Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему


Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему Как сформулировано задание? Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словамиК.Г. Паустовского.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный илиполностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Что проверяет эксперт? С2К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,илитезис не доказан,илидано рассуждение вне контекста задания,илитезис доказан на бытовом уровне 0 С2К2 Наличие примеров-аргументов  Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,но не указал их роль в тексте,илипривёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль втексте одного из них,илипривёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,иллюстрирующего тезис,илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не изпрочитанного текста С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более 1 логической ошибки,и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0 С2К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностьюи завершённостью, ошибок в построении текста нет Работа характеризуется композиционной стройностьюи завершённостью,нодопущена 1 ошибка в построении текста В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0 Наш максимум! Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 9 Что нужно для этого сделать? Правильно понять тезис и составить рассуждение на его основеПривести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в текстеСоблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), написать его связно и логичноВерно выстроить композицию текста (вступление, основная часть, заключение) Алгоритм работы: Внимательно прочтите высказывание, подчеркните ключевые слова Определите, о каком языковом явлении идет речь в этом тезисе. Подумайте, к какой тематической группе его отнести: Лексика и фразеологияЛексика и грамматикаМорфемика и морфологияСинтаксис ПунктуацияЯзык и речьЯзык художественной литературы, средства речевой выразительности Пишем вступлениеВо вступлении необходимо сформулировать позицию автора высказывания (объяснить смысл высказывания) и выразить своё отношение к ней.- формулируя свое понимание тезиса, можно и нужно опираться на ключевые слова высказывания, выделенные в пункте 1 Например:Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.А. И. ТихоновЯ понимаю высказывание лингвиста А.И.Тихонова следующим образом: в каждой части слова содержится определенный смысл, а если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста. Клише Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: …Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о… 5) Подобрать примеры-аргументы из текстаВспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказыванииНайдите примеры данного явления в текстеВыпишите их или укажите номер предложения. Укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове- Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац Тематическая группа Какое языковое явление можно взять в качестве аргумента? Пример 1. Лексика и фразеология - Многозначность словаСлова одной тематической группы Лексика с точки зрения сферы ее употребления (общеупотребительная, жаргонизмы, профессионализмы)Синонимы, антонимыФразеологизмыТропы (эпитет, метафора, сравнение и пр.) С точки зрения сферы употребления в лексике выделяются слова, которые употребляются определенной возрастной или социальной группой. Это жаргон. В предложении 15 автор использует слово из молодежного жаргона «круто», чтобы охарактеризовать своего героя – подростка Тематическая группа Какое языковое явление можно взять в качестве аргумента? Пример 2. Синтаксис Виды предложений по цели высказывания Виды предложений по эмоциональной окраскеОднородные члены предложенияВводные слова, обращенияПростые и сложные предложенияПрямая речь, косвенная речь, диалог Синтаксические конструкции позволяют ясно и четко формулировать мысли. Использованный автором ряд однородных сказуемых (вскочил, побежал, выкрикнул) помогает передать последовательные действия главного героя. Тематическая группа Аргумент Пример 3. Лексика и грамматика Аргумент для лексических явлений – см.п.1Аргумент для грамматических явлений – см.п.2 В лексике существует такое явление как антонимия. Автор использует в предложении 9-10 антонимы «взрослые» и «дети», чтобы показать, что данная проблема актуальна для людей разных возрастов.Грамматика позволяет ясно и четко формулировать мысли. Используя вопросительное предложение «Что такое милосердие?», автор формулирует проблему, над которой будет размышлять в тексте. Тематическая группа Аргумент Пример 4. Пунктуация разделительные знаки препинания выделительные знаки препинания знаки конца предложения Знаки препинания необходимы в письменной речи, так как они помогают структурировать предложение, разделяя и выделяя его смысловые части. Например, в предложении «Крыша, охваченная огнем, была видна издали» с помощью запятых выделен причастный оборот. 5. Морфемика и морфология языковое явление, о котором идет речь в высказывании. (часть речи, часть слова) Глагол передает действие предмета, придает предложению особую динамику. Используя ряд глаголов «трещать, щелкать, переливаться», автор показывает все разнообразие звуков, которые издавали певчие птицы. Тематическая группа Аргумент Пример 6. Язык и речь - Слово в словаре (язык) и его конкретное значение в высказывании (речь)- Речь героя как средство его характеристики Слово в языке многозначно, оно может обладать тем или иным значением. Слово в речи однозначно, оно привязано к контексту своего предложения, к ситуации, в которой произнесено. В предложении 21 автор употребляет слово "твёрдая", у которого много значений ("жёсткая", "беспощадная", "обоснованная"), в значении "непоколебимая" . Ведь речь идёт об уверенности собаки. Тематическая группа Аргумент Пример 7. Язык художественной литературы, средства речевой выразительности - тропы (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение)- синонимы, антонимы- фразеологизмы- риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое обращение) Автор пишет очень эмоционально и выразительно. Он использует фразеологизм «сломя голову», чтобы показать стремительность движения своего героя. Важную роль в тексте играют эпитеты «хрустальный», «певучий», «нежный». С помощью этого тропа автор передает то незабываемое впечатление, которое производит голос девочки. Клише Аргумент 1Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…Рассмотрим предложение…Предложение … подтверждает мысль о том, что ….Аргумент 2Также убедительным аргументом может стать…В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение… 6) Пишем заключениеПодведите итог своему рассуждениюПодчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого Например:Итак, мы доказали, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста А.Н.Тихонова справедливо. Клише Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо.Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист (писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что …Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо). 7) Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте:- нет ли грамматических ошибок- не нарушена ли связь слов- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих- не нарушена ли логика изложенияправильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!)8) Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: - найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.9) Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком. Желаем успеха и максимального балла на экзамене!