Урок русского языка в 1 классе Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?
Урок русского языка, 1 класс
Автор: Лисина Марина Анатольевна учитель начальных классов
МБОУ СШ № 95 города Архангельска
Тема: Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Цель: создать условия для знакомства учащихся со словами, отвечающими на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Задачи:
Предметные:
анализировать речевую ситуацию описания внешности, познакомить со словами, отвечающими на вопросы: какой? какая? какое? какие?
совершенствовать графический навык в процессе написания заглавных и строчных букв;
отрабатывать порядок действий при списывании.
Метапредметные:
Регулятивные:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
контролировать результаты своего труда в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
определять последовательность своих действий, направленных на достижение конечного результата.
Познавательные:
искать и выделять необходимую информацию;
анализировать объекты с целью выделения признаков;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Оборудование:
учебник «Русский язык» 1 класс / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – М., Вентана-Граф, 2011.
рабочая тетрадь «Русский язык» 1 класс, 1 часть / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – М., Вентана-Граф, 2014.
карточки с вопросами: какой? какая? какое? какие?
документ-камера, ПК
Памятка «Порядок действий при списывании»
Ход урока:
Этап урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный этап Начинаем урок русского языка. Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Чистописание Рабочая тетрадь
«Русский язык»
стр. 30
Школьная доска
с разлиновкой Откройте тетради на странице 30.
Прочитайте задание № 2.
Поставьте учебную задачу.
А что значит красиво писать?
При написании строчных букв обращайте, пожалуйста, внимание на размер петли.
(показ на доске)
А при написании заглавных букв следите за размером верхнего и нижнего элемента
(показ на доске)
Проверьте свою посадку, положите тетради наклонно. Работайте самостоятельно.
Проверяем, как вы выполнили задание.
Оцените себя.
Зажгите зелёный огонёк, если вам удалось написать как на образце.
Зажгите половину огонька, если у вас что-то не получилось.
Кто зажёг зелёный огонёк? Встаньте.
Молодцы. Читает один ученик:
«Напиши красиво»
Отвечают: «Будем учиться красиво писать буквы е и ё»
Отвечают: «Значит писать так, как образец и без исправлений»
Пишут самостоятельно. Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
саморегуляция как способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Регулятивные:
контроль в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
ФизминуткаРечевое общение. Проблемная ситуация. Учебник «Русский язык», стр. 34
Карточки с вопросами:
какие?
какой?
какое?
какая?
Ребята, на уроках русского языка мы знакомимся с законами, тайнами родного языка. И сегодня мы откроем ещё одну из них.
А поможет нам наш учебник.
Откройте его на странице 34, найдите урок 10.
Будем выполнять упражнение 1. Что скажите?
Слушайте, следите, я читаю.
Что надо сделать, чтобы мальчику найти маму?
А что именно надо о маме рассказать, что описать?
Какие могут быть у мамы волосы? Подберите подходящие слова.
Какие могут быть у мамы глаза? Назовите.
Что ещё можно рассказать о маме, чтобы её найти?
Подберите слова, какой у мамы рост?
Что ещё расскажем о маме?
Назовите, какое у мамы пальто (платье)?
Подумайте, что ещё можно сказать о маме, разыскивая её?
Подберите подходящие слова, какая у мамы сумка (шапочка)?
Как вы думаете, если мальчик так подробно опишет свою маму, ему удаться её найти? Это речевое упражнение, будем работать устно, в этом упражнении есть рубрика «Давай подумаем»
Отвечают: «Надо обратиться к взрослым и описать маму»
Отвечают: «Надо рассказать, какие у мамы волосы, глаза
Отвечают: «Светлые, темные, рыжие, короткие, длинные и т.д.»
Отвечают: «Голубые, зелёные, карие, синие, большие, маленькие и т.д.»
Отвечают:
«Какой у мамы рост»
Отвечают: «Низкий, высокий, средний»
Отвечают: «Какое у мамы платье (пальто)?
Отвечают: «Синее, коричневое и т.д.»
Отвечают: «Какая у мамы сумка (шапочка)»
Отвечают: Кожаная,
чёрная и т.д.»
Отвечают: «Да» Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Знакомство с понятием Учебник
«Русский язык»
стр. 36 На какие вопросы отвечали слова, которые помогли мальчику найти маму?
Это упражнение помогло нам открыть новую тайну русского языка. Прочитаем её на странице 36 в рубрике «Тайны языка»
С какой тайной русского языка мы сегодня познакомились?
Как вы думаете, а зачем в русском языке нужны такие слова?
P.S. Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, то учитель говорит:
«Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока» Отвечают: «Слова отвечали на вопросы: какие? какой? какое? какая?»
Читает один ученик, остальные следят.
Отвечают: «В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
Отвечают: «Такие слова нужны, что описывать предметы, рассказывать, какие эти предметы» Познавательные:
структурирование знаний;
смысловое чтение как осмысление цели чтения;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Закрепление полученных знаний Карточки с вопросами:
какой?
какая?
какое?
какие?
Рабочая тетрадь
«Русский язык» стр. 31
документ- камера
Памятка
«Порядок действий при списывании» Следующее упражнение я предлагаю выполнить стоя.
Я показываю и называю вопрос, а вы пробуете подобрать слово к данному вопросу. Тот, кто подберёт и назовет слово правильно, тот садится.
Чему учились, выполняя это упражнение?
Следующее задание выполним в рабочей тетради на странице 31.
Найдите упражнение 4, прочитаем задание.
Что нужно сделать?
Прочитаем вместе слова-подсказки, проговаривая чётко все звуки.
Потренируемся вместе.
К какому слову пробуем подобрать подходящее слово? Прочитайте.
Какие слова из слов-подсказок отвечают на вопрос: какой? Прочитайте.
Какие из слов больше всего подходят по смыслу к слову «банан»?
Запишем только одно слово. Предлагайте.
Вспомним, как правильно действовать при списывании.
Тренируемся дальше. Какое следующее слово?
Какие слова из слов-подсказок отвечают на вопрос: какой? Прочитайте.
Какие из слов больше всего подходят по смыслу к слову «виноград»?
Запишем только одно слово. Предлагайте.
Не забывайте правила списывания.
Кто считает, что может это упражнение выполнять самостоятельно? Работайте, но будьте, пожалуйста, внимательны.
Кому нужна моя помощь? Кто продолжит выполнять упражнение со мной?
Продолжаем.
(Аналогично работают со словами: дыня (какая?) _________________
груша (какая?)__________________
яблоко (какое?)_________________)
Дети стоя подбирают слова и садятся те, кто называет правильное слово.
Отвечают: «Подбирать слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какое, какие?
Читает один ученик, остальные следят.
Отвечают: «Нужно подобрать к каждому слову подходящие по смыслу слова и записать их»
Читают.
Читают: «Банан (какой?)»
Читают: «Желтый, вкусный, чёрный, мелкий»
Отвечают: «Банан (какой?) желтый, вкусный»
Читают:
1. Прочитай чётко слово так, как оно написано.
2. Повтори слово, сверь с напечатанным.
3. Запиши слово, чётко диктуя его себе.
4. Проверь себя: читай написанное и сверяй с напечатанным.
Записывают. Проверяют.
Читают: «Виноград (какой?)»
Читают: «Желтый, вкусный, чёрный, мелкий»
Отвечают: «Виноград (какой?) чёрный, вкусный, мелкий»
Записывают. Проверяют.
Группа детей работают самостоятельно, а часть детей работают под руководством учителя. Познавательные:
поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
контроль - в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Рефлексия Чему мы учились, выполняя это упражнение?
Сегодня вы сдадите тетради, и я проверю, как вы грамотно списали подходящие слова.
А теперь вспомните, с какой тайной русского языка мы познакомились на уроке?
Для чего нужны такие слова?
Спасибо за урок! Отвечают: «Мы учились правильно подбирать слова, отвечающие на вопросы: какой, какая, какое, какие?
Отвечают: «Мы узнали, что в русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие?
Отвечают: «Такие слова помогают описывать предметы» Регулятивные:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;
Личностные:
смыслообразование –
установление учащимися связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется.