Урок открытых мыслей Стихотворение М.Ю.Лермонтова Утёс-философское размышление о межличностных отношениях

Урок открытых мыслей
По стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утёс»
Цель: учиться видеть мотив стихотворения через образ.
Познакомить детей с творчеством М.Ю.Лермонтова.
Научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений.
Продолжать формировать навыки выразительного чтения и умения интонацией передавать настроение.
Воспитывать любовь к русской поэзии.

Сегодня нам предстоит знакомство с удивительным стихотворением Лермонтова «Утёс».
Почему удивительным? Да потому что в нём «спрятана» тайна, тайна мирозданья. Ребята, внутри каждого из вас живет мудрый голос. Он ведет нас по жизни, помогает нам стать добрее, умнее. Давайте прислушаемся к нему. Интересно, что он говорит о предстоящем уроке? Какие цели вы перед собой можете поставить? (ответы детей) Поможет нам достигнуть поставленных целей ваша внимательность, желание работать и подсказка – буклет.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Вначале проведём небольшую разминку по результатам прошлого урока
«Проверяю себя».
- В тетради поставьте цифры в столбик от 1 до 5. Я буду зачитывать определение, если вы согласны с тем, что я зачитала, поставьте +. Если не согласны - -.
Пейзаж - это жанр литературы.
Контраст - это картина природы.
Строфа - это группа стихов, связанных по смыслу.
Рифма - повтор звуков, связывающих окончания слов.
Пауза - короткий перерыв в речи.
Проверка: --+++.

Вот эту картину написал М. Ю. Лермонтов. Кто знает, как по-другому называется высокая скала? Это утес. Утёс-это и произведение, с которым мы познакомимся на уроке. (чтение стихотворения)
. УчительIII. Восприятие темы. Красивое стихотворение? Я предлагаю вам ответить на вопрос, который записан в ваших буклетах: Стихотворение «Утёс» - это только описание природы? А может это «зашифрованное» философское рассуждение о межличностных отношениях? (ответы детей).
Хорошо, я принимаю ваши ответы, но в течение урока вы докажете правильность своих предположений.




Сегодня у вас есть возможность побывать в роли исследователей. Итак, в путь за сокровищами лермонтовского слова. Учитель. - Какие образы создает поэт? (Дети. Образ тучки и утеса.
/Образы появляются на доске/

Какие картины вы представили, читая произведение? (Ответы детей подкрепляются словами текста.) (Карточки мгновенного предъявления!) – рисуем в цвете тучку и утёс на заранее вырезанных контурах. - Почему именно так вы изобразили тучку и утёс? (. Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес.)
Исследование №1 буклет
Что общего между лермонтовскими героями: парусом, сосной и утёсом?
(дети пишут в буклетах и отвечают)

Исследование №2
почему «Тучка», а не облако, облачко?
(пишут и отвечают)
Тогда почему «Утёс», а не гора? (отвечают)
Сделаем наш первый вывод: (записываем) В стихотворении даны два начала: женское и мужское.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Быть может мы уже сможем дать ответ на наш вопрос? Или он будет пока неполным? Ответ мы дадим, когда разгадаем все тайны произведения.
Давайте ближе познакомимся с героями стихотворения.
ТУЧКА- какая она? Что мы о ней узнали?
(буклет) ( тучка золотая
Почему она золотая? (Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота).

А может, она просто очень красивая? Какие действия совершала тучка? Прочти. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия? ( Человек. Молодая девушка). Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная. Физкультурная пауза.
- Почему ночевала на груди утеса- великана? (Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.) - Почему утеса- великана? Какой он-утёс? (Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту).
Только ли размер важен, когда автор говорит об утесе – великане? ( Нет, он называется еще и старым, у него морщины, он прикован к месту, не может двигаться и странствовать, как наша тучка. Но может поддержать в трудную минуту, выслушать, дать совет).


-Почему «одиноко» стоит? (прикован к месту, недвижим, никого нет рядом, и тучка его покинула)
Почему остался влажный след в морщине старого утеса? Может, это слезы тучки?(ответы детей) А может это слезы утеса? Встреча оставила след в его душе. Почему задумался глубоко? После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребо
·ванность. - Почему тихонько плачет? Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает. Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать. -
Стихотворение заканчивается словами «И тихонько плачет он в пустыне». Почему в пустыне? Что такое пустыня? (отвечают, сравнивают свой ответ с толкованием в словаре). См буклет. Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он уходит в себя (он как в пустыне).

Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него.
( убираю тучку, звезды, месяц).
Утёс остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства КАКИЕ? Помогите мне. (Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.) (КРАСКА) Образ – пейзаж позволил нам говорить не просто об удивительно красивой природе, но и (открывается запись) о человеческих чувствах, о человеческих переживаниях. Значит образ – пейзаж – это мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

*Какой прием художественной выразительности помог нам говорить об утесе как о живом человеке? Олицетворение. * Есть ли среди предложенных вам примеров олицетворения? Найдите их.(в буклете)
(карточки!)
Какие ещё выразительные средства вы узнали среди предложенных вам в буклете?
(дети называют примеры и термин)
Сколько частей в стихотворении?(2)
Кому посвящена 1 часть (1 строфа) стихотворения? (тучке)
2 часть (« строфа) - (утёсу)
По описанию эти картины одинаковые? Они противопоставлены друг другу. Какой приём здесь использовал автор?
.
Контраст Какую роль играют выразительные средства в стихотворении?
(они помогли оживить героев произведения, помогли показать чувства, которые эти герои переживают, помогли представить в цвете образы стихотворения)


А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве? О ком это произведение? ( О самом авторе, его переживаниях.) А попробуйте сейчас вы прочитать это стихотворение, передав чувства, изображённые в произведении. (чтение стихотворения детьми) Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать, если кому- то одиноко? Ответы детей.
. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие. Я шла по улице, я всматривалась в лица. Хотела я о людях больше знать, Но люди шли, смотря себе под ноги, На улице был лед, боялись все упасть. Не видно глаз людских, все скованы и сжаты, А ведь в душе они совсем не те Боимся мы в глаза смотреть друг друга, Боимся людям тайны доверять, Но надо постараться быть открытым, Друг другу в жизни надо помогать.
Давайте и мы поможем нашему утесу, вернем ему красивую тучку. (Дети наклеивают разноцветные тучки к Утёсу)

IV. Рефлексия.
- Если вам нравилось, как вы работали, если у вас все получалось, то возьмите золотую тучку.
- Если все удавалось, но не сразу – выбери оттенки синего. - А если трудных моментов было много, возьмите красную тучку. Давайте подарим их нашему утесу. Посмотрите, как красив

Ребята, мы разобрали стихотворение и сейчас, наверное вы сможете ответить на вопрос: стихотворение «Утёс»- это только описание природы? А может быть это рассуждение о межличностных отношениях?
(ответы детей)

А как бы вы сформулировали тему нашего урока?
(формулировка темы « Пейзажное стихотворение Лермонтова о межличностных отношениях»)

V. Творческое домашнее задание. Учитель. Мы много сделали на уроке. Предлагаю творческое домашнее задание по выбору. - Создайте образ тучки и утеса красками. - Выучите стихотворение «Утес»; поищите музыку, созвучную тому настроению, что в стихотворении.
И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где- то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.
Спасибо за урок, до новых встреч!


* При подготовке урока использованы ресурсы интернет





15