МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста»
112395-902335ММК-СМК-МРС-
44-02-01 Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»
Методические рекомендации
по выполнению самостоятельной работы
(Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста)
Е.С. Рожина
МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
«Теоретические и методические основы физического воспитания
и развития детей раннего дошкольного возраста»
Для студентов специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Муравленко 2015
Рожина Е.С. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста» для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование. – Муравленко: Муравленковский многопрофильный колледж, 2015. – 14 с.
Методические рекомендации рассмотрены, утверждены и рекомендованы к использованию на заседании предметной (цикловой) комиссии физического и патриотического воспитания. Протокол № 2 от 21.10.2015 г.
Автор-составитель:
Рожина Елена Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внутренние эксперты:
Бояркин Александр Дмитриевич, преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»
Внешний эксперт:
Леонтьева Елена Викторовна, преподаватель физической культуры высшей категории ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста» являются частью учебно-методического комплекса программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения и включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задания для самостоятельных работ студентов, рекомендации по их выполнению и критерии оценивания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемый студент!
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по междисциплинарному курсу «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста» для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование позволят Вам оптимально усвоить и закрепить учебный материал.
Приступая к выполнению самостоятельной работы, Вам необходимо внимательно прочитать ее цель, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, заданием по самостоятельной работе, выполнить его в соответствии с рекомендациями, которые даны в приложении.
Наличие положительной оценки по самостоятельным работам необходимо для получения зачета по учебной дисциплине.
Внимание! Если в процессе подготовки к самостоятельным работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
Желаем Вам успехов!
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание Стр.
Пояснительная записка 3
Содержание самостоятельных работ 5
Список рекомендуемых источников 14
Тема 1. Общие вопросы теории и практики физического воспитания детей
Самостоятельная работа № 1: Подготовить реферат на тему «Оздоровительно-закаливающие мероприятия для детей дошкольного возраста».
Цель: обобщить знания об оздоровительно-закаливающих мероприятиях для детей дошкольного возраста.
Студент должен:
знать: теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
Рекомендации по написанию реферата
Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение содержания документа или его части, научной работы, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с источниками и определения целесообразности обращения к ним.
Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче сведений, полнота отображения основных элементов как по содержанию, так и по форме.
Цель реферата - не только сообщить о содержании реферируемой работы, но и дать представление о вновь возникших проблемах соответствующей отрасли науки.
В учебном процессе реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научного исследования и т.п.
Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий её вопросы на основе обзора литературы и других источников.
Основные этапы работы над рефератом
В организационном плане написание реферата - процесс, распределенный во времени по этапам. Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Написание реферата. Определен список литературы по теме реферата. Изучена история вопроса по различным источникам, составлены выписки, справки, планы, тезисы, конспекты. Первоначальная задача данного этапа - систематизация и переработка знаний. Систематизировать полученный материал - значит привести его в определенный порядок, который соответствовал бы намеченному плану работы.
Структура реферата
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно содержит следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Объем реферата 10-15 страниц. Введение - 1,2 страницы.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по предложенному плану, используя материал из списка использованных источников. В этом разделе работы даны основные понятия, содержание и характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Для студентов важно выработать свой собственный стиль, который соответствует характеру материала.
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
В списке основных использованных источников в алфавитном порядке размещаются фамилии авторов. В дополнительных использованных источниках приводятся официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи.
Форма контроля: индивидуальная беседа по теме реферата.
Тема 2. Методика физического воспитания и развития детей
Цель: закрепить знания о методах и приёмах развития физических качеств.
Студент должен:
знать: теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию; методику проведения диагностики физического развития детей;
уметь: определять способы педагогической поддержки воспитанников;
Самостоятельная работа № 2: Подготовить презентацию на тему «Методы и приёмы развития физических качеств».
Рекомендации по оформлению компьютерных презентаций
Рекомендации по дизайну презентации
Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.
Текстовая информация:
размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.
Графическая информация:
рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;
если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.
Анимация
Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.
Звук
звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.
Единое стилевое оформление
стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
Содержание и расположение информационных блоков на слайде
информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;
наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;
логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.
В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.
Рекомендации к содержанию презентации.
По содержанию:
На слайдах презентации не пишется текст, который произносит докладчик.
Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.
Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.
По оформлению
На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.
Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.
Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора или краткое название презентации, год создания, номер слайда.
В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.
Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.
Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:
название фильма (репортажа),
год и место выпуска,
авторы идеи и сценария,
руководитель проекта.
Общие правила оформления презентации
Титульный лист
Название презентации.
Автор: ФИО, студента, место учебы, год.
Логотип колледжа.
Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки
Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).
В конце точка не ставится.
Анимация, как правило, не применяется.
Текст
Форматируется по ширине.
Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.
Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.
Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.
Пример 1.
Виды механической обработки овощей: сортировка; колибровка; мойка; очистка; нарезка.
Обратите внимание - после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы! Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее - маленькими.
На схемах текст лучше форматировать по центру.
В таблицах – по усмотрению автора.
Обычный текст пишется без использования маркеров списка.
Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика
Используйте четкие изображения с хорошим качеством.
Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».
Анимация
Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.
Список литературы
1) Фамилия и инициалы автора;
2) Заглавие документа (книги, статьи из журнала, газеты, сборника научных статей и пр.);
3) Общее обозначение материала;
4) Сведения, относящиеся к заглавию (наличие частей, томов, выпусков, жанр, вид издания, перевод и т.д.);
5) Сведения об ответственности: фамилии авторов, составителей, редакторов, переводчиков, иллюстраторов и др.;
6) Данные о повторности издания;
7) Место издания;
8) Издательство;
9) Год издания;
10) Количество или интервал страниц.
Главным источником информации для создания описания является титульный лист (этикетка, наклейка и др.). Сведения, отсутствующие на титульном листе, но необходимые и сформулированные на основе анализа документа, приводят в квадратных скобках.
Элементам библиографического описания документа предшествуют следующие разделительные (предписанные) знаки, являющиеся обязательными, употребление которых не связано с нормами языка. До и после разделительного знака ставится пробел. Исключение: точка и запятая. Пробел ставится только после них.
. (точка)
. - (точка-тире)
, (запятая)
: (двоеточие)
; (точка с запятой) / (одна косая черта)
// (две косые черты)
() (круглые скобки)
[ ] (квадратные скобки)
+ (плюс)
= (знак равенства)
Общее обозначение материала вносится сразу после заглавия в квадратных скобках с прописной буквы. (Общее обозначение материала, описания которого преобладают в конкретном информационном массиве, может быть опущено.)
[Видеозапись]
[Звукозапись]
[Изоматериал]
[Карты]
[Комплект]
[Кинофильм]
[Микроформа] [Мультимедиа]
[Ноты]
[Предмет]
[Рукопись]
[Текст]
[Электронный ресурс]
Образец
История России [Текст]: учеб. пособие для студ. всех специальностей / В.Н. Быков ; отв. ред. В.Н. Сухов; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: СПбЛТА, 2001. - 231 с.
Интернет-ресурсы:
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Мультимедиа]: электрон, текст., граф., зв. данные и прикладная прогр. (546 Мб). - М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. - Электрон.опт. диск (CD-ROM).
Русский язык [Электронный ресурс]: словарь. - Режим доступа: http: //www.grarmota.ru.
Мейман Э. Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.
Правила оформления презентаций
1.Общие требования к смыслу и оформлению:
Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения.
2.Общий порядок слайдов:
Титульный;
План презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов - это максимум, к которому не следует стремиться);
Основная часть;
Заключение (выводы);
Спасибо за внимание (подпись).
3. Требования к оформлению диаграмм:
У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда; Диаграмма должна занимать все место на слайде; Линии и подписи должны быть хорошо видны.
4. Требования к оформлению таблиц:
Название для таблицы. Отличие шапки от основных данных.
5. Последний слайд (любое из перечисленного):
Спасибо за внимание; Вопросы; Подпись; Контакты.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить для проверки в электронном виде.
«Отлично» - если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» - работа содержит небольшие неточности.
«Удовлетворительно» - презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Тема 3. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
Самостоятельная работа № 3: Подготовить конспект занятия (для любой возрастной группы по выбору).
Цель: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов.
Студент должен:
знать: особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
уметь: планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательного учреждения;
Методические рекомендации по написанию и проработке конспекта
Конспект – это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.
Существует две разновидности конспектирования:
конспектирование письменных текстов (документальных источников, учебников и т.д.);
конспектирование устных сообщений (лекций, выступлений и т.д.).
Дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.
Классификация видов конспектов
1. План-конспект (создаётся план текста, пункты плана сопровождаются комментариями. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст).
2. Тематический конспект (краткое изложение темы, раскрываемой по нескольким источникам).
3. Свободный конспект (включает в себя цитаты и собственные формулировки).
4. Формализованный конспект (записи вносятся в заранее подготовленные таблицы. Это удобно при подготовке единого конспекта по нескольким источникам. Особенно если есть необходимость сравнения данных. Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на заранее подготовленные вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных объектов, явлений, процессов и т.д.).
5. Опорный конспект. Необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении. Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.
Общие рекомендации по составлению конспекта
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в электронном виде, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию.
Существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
При конспектировании старайтесь выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Критерии оценивания учебного конспекта
«Отлично» - полное использование учебного материала. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Присутствует логика изложения, наглядность, аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая).
«Хорошо» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Отсутствуют связанные предложения, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
«Удовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
«Неудовлетворительно» - использование учебного материала неполное. Объём конспекта – менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта). Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствуют связанные предложения, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
Форма контроля: индивидуальное собеседование.
Тема 4. Планирование работы по физическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении
Самостоятельная работа № 4: Составить план физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ
Цель: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов.
Студент должен:
знать: методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
уметь: проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
Образец плана физкультурно-оздоровительных мероприятий
в ДОУ на учебный год
№ п/п Мероприятия Группы Периодичность
выполнения Ответственный
1 Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима Все группы Ежедневно Воспитатели, психолог
2 Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Все группы В течение года психолог
3 Плавание в бассейне Дошкольные группы 1-2 раза в неделю в течение года Инструктор по физическому воспитанию
4 Утренняя гимнастика Все группы Ежедневно Воспитатели, музыкальные руководители
5 Гимнастика после дневного сна Все группы Ежедневно Воспитатели, контроль медработника
6 Прогулки с включением подвижных игровых упражнений Все группы Ежедневно Воспитатели
7 Спортивные игры и упражнения Все группы Ежедневно Воспитатели
8 Физкультурный досуг Все группы 1 раз в месяц Инструктор по физвоспитанию, воспитатель
9 Спортивный праздник Дошкольные группы 2 раза в год Инструктор по физвоспитанию, воспитатель
10 Летние походы Дошкольные группы 1 раз в месяц Воспитатели, инструктор по физкультуре
11 Зимние походы Дошкольные группы 1 раз в месяц Воспитатели, инструктор по физкультуре
12 Гимнастика глаз Все группы Во время занятий на физкультминутках Воспитатель, медработник
13 Пальчиковая гимнастика Все группы 3-4 раза в день Воспитатель, логопедпсихолог
14 Дыхательная гимнастика Все группы Во время занятий по развитию речи, на коррекционных занятиях Воспитатель
Логопед
Дефектолог
Психолог
15 Оздоровительный бег Старшая, подготовительная В чередовании с утренней гимнастикой: старшая – 2 раза в неделю; подготовительная – 3 раза в неделю) Воспитатели
Форма контроля: проведение мероприятия на занятии со студентами.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература:
1.Теория и методика физического воспитания для детей дошкольного возраста. Шебеко, В.Н. – М.: Высшая школа, 2010. - 384 с.
2.Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
Рекомендуемая литература:
Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения. [Текст] / Э.Й. Адашкявичене – М., 2002. – 198 с.
Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду. [Текст] / Н.И. Бочарова – М., 2004. – 327 с.
Ильин, Е.П. Психология физического воспитания. [Текст] / Е.П. Ильин – М., 2000. – 312 с.
Кожухова, Н.Н., Рыжкова, Л.А., Самодурова, М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении [Текст] / Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002. – 236 с.
Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст] / М.Н. Кузнецова – М., 2002. - 305 с.
Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка. [Текст] / М.Д. Маханева – М., 2000. – 232 с.
Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И. Амарян, В.А. Муравьев. – М., 2004. – 269 с.
Овчиникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. [Текст] / Т.С. Овчиникова – СПб., 2006. – 256с.
Полтавцева, Н.В., Гордова, Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2004. – 385 с.
Прохорова, Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет. [Текст] / Г.А Прохорова – М., 2004. – 245 с.
Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5–7 лет. [Текст] / – М.А. Рунова. - М., 2000. – 314 с.
Сивачева, Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. [Текст] / Л.Н. Сивачева – СПб., 2001 – 265 с.