Он, как скульптор, создающий из бесформенной глины изящные очертания, способен раскрыть возможности каждого ученика, помочь формированию его личности. Настоящий педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними как своеобразный эталон человечности и духовности. С каждым годом все больше понимаешь, какая ответственность лежит на тебе, выбравшем профессию учителя.
Как сделать так, чтобы окружающий мир стал для современного ребенка интересным, важным и манящим? Сегодня эта миссия возложена на учителя.
Я снова и снова задаю себе вопрос: «А каким должен быть одаренный учитель?». Счастлив тот человек, у которого был, есть и будет такой педагог, наделенный божьим даром вдохновлять, учить, понимать, принимать, сострадать, помогать.
Мне повезло. В моей жизни был педагог Тамара Ивановна, которая до сегодняшнего дня остается для меня эталоном профессионализма, мудрости, бескрайней душевной щедрости. Я через сорок лет помню, как мы, десятиклассники, ранним утром бежали из соседнего поселка семь километров в сорокаградусный мороз на дополнительные занятия. Бежали с радостью, потому что это были ее занятия. До сих пор храню поздравительные открытки с добрыми словами для меня - бывшей ученицы, выбравшей тот же учительский путь. Эти слова не один раз давали мне силы и дух преодолеть разочарование, вселяли веру в свои возможности. Разве это не дар, быть таким значимым в судьбе своих учеников?!
Одаренный учитель учит не только школьным предметам, а в первую очередь нравственным порывам. Мастерство одаренного педагога состоит из множества слагаемых: постоянного творчества на уроке или внеклассном занятии, неиссякаемого желания познать новое, умения управлять собой, быть честным и открытым перед детьми. Настоящий педагог наделён даром педагогического чутья, умением управлять воспитательным процессом без принуждения, с легкостью, быть в нем простым, обычным, но любимым и нужным для детей человеком, вселяющим в них уверенность и оптимизм.
·«Вера ученика в учителя, взаимное доверие, идеал человечности, который видит ребенок в своем учителе, - самые мудрые правила воспитания» ( В.А. Сухомлинский).
Наши сегодняшние дети совсем не виноваты, что живут в эпоху, где миром правит, увы, не гуманизм, а расчет, деньги и стресс. Чуткий учитель понимает, что сегодня уже недостаточно дать ученику только определенный багаж знаний, необходимо создать условия для развития его неповторимой индивидуальности, помочь поверить в свои способности и возможности не растеряться в этой жизни.
Учителем не может быть тот, кто не помнит своего собственного детства и не способен переноситься в мир ребячьих мечтаний и переживаний. Учитель по призванию навечно прописан в стране детства, он ее желанный и почетный гражданин. Но это вовсе не значит, что учитель должен плестись в хвосте ребячьих интересов и потребностей. Искусство одаренного педагога состоит в том, чтобы с высоты своей образованности и мудрости понимать их мир, побуждать, а не принуждать своих питомцев на добрые дела и поступки.
Часто вспоминаю мудрый афоризм: «Если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше бы задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы».
Настоящий педагог всегда помнит истину: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». В школе есть разные предметы. Но не значатся в расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к людям. Учитель от бога учит всему этому ежеминутно, ежечасно, повседневно. Учит и воспитывает каждым уроком, каждой своей мыслью, текстом, манерой говорить, слушать, одеваться, тем, какой он в гневе и радости. Он непрерывно воспитывает детей своим отношением к делу, своим обликом и поведением.
Смогла ли я стать педагогом, к которому будут приходить ученики с благодарностью за учительский вклад в их умы и сердца? Сегодня я в ответе за тех, «кого приручила». Я не боюсь ответственности. Я их просто люблю. Люблю обиженных и вздорных, упрямых и вредных, лживых и честных, ленивых и упорных, добрых и злых, мечтательных и озорных, непосед и неугомонных. Люблю уже за то, что они есть! Мои ученики!
Идет урок-размышление. Читаю выдержки творческих работ Вижу у ученицы слезы на глазах. На следующий день прихожу в класс и чувствую тепло, родство душ.
У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Учителю надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. Может это тепло и поможет учителю научить, воспитать и уберечь. Во всяком случае, очень хочется в это верить.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




15