Эссе на тему Современный учитель. Какой он?
Современный учитель. Какой он?
Учитель должен начинать строить успех ученика на руинах его неуспеха, так как ошибка – это источник силы и роста.
Льюик Продромоу
Уверена, что педагоги – это особые, неординарные люди, стремящиеся изменить мир к лучшему. Большинство учителей считает, что их работа – самая важная на свете. Каждый день приходится сталкиваться с ситуациями, требующими принятия немедленного решения, каждый день тебе бросают вызовы юные таланты, а порой и гении! Каждый день приходится решать новые задачи, поставленные новым временем. Новое время выдвинуло перед учителями иностранного языка новые требования, так как в общество пришло осознание необходимости владения хотя бы ещё одним языком. Знание иностранного языка – важный инструмент познания мира.
Задачи поставлены не простые – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению английского языка, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Какими же должны быть мы - учителя современной школы, чтобы соответствовать новым требованиям? Прежде всего, современной школе нужны профессионалы, обладающие высокой общекультурной компетенцией. Нелёгкий путь к мастерству начинается с целенаправленной работы по самообразованию. Настоящий мастер своего дела обязан расширять свои знания в педагогике, психологии, социологии. Он должен находить новые приемы и методы в обучение, совершенствовать навыки работы в новых условиях:
- уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
- владеть здоровье-сберегающими технологиями;
-обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;
- быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
- быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.
Современный учитель - это многогранный и разносторонний человек, который интересен детям, родителям, коллегам не только как педагог, но и хороший собеседник, готовый в любой момент передать свои знания и умения другим. Обобщая и распространяя опыт своей работы, учитель поднимается на новый уровень саморазвития.
Но этого явно недостаточно. В современной школе, где создаются условия для того, чтобы каждому было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, саморазвитием и самовоспитанием, ученик должен верить наставнику, видеть в нём высоконравственную личность, обладающую лучшими моральными качествами. Это очень важно именно сейчас, когда многое меняется в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда многих порядочных людей уже отвращает жестокость, насилие, пошлость, несущаяся с экранов телевизоров, когда происходит дезориентация человека в мире ценностей, идеалов и, как следствие, наблюдаем снижение значимости гражданской и общественной культуры. Только человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания способен помочь подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и научить их жить в социуме нормальных людей. Учителю-навигатору под силу сделать родителей своими союзниками и полноправными участниками образовательного процесса. Педагог, умеющий проектировать и выстраивать отношения, сумеет повлиять на неблагоприятную ситуацию и направить воспитательный процесс в нужное русло.
Характер взаимоотношений учителя и ученика значительно влияет на самооценку, самосознание и иногда даже на общее самочувствие ребёнка. Я убеждена, что именно гуманность является одним из важных «кирпичиков» во взаимоотношениях, а уважение к детям, забота о душевном и физическом благополучии ребёнка – это главная воспитательная задача учителя. Если между учителем и учеником установились добрые взаимоотношения, то процесс развития ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень. А такие понятия, как справедливость, взаимопомощь, доброта, проявление заботы, способность сопереживать перестают быть для ребёнка отвлечёнными понятиями и становятся образом жизни. Любому ученику нужна помощь учителя и его положительная, но справедливая оценка. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на иностранном языке, не испытывал страха сделать ошибку, чтобы на уроке возникла атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и созидания. Учитель-мотиватор всегда найдет необходимые приёмы и методы заинтересовать ребёнка и даст ребёнку право: на непохожесть; на ошибку; на неудачу; на уважение к его ошибкам; на великодушие учителя; на любовь.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что учитель 21 века – это не профессия, а образ жизни. Это особая каста мастеров своего дела, живущая по законам Доброты, Любви, Искренности и способная развить эти качества у подрастающего поколения. Мы готовы, мы можем и с огромным удовольствием получаем все лучшие знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями вместе с детьми. Мы изучаем, дискутируем, строим гипотезы, экспериментируем, творим, созидаем, ошибаемся, оступаемся, поднимаемся и снова идём вперед. В этом наш «источник силы и роста» и предназначение Учителя 21 века.